РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:32
17:23
17:20
16:45
16:41
Обзоры
7 декабря 2005 г.
версия для печати
Фрадков прилетел в ЕС жаловаться на Украину

Премьер Михаил Фрадков, прибывший в Брюссель во главе представительной российской делегации, проведет в среду переговоры с чиновниками Евросоюза. Одной из самых сложных и щекотливых тем будет транзит газа в Европу через Украину, по поводу которого «Газпром» конфликтует с украинским «Нафтогазом». Накануне в Москве прошел очередной раунд переговоров, который завершился традиционно безрезультатно. «Украина сорвала переговоры», - заявил представитель российской монополии.

Теперь Фрадков выходит на новый уровень. «Вопросы транзита газа - это не только вопрос отношений России и Украины, но и вопросы, которые затрагивают интересы Евросоюза», - заявил «Интерфаксу» правительственный чиновник. Правда, надо заметить, украинские чиновники так же, как и российские, надеются на поддержку Евросоюза, а последний старается как угодно дистанцироваться от этого конфликта.  

23 ноября Михаил Фрадков демонстративно отказался лететь в Киев - Украине было предъявлено ультимативное требование оплачивать российский газ по среднеевропейской цене 160 долларов за тысячу кубометров. Газовый конфликт так и остался нерешенным, а значит, неизвестно, будет ли Россия в 2006 году поставлять газ на Украину. Для ЕС это означает, что украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.

В среду Фрадков намерен провести расширенные переговоры с Еврокомиссией и двусторонние - с ее главой Жозе Мануэлом Баррозу. Главный упор - на экономику. С премьером в Брюссель прибыли почти все министры экономического блока правительства РФ, отмечает «Коммерсант»: министр экономического развития Герман Греф, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Отрегулировать договоры  

Перед поездкой Фрадков объяснял президенту Владимиру Путину цель визита тем, что «накопилось много вопросов общего характера, связанных с истекающим в 2007 году сроком действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС». Пока это соглашение, подписанное в 1994 году, – основной документ, определяющий взаимоотношения России с Евросоюзом. Источники в российской делегации заявляют, что «и сама Россия с 1994 года изменилась, и соглашение морально устарело». «Пока ни у России, ни у ЕС нет готового решения. Наша идея – совместно постараться выработать общее понимание того, нужно ли новое соглашение и если нужно, то какое», – заявил в ноябре этого года официальный представитель МИД России Михаил Камынин. За месяц, несмотря на частые встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова со своими коллегами из ЕС, в этом вопросе ничего не изменилось, подчеркивает «Коммерсант».

Кроме «морально устаревшего» соглашения отношения России с ЕС регулируют и так называемые «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств Россия–ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Это рамочные документы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2005 года во время саммита Россия–ЕС в Лондоне. Большого прогресса в развитии соглашений не обнаруживают даже российские дипломаты. «Определены форматы движения по экономическому пространству – это отраслевые диалоги. В настоящее время запущены два секторальных диалога – энергетический и транспортный, еще по девяти идет согласование правил процедуры», – объяснили в МИДе. Источник же в российской делегации накануне отлета в Брюссель сообщил «Коммерсанту», что будет поставлен вопрос «о запуске новых диалогов в сферах промышленной политики, сельского хозяйства, вопросов интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества».  

Тем не менее, Михаил Фрадков все же желает добиться чего-то более конкретного. Тот же источник рассказал, что «оптимальным вариантом является подготовка нового всеобъемлющего соглашения по всем аспектам взаимоотношений, которое при необходимости может дополняться отраслевыми договоренностями; кроме того, российская сторона намерена предложить создать постоянный совет партнерства России и ЕС».

Газовый вопрос: тонкая настройка толстой трубы  

Труднейшие переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» по поводу экспорта российского газа на Украину и транзита по ее территории в Европу давно зашли в тупик. Обе стороны намерены отстаивать свои позиции до последнего. Украина выступает против повышения цен на газ, пользуясь тем, что по ее территории осуществляется транзит российского газа в Европу. А «Газпром», взявший курс на повышение цен для привилегированных потребителей из стран СНГ, готов платить за транзит больше, но желает продавать газ Украине на общих условиях.

Разница между ростом транзитной стоимости и увеличением стоимости газа до общеевропейской - 160 долларов за тысячу кубометров - не в пользу Украины. Однако и у России пока не хватает альтернативных мощностей, чтобы экспортировать газ в Европу в обход Украины.  

На данный момент цена транзита составляет 1,09 доллара на 100 километров за 1 тысячу кубометров. «Газпром» готов поднять эту цену до 1,5-1,75 доллара.

Европе этот вопрос интересен потому, что грозит срывом поставок. Украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.  

Кроме того, как отмечала ранее британская газета The Times, этот спор привлекает внимание «к растущей зависимости Запада от российского газа и пробуждает опасения, что Кремль начал использовать свое положение ведущего поставщика энергоресурсов как инструмент внешней политики». «Россия желает утроить цену на газ, продаваемый Украине, начиная с 1 января, частично из-за того, что эта страна сменила свою ориентацию на Запад», - считает газета.

По мнению авторов публикации, «если обе стороны не смогут урегулировать свой спор в течение следующего месяца, то Украина может прервать поток российского газа в Западную Европу. Почти 80% этого газа проходит по трубопроводам, проложенным по ее территории».  

Газета подчеркивает, что перерыв в поставках газа из России «может иметь опустошительный эффект в Западной Европе. Россия, стоящая на первом месте в мире по добыче газа, поставляет примерно четверть газа, который нужен ЕС. Она единственный поставщик для Эстонии, Латвии, Литвы и Словакии, обеспечивает поставки примерно 80% газа для Венгрии и Польши, и более 70%. для Чехии. Это дает Москве значительную силу в странах, некогда принадлежавших к сфере ее влияния. Но Россия во все большей степени прокладывает дорогу на традиционные рынки Запада. Примерно 40% газа Германии и 25% газа Франции поступает с сибирских месторождений».

Газета полагает, что энергетического кризиса в Европе «можно избежать. Адам Ландес, специалист в области энергии компании «Ренессанс Капитал», считает, что соглашение все еще возможно. «Роль Украины в транзите настолько важна для Европы, что, по моему убеждению, соглашение будет достигнуто в самый последний момент», - считает он. «Прерывание поставок российского газа на Украину будет почти равно катастрофичным как для российской, так и для украинской экономики. Россия зависит от своих значительных поступлений от газа в твердой валюте. Этот спор подчеркивает необходимость для России находить альтернативные маршруты для ее экспорта в Западную Европу, который в следующем десятилетии возрастет на треть».  

Торговые претензии

Также в Брюсселе будут обсуждать и условия торговли с ЕС зерном. Алексей Гордеев намерен поставить вопрос об отмене квот на ввоз зерна из России в ЕС. Минсельхоз полагает, что страны ЕС «нарушают правила справедливой конкуренции на зерновых рынках Ближнего Востока и Северной Африки». «Мы считаем недопустимым применение таких экспортных субсидий, которые делают невозможными поставки третьими странами, включая Россию», - заявил Гордеев. Министр собирается поставить вопрос и «о снижении уровня государственной поддержки европейских фермеров».  

Другая претензия к ЕС связана с повышением им пошлин на первичный алюминий, ввозимый из России. В заявлении 2004 года Евросоюз обязался сохранить действующий уровень пошлин, но в 2005 году в одностороннем порядке принял решение увеличить средневзвешенную ставку пошлины с 4% до 7%. Со своей стороны ЕС может вновь поставить вопрос об отмене взимаемых с европейских авиакомпаний платежей за транссибирские перелеты, перечисляемых непосредственно «Аэрофлоту».

Источник: Еженедельник «2000», 7 декабря 2005 г.



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария:

Nikolai Krasnikov, Geneva, Moskva, 07.12 19:36
Kogda Rossia prodaet gas na sapad to eto plata sa tehnicheskyu otstalost,
kogda Rossia prodaet gas "bivshim bratiam" tipa Grysii i Ykraine da ese po nisloi sene to eto marasm i
predatelstvo nasionalnih interesov Rossii. Mi govorim o demografii,
net deneg na yvelichenie posobii semiam s detimi. Tolko
sa chet perevoda tsen po torgovle siriem s "bivshimi bratiami' mi mogli bi platit kasdomy rebenky doponitelno ne menee 300 ryble.
Pora konchat ety leninskyu politiky "internasionalisma". Nashim devisom dolsno
bit "Svoia rubashka blishe k tely"









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Покушение 
22.03.06
Влад Павлов, Киев
 СМИ 
22.03.06
 Иллюзия 
22.03.06
Виктор Васильев, Москва
 Психоз 
22.03.06
Андрей Капустин, Киев

Экономика
 Надежда 
22.03.06
 Экспансия 
17.03.06
Илья Карлинский, Москва
 Авиапром 
16.03.06
Илья Кедров, Москва

Гуманитарная аура
 Рецензия 
21.03.06
Виктор Тимошенко, Москва
 Самбо 
21.03.06
Виктор Васильев, Москва
 Цвета 
21.03.06
Степан Площадный, Киев

Яндекс цитирования