Премьер Михаил Фрадков, прибывший в Брюссель во главе представительной российской делегации, проведет в среду переговоры с чиновниками Евросоюза. Одной из самых сложных и щекотливых тем будет транзит газа в Европу через Украину, по поводу которого «Газпром» конфликтует с украинским «Нафтогазом». Накануне в Москве прошел очередной раунд переговоров, который завершился традиционно безрезультатно. «Украина сорвала переговоры», - заявил представитель российской монополии.
Теперь Фрадков выходит на новый уровень. «Вопросы транзита газа - это не только вопрос отношений России и Украины, но и вопросы, которые затрагивают интересы Евросоюза», - заявил «Интерфаксу» правительственный чиновник. Правда, надо заметить, украинские чиновники так же, как и российские, надеются на поддержку Евросоюза, а последний старается как угодно дистанцироваться от этого конфликта.
23 ноября Михаил Фрадков демонстративно отказался лететь в Киев - Украине было предъявлено ультимативное требование оплачивать российский газ по среднеевропейской цене 160 долларов за тысячу кубометров. Газовый конфликт так и остался нерешенным, а значит, неизвестно, будет ли Россия в 2006 году поставлять газ на Украину. Для ЕС это означает, что украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.
В среду Фрадков намерен провести расширенные переговоры с Еврокомиссией и двусторонние - с ее главой Жозе Мануэлом Баррозу. Главный упор - на экономику. С премьером в Брюссель прибыли почти все министры экономического блока правительства РФ, отмечает «Коммерсант»: министр экономического развития Герман Греф, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Отрегулировать договоры
Перед поездкой Фрадков объяснял президенту Владимиру Путину цель визита тем, что «накопилось много вопросов общего характера, связанных с истекающим в 2007 году сроком действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС». Пока это соглашение, подписанное в 1994 году, – основной документ, определяющий взаимоотношения России с Евросоюзом. Источники в российской делегации заявляют, что «и сама Россия с 1994 года изменилась, и соглашение морально устарело». «Пока ни у России, ни у ЕС нет готового решения. Наша идея – совместно постараться выработать общее понимание того, нужно ли новое соглашение и если нужно, то какое», – заявил в ноябре этого года официальный представитель МИД России Михаил Камынин. За месяц, несмотря на частые встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова со своими коллегами из ЕС, в этом вопросе ничего не изменилось, подчеркивает «Коммерсант».
Кроме «морально устаревшего» соглашения отношения России с ЕС регулируют и так называемые «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств Россия–ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Это рамочные документы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2005 года во время саммита Россия–ЕС в Лондоне. Большого прогресса в развитии соглашений не обнаруживают даже российские дипломаты. «Определены форматы движения по экономическому пространству – это отраслевые диалоги. В настоящее время запущены два секторальных диалога – энергетический и транспортный, еще по девяти идет согласование правил процедуры», – объяснили в МИДе. Источник же в российской делегации накануне отлета в Брюссель сообщил «Коммерсанту», что будет поставлен вопрос «о запуске новых диалогов в сферах промышленной политики, сельского хозяйства, вопросов интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества».
Тем не менее, Михаил Фрадков все же желает добиться чего-то более конкретного. Тот же источник рассказал, что «оптимальным вариантом является подготовка нового всеобъемлющего соглашения по всем аспектам взаимоотношений, которое при необходимости может дополняться отраслевыми договоренностями; кроме того, российская сторона намерена предложить создать постоянный совет партнерства России и ЕС».
Газовый вопрос: тонкая настройка толстой трубы
Труднейшие переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» по поводу экспорта российского газа на Украину и транзита по ее территории в Европу давно зашли в тупик. Обе стороны намерены отстаивать свои позиции до последнего. Украина выступает против повышения цен на газ, пользуясь тем, что по ее территории осуществляется транзит российского газа в Европу. А «Газпром», взявший курс на повышение цен для привилегированных потребителей из стран СНГ, готов платить за транзит больше, но желает продавать газ Украине на общих условиях.
Разница между ростом транзитной стоимости и увеличением стоимости газа до общеевропейской - 160 долларов за тысячу кубометров - не в пользу Украины. Однако и у России пока не хватает альтернативных мощностей, чтобы экспортировать газ в Европу в обход Украины.
На данный момент цена транзита составляет 1,09 доллара на 100 километров за 1 тысячу кубометров. «Газпром» готов поднять эту цену до 1,5-1,75 доллара.
Европе этот вопрос интересен потому, что грозит срывом поставок. Украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.
Кроме того, как отмечала ранее британская газета The Times, этот спор привлекает внимание «к растущей зависимости Запада от российского газа и пробуждает опасения, что Кремль начал использовать свое положение ведущего поставщика энергоресурсов как инструмент внешней политики». «Россия желает утроить цену на газ, продаваемый Украине, начиная с 1 января, частично из-за того, что эта страна сменила свою ориентацию на Запад», - считает газета.
По мнению авторов публикации, «если обе стороны не смогут урегулировать свой спор в течение следующего месяца, то Украина может прервать поток российского газа в Западную Европу. Почти 80% этого газа проходит по трубопроводам, проложенным по ее территории».
Газета подчеркивает, что перерыв в поставках газа из России «может иметь опустошительный эффект в Западной Европе. Россия, стоящая на первом месте в мире по добыче газа, поставляет примерно четверть газа, который нужен ЕС. Она единственный поставщик для Эстонии, Латвии, Литвы и Словакии, обеспечивает поставки примерно 80% газа для Венгрии и Польши, и более 70%. для Чехии. Это дает Москве значительную силу в странах, некогда принадлежавших к сфере ее влияния. Но Россия во все большей степени прокладывает дорогу на традиционные рынки Запада. Примерно 40% газа Германии и 25% газа Франции поступает с сибирских месторождений».
Газета полагает, что энергетического кризиса в Европе «можно избежать. Адам Ландес, специалист в области энергии компании «Ренессанс Капитал», считает, что соглашение все еще возможно. «Роль Украины в транзите настолько важна для Европы, что, по моему убеждению, соглашение будет достигнуто в самый последний момент», - считает он. «Прерывание поставок российского газа на Украину будет почти равно катастрофичным как для российской, так и для украинской экономики. Россия зависит от своих значительных поступлений от газа в твердой валюте. Этот спор подчеркивает необходимость для России находить альтернативные маршруты для ее экспорта в Западную Европу, который в следующем десятилетии возрастет на треть».
Торговые претензии
Также в Брюсселе будут обсуждать и условия торговли с ЕС зерном. Алексей Гордеев намерен поставить вопрос об отмене квот на ввоз зерна из России в ЕС. Минсельхоз полагает, что страны ЕС «нарушают правила справедливой конкуренции на зерновых рынках Ближнего Востока и Северной Африки». «Мы считаем недопустимым применение таких экспортных субсидий, которые делают невозможными поставки третьими странами, включая Россию», - заявил Гордеев. Министр собирается поставить вопрос и «о снижении уровня государственной поддержки европейских фермеров».
Другая претензия к ЕС связана с повышением им пошлин на первичный алюминий, ввозимый из России. В заявлении 2004 года Евросоюз обязался сохранить действующий уровень пошлин, но в 2005 году в одностороннем порядке принял решение увеличить средневзвешенную ставку пошлины с 4% до 7%. Со своей стороны ЕС может вновь поставить вопрос об отмене взимаемых с европейских авиакомпаний платежей за транссибирские перелеты, перечисляемых непосредственно «Аэрофлоту».
Kogda Rossia prodaet gas na sapad to eto plata sa tehnicheskyu otstalost,
kogda Rossia prodaet gas "bivshim bratiam" tipa Grysii i Ykraine da ese po nisloi sene to eto marasm i
predatelstvo nasionalnih interesov Rossii. Mi govorim o demografii,
net deneg na yvelichenie posobii semiam s detimi. Tolko
sa chet perevoda tsen po torgovle siriem s "bivshimi bratiami' mi mogli bi platit kasdomy rebenky doponitelno ne menee 300 ryble.
Pora konchat ety leninskyu politiky "internasionalisma". Nashim devisom dolsno
bit "Svoia rubashka blishe k tely"
kogda Rossia prodaet gas "bivshim bratiam" tipa Grysii i Ykraine da ese po nisloi sene to eto marasm i
predatelstvo nasionalnih interesov Rossii. Mi govorim o demografii,
net deneg na yvelichenie posobii semiam s detimi. Tolko
sa chet perevoda tsen po torgovle siriem s "bivshimi bratiami' mi mogli bi platit kasdomy rebenky doponitelno ne menee 300 ryble.
Pora konchat ety leninskyu politiky "internasionalisma". Nashim devisom dolsno
bit "Svoia rubashka blishe k tely"