РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:43
17:26
16:20
15:35
13:56
Экономика
 Энергия 
13 February 2007 г.
версия для печати
Доделим, что осталось
Украинскую электроэнергетику распределят среди своих

Сергей Жильцов, доктор политических наук, эксперт по проблемам развития постсоветского пространства, Киев 

Развитие электроэнергетического рынка Украины в 2007 году может пройти под девизом: доделим, что осталось. «Лакомые» куски электроэнергетики давно уже привлекают внимание крупнейших украинских финансово-промышленных групп. Теперь их желания могут совпасть с планами правительства, которому необходимо выручить от приватизации около 2 млрд. долл.

Основной спор за активы энергетических компаний развернется между крупными украинскими финансово-промышленными группами. Острая борьба будет происходить за «Прикарпатьеэнерго», «Львовэнерго», «Суммыэнерго», «Черниговэнерго» и «Полтаваоблэнерго», где на продажу предполагается выставить крупные пакеты акций. Дорого могут быть проданы активы «Западэнерго» и «». По словам вице-президента Центра исследования корпоративных отношений , по всей видимости, остатки украинской электроэнергетики поделят между собой три крупнейшие группы: «Приват», «СКМ» Рината Ахметова и «» . Эти группы в состоянии выложить по сотне миллионов долларов за каждый объект. В целом же речь может идти о нескольких миллиардах долларов.

Основные участники украинского рынка электроэнергетики заинтересованы в получении дополнительных крупных пакетов акций и установлении окончательного контроля над предприятиями. Тем более что государство практически не контролирует даже те облэнерго, где ему принадлежит контрольный пакет. Поэтому за них развернется острая борьба. В то же время основные участники могут договориться, не мешая друг другу приватизировать интересные для каждого из них объекты. В этом случае раздел электроэнергетики может пройти мирно. Кроме того, большой бизнес заинтересован получить объекты легально.

Против приватизации в электроэнергетике в украинской власти вроде бы никто не возражает. Однако механизмы ее проведения разными государственными органами видятся по-разному. Например, в Фонде государственного имущества (ФГИ) придерживаются точки зрения, что на продажу могут быть выставлены миноритарные пакеты энергетических компаний. Речь идет о пакетах акций размером 5–25%. В первую очередь предполагается продать миноритарные пакеты акций государства в облэнерго, где государству принадлежит менее 40% акций, а также небольшие пакеты акций в остальных компаниях, где у государства останется контрольный пакет акций – 50–60%.

Спор в правительстве и ФГИ может развернуться вокруг вопроса относительно того, как продавать акции – на конкурсах стратегическим инвесторам или через биржи. Конкурсы занимают большее время, а продажа через биржу проще и быстрее.

Для ФГИ продажа на бирже позволит в сжатые сроки приступить к выполнению плана приватизации. Однако против продажи небольших пакетов на бирже выступает правительство, совершенно обоснованно считая, что привлечь крупные инвестиции в электроэнергетику можно только через продажу крупных пакетов и стратегическому инвестору. Тем более что в условия конкурса можно включить обязательства по инвестициям.

Озабоченность правительства вопросом привлечения инвестиций понятна. Бюджет не в состоянии в полном объеме профинансировать модернизацию объектов электроэнергетики, большая часть которых выработала свой ресурс. По данным правительства, до 2030 года энергетикам понадобится около 36 млрд. долл. на реконструкцию тепловой энергетики и примерно 16 млрд. долл. на инвестиции в сети. Большая часть тепловых электростанций работает гораздо дольше, чем планировалось при их строительстве, около 30% высоковольтных линий эксплуатируется более 40 лет. У государства на масштабную модернизацию средств нет. Генерирующие компании и облэнерго также ими не обладают. В данной ситуации расчет на стратегического инвестора, который сможет привести в отрасль средства, вполне оправдан.

В ходе приватизации нельзя исключать прихода внешних инвесторов. Это будет зависеть от стабильности внутриполитической ситуации. Например, за облэнерго может побороться компания (Чехия), которая заявила, что имеет достаточно средств на покупку энергетических компаний на Украине. В то же время вряд ли она сможет серьезно повлиять на ход приватизации в электроэнергетике.

Избыток энергии

В 2006 году Украина экспортировала 10,4 млрд. кВт-ч электроэнергии, что на 24,2% больше 2005 года. При этом, по данным Министерства топлива и энергетики Украины, поставки украинской электроэнергии возросли в Молдавию в 3,1 раза, в Словакию – на 67%, в – на 6,4%. Одновременно с этим экспорт украинской электроэнергии сократился в Польшу – на 10%, Румынию – на 62%, в Россию – на 82,4%. В 2006 году начал осуществляться экспорт электроэнергии в Белоруссию. Туда было поставлено 2,5 млрд. кВт-ч электроэнергии.

В последние два года Украина производит больше энергии, чем потребляет. В условиях значительного превышения мощностей над внутренними потребностями экспорт электроэнергетики выгоден даже по минимальной цене – ниже тарифов украинского оптового рынка.

Между тем за последние двадцать лет украинская электроэнергетика развивается по синусоиде. До 1990 года Украина продавала 8–9% производимого электричества. Украинская сеть в те времена была частью единой энергосистемы «Мир», в которую кроме союзных республик входили государства – члены соцлагеря: Болгария, Румыния, Польша, Венгрия и Чехословакия. Украина продавала до 40 млрд. кВт-ч ежегодно. В 1991 году ситуация изменилась. Падение промышленного производства привело к падению объемов продаж энергии за границу – до 15,2 млрд. кВт-ч. В 1993 году за рубеж было передано лишь 2,7 млрд. кВт-ч. Теперь у Украины снова появилась возможность осуществлять экспорт электроэнергии, став крупнейшим экспортером энергии в Европу. Однако это возможно при условии, что в отрасль будут вложены значительные инвестиции. Без этого очень скоро украинская электроэнергетика не сможет не только осуществлять экспорт, но и столкнется с трудностями при удовлетворении внутренних потребностей.

Пока же чиновники строят планы по дальнейшему наращиванию экспорта. Например, в Россию, которая в последние годы сталкивается с дефицитом электроэнергии. В частности, в сентябре 2006 года руководство РАО «ЕЭС России» договорилось о возобновлении поставок украинской электроэнергии. Украинская электроэнергия, несмотря на недостатки, также привлекает внимание западных стран. Основная причина проста – украинская энергия остается очень дешевой.

К изменениям в украинской электроэнергетике подтолкнет и указ президента Украины, которым он отменил указ о создании «Энергетической компании Украины». Соответствующий документ был подписан в январе 2004 года. отменил данный документ в середине октября 2006 года. Среди основных причин отмены указа назывались превышение Леонидом Кучмой своих полномочий, а также нецелесообразность создания подобной структуры, которая объединила активы 43 предприятий электроэнергетики с уставным фондом примерно в 1,9 млрд. долл. Кроме того, за период существования компании правительствам Украины так и не удалось провести структурные преобразования. Консолидация активов, о чем много говорилось, так и не произошла.

С началом приватизации в электроэнергетике на Украине начнется новый этап передела собственности. Возможно, это будет последний, завершающий этап, когда государственные пакеты будут «распилены» до конца. Тем более что в государственной собственности планируется оставить только «», который управляет атомной энергетикой, и «Укрэнерго», в ведении которого находятся магистральные линии электропередачи.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Пофигист, 14.02 14:50
Бог в помощь.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Точка зрения 
02.04.07
Ольга Василевская
Вскоре Россия примет ряд законопроектов в сфере экономики, которые могут серьезно повлиять на ситуацию в странах-соседях России, в том числе и в Украине. Это показало совместное заседание Комитета по экономической политике Веровной Рады Украины и аналогичного от Федерального собрания Госдумы Российской Федерации. В связи с этим, на днях был подписан Меморандум о сотрудничестве между комитетами. В нем говорится о том, что стороны будут способствовать «обмену опытом в области разработки законодательных актов по направлениям: обеспечение экономической интеграции государств, формирование государственной экономической политики, экономическое развитие регионов государства» и т.д. О том, как Комитет Государственной Думы РФ будет перенимать украинский законодательный опыт в сфере экономики и о том, какой опыт РФ может предложить Украине...  
 Буффонада 
02.04.07
 Власть 
02.04.07
Игорь Романов

Экономика
 Меморандум 
30.03.07
Светлана Крюкова
 Сотрудничество 
29.03.07
 Стратегия  
28.03.07
Александр Черновалов, Олег Гавриш

Гуманитарная аура
 Контроль 
02.04.07
Надежда Иваницкая
 Запрет 
02.04.07
Андрей Козенко, Иван Буранов, Алиса Иваницкая, Иван Тяжлов
 Трудовые ресурсы 
30.03.07
Юлия Хомченко