РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:20
16:48
16:24
16:10
14:52
Экономика
 Бизнес 
23 April 2007 г.
версия для печати
Импорт имиджа

Перед Россией стоят новые глобальные вызовы. Период благоприятной нефтяной конъюнктуры закончится, интеграция страны в глобальную экономику с вступлением в ВТО ускорится. В новых условиях решающим фактором успешного участия в мировой торговле станет конкурентоспособность российских компаний.

Помимо материальных возможностей на мировом рынке важны факторы доверия и имиджа. По данным исследования Trust Barometer, в развитых странах российскому бизнесу доверяет только 18% опрошенных топ-менеджеров — это самый низкий показатель. Это не пустой звук: дурной имидж вредит экспансии российского бизнеса. По подсчетам аналитической группы M & А-Intelligence журнала “Слияния и поглощения”, за 2006 г. и январь 2007 г. сорвалось 13 зарубежных сделок российских компаний на общую сумму $50,2 млрд.

На этом фоне странно выглядит ситуация с Российским экономическим форумом. Лондон в последние годы упрочил позиции финансовой столицы мира на фоне падающей привлекательности Нью-Йорка. Но на нынешний форум многие крупные российские бизнесмены не поехали, а чиновников крупного калибра там не будет. Это зря: пренебрегать возможностью напрямую донести до иностранных партнеров и инвесторов свое видение происходящих в России процессов не стоит.

Необходимо понимать, что Запад боится не экспансии российского бизнеса как такового, а национальных особенностей ведения бизнеса. Диалог с партнерами и сближение правил игры с потенциальными инвесторами приводит к прямой экономической выгоде. Российские предприниматели прекрасно знают, что соблюдение международных норм корпоративного управления и отчетности открывает путь к финансовым ресурсам — к выходу на иностранные биржи и привлечению кредитов.

Но не стоит забывать и про другую сторону диалога — не инвестиционную, а торговую. Экспорт и импорт способны влиять на конкурентоспособность компаний не меньше, чем внятные правила игры или финансовая и корпоративная прозрачность.

Лишь 20-25% российских предприятий могут называться конкурентоспособными. Таковы выводы исследования российской обрабатывающей промышленности, проведенного в 2005-2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком. Но если компании экспортируют хоть малую часть своей продукции, то их конкурентоспособность резко увеличивается. К примеру, в химической промышленности доля экспорта составляет 20,6% от выручки, и в этой отрасли доля конкурентоспособных компаний превышает 45%. В пищепроме экспорт составляет 2,4%, а доля конкурентоспособных компаний — 10-12%.

Влияет на конкурентоспособность и импорт. Исследование ГУ-ВШЭ демонстрирует, что наиболее конкурентоспособные компании отличаются от аутсайдеров долей импорта в затратах на закупку оборудования: чем выше доля импорта, тем выше конкурентоспособность. Между тем структура российского импорта не слишком хороша для развития: недавний отчет Института комплексных стратегических исследований показывает, что увеличение импорта машиностроительной продукции происходит не за счет оборудования, а за счет готовой продукции потребительского назначения. За период с 1999 по 2006 г. общий объем импорта иностранных товаров в Россию увеличился более чем в три раза, а импорт продукции машиностроения — в 7,5 раза. За семь лет доля продукции инвестиционного назначения (те самые станки) в импорте уменьшилась с 70% до 49%, а доля потребительских товаров увеличилась почти в три раза (с 14% до 39%). Казалось бы, диалог с иностранными партнерами никак не способен повлиять на экспортно-импортную структуру российской экономики, но это не так. То же самое исследование ГУ-ВШЭ показывает, что компании с участием иностранного капитала гораздо лучше справляются с диверсификацией сбыта — доля экспорта у них выше.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Крым 
09.10.07
Алексей Клинский
 Мнение 
09.10.07
Наталия Ромашова
 Споры 
09.10.07
Андрей Капустин, Киев

Экономика
 Претензии 
09.10.07
 Газ 
09.10.07
Андрей Киреев
 Цены 
09.10.07
Наталья Гриб, Москва; Олег Гавриш

Гуманитарная аура
 Надрез 
09.10.07
Наталья Лигачева
 Радиация 
04.10.07
Наталья Ямницкая
 Мигранты 
24.09.07
Дарья Николаева