РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:51
16:42
16:37
15:35
14:50
Гуманитарная аура
 Кинематограф 
27 октября 2005 г.
версия для печати
Ежи Гоффман присоединил Украину к Европе
Но не обидел и Россию

35-й международный кинофестиваль "Молодiсть", проходящий в Киеве, собрал именитых гостей – от Романа Поланского до Вадима Перельмана. Но самый большой ажиотаж АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ наблюдал на фильме польского ветерана Ежи Гоффмана "Украина. Рождение нации".

Это первая часть историко-документального телевизионного триптиха, покрывающая период от древнейших времен (зарождение славян) до конца XVIII века (ликвидация Запорожской Сечи при Екатерине Второй и расцвет украинского барокко). Сам режиссер называет свою работу "Кратким курсом истории Украины" и подчеркивает, что взгляд любого историка, а тем более художника субъективен. Но мера субъективности все же не должна превышать некую критическую величину. За 14 лет независимости на Украине появилось немало дилетантских исследований и псевдооткрытий на тему истории нации. Не смог осилить тему и украинской кинематограф, что стало особенно очевидно после провала "Легенды о гетмане Мазепе" Юрия Ильенко. Между тем поляки сохранили индустрию постановочно-исторического кино, а такие его корифеи, как Ежи Гоффман, захватили в орбиту своего интереса ту же самую украинскую историю.  

                                                                                                            

Значима и биография режиссера: родился в Кракове, ребенком вместе с матерью был сослан в Сибирь, после войны выучился в московском ВГИКе и женился на киевлянке. Так что "Краткий курс" Гоффману был написан на роду: он получил на это моральное право. И это право использовал – сделал фильм чрезвычайно политкорректный, но при этом очень личный и страстный. В нем на основе документов, летописей, картин, фотографий, архивных материалов и кадров из художественных фильмов (в том числе самого Гоффмана) показано, как на протяжении веков вызревала нация, ныне зовущаяся украинской. Как после распада Киевской Руси формировался ее характер и культурный код в борьбе двух ориентаций – европейской и московско-азиатской.  

На пресс-конференции Ежи Гоффман говорил по-русски и продемонстрировал отличное знание нюансов языка, вспомнив анекдот про хобби Хрущева и сказав, что история – это его давний "за...б", а также что историю Украины нельзя читать без брома. Судя по переполненному во время просмотра залу и по последовавшей бурной дискуссии, Гоффман не одинок в своем увлечении. Его молодые оппоненты, в частности студентки католических колледжей, были немного разочарованы тем, что фильм не акцентирует роль католичества и Литвы в истории Украины. С другой стороны, режиссера упрекали в некотором преувеличении европейского гуманизма и веротерпимости – в противовес кровожадной Московии. Но Гоффман парировал все упреки спокойно и дипломатично. В конечном счете его фильм направлен против исторической истерики, напыщенных мифов и лозунгов – будь то Польша как жертва европейской истории, искупающая чужие грехи, или Россия как спасительница Европы. Никто ничего не должен искупать, а жертвы неизбежны, и только огромными жертвами народ достигает того, что становится нормальным. Ежи Гоффман так сформулировал цель своей работы: "Я бы хотел, чтобы люди с украинскими корнями поняли, откуда они взялись, а люди других кровей, живущие на Украине, почувствовали себя лояльными гражданами этой страны, как в Америке представители всех этносов чувствуют себя прежде всего американцами".

Роман Ежи Гоффмана с Украиной развернулся начиная с фильма "Огнем и мечом" – экранизации романа Генрика Сенкевича, запрещенного на Украине так же, как в Польше был запрещен "Тарас Бульба" (один считался антиукраинским, другой – антипольским). Теперь Гоффман, кажется, собирается экранизировать и "Тараса Бульбу" с помощью финансистов из Индустриального союза Донбасса. 73-летний польский режиссер – постоянный друг фестиваля и устраивает здесь премьеры всех своих работ. "Я, как говорят, осетрина второй свежести, но духом молод, а когда состарюсь, буду участвовать в других фестивалях",– сказал в заключение режиссер. А вот молодое по возрасту украинское кино представлено не эпосом, а главным образом короткометражками. Вместо пяти ежегодно производимых при господдержке полнометражных фильмов после "оранжевой революции" появилось только два.



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария:

ДУХ, Сочи, 29.10 16:08
Вместо пяти ежегодно производимых фильмов после "оранжевой революции" появилось только два - Гоффман ,Перельмана .Остальные три от авторов Шихман , Шварцбройт и Шлагбаум появятся позже . Сейчас они свои "фильмы" под общим названием "Как нам переустроить Нашу Россию" разкручивают в России.
Зольцман.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Рецензия 
11.01.06
Виктор Тимошенко
 Интервью 
11.01.06
Виктор Васильев
 Кризис 
11.01.06
Петр Косцински («Rzeczpospolita», N 9, 11декабря 2006 г.)
 Обвинение 
11.01.06
Дмитрий Ъ-Сидоров, Вашингтон; Сергей Ъ-Строкань

Экономика
 Из архива 
11.01.06
 Итоги 
10.01.06
Виталий Портников
 Экспертиза 
10.01.06
Сандро Сальсано, вице-президент Foyil Securities

Гуманитарная аура
 Выставки 
28.12.05
Виктор Васильев
 Версия 
27.12.05
Людмила Харченко, Львов
 Фантазии 
27.12.05
Константин Николаев

Яндекс цитирования