РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:51
16:42
16:37
15:35
14:50
Гуманитарная аура
 Персона 
27 октября 2005 г.
версия для печати
Примадонна
Известная певица Мария Биешу и сегодня служит визитной карточкой для молдавской республики. В этом году она отмечает 45-летие своей творческой деятельности

Она любит красивую одежду. Но за модой не гонится. И обувь предпочитает на высоком каблуке. Любимые духи: «Фиджи» и «Амариджи». Не прочь и выпить шампанского, да оно вредно для певческого голоса. И  Мария Биешу не сетует, ведь главное – это петь. День рождения уже встречает с некоторой грустью, как знак еще одного ушедшего года. Впрочем, выглядит много моложе гипотетически высчитанного мною ее возраста. И уверяет, что чужда кокетства, которое, как известно, поощряет греховное прелюбодейство Но вы,  в отсутствие у нее кокетливости,  не верьте.

Однако писать про частную жизнь (как она выразилась «про трусы») певица категорически запретила. Предусмотрительно наложила табу и на политическую тематику. «Политики приходят и уходят. А нам оставаться и продолжать работать,» - заметила она по этому поводу. Сама же, как рассказывали, во времена разразившейся здесь в конце прошлого века националистической вакханалии вела себя весьма достойно. И не впала, например, подобно некоторым коллегам, в русофобскую истерию. Хотя после распада Союза многие прежние друзья из бывших советских республик сразу позабыли ее адрес и номер телефона. Вот Ирина Архипова, «бриллиантовый голос России», их не запамятовала. С Архиповой Биешу дружна,  и высоко почитает ее по сей день.

Разумеется, известная певица Мария Биешу – дитя советской эпохи. Когда-то в ее южное село приехали агитаторы, призывавшие молодежь учиться в сельхозтехникуме. И Мария, старшая из четырех дочек в простой крестьянской семье, вняла призыву. А потом уже провинциальный  сельхозтехникум, где она обучалась специальности с красивым названием «агролесомелиоратор», посетила столичная комиссия – в поисках молодых дарований. Она и порекомендовала запримеченной талантливой девочке из сельхоз-самодеятельности податься в Кишинев,  в консерваторию. При поступлении туда самым трудным экзаменом для Марии, еще плохо знавшей русский, стало сочинение. Спасибо, сами преподаватели помогли. Учебу в консерватории она начала с изучения, незнакомой до сих пор нотной грамоты.

Будучи студенткой, Мария выступала в оркестре народной музыки «Флуераш» рядом «с великой молдавской певицей Тамарой Чобану». И та сказала как-то «Мариечке», что с ее голосом нельзя ограничиваться только народной песней. По окончании консерватории она дебютировала в молдавском оперном театре в премьере «Тоски» - с  самой трудной для сопрано партией. Было это в 1962-м году. В 1966-м она получила третью премию  на международном конкурсе  имени П.И.Чайковского в Москве. А в  67-м (тут она мне сделала выговор за неточное знание этой даты)   на международном конкурсе классической музыки в Японии Биешу была признана лучшей среди 34-х конкурсантов из 20 стран за исполнение партии Чио-Чио-Сан..  С того момента она стала знаменитой. И это тоже ну очень советская история, хотя бы потому, что сегодня у небогатого молдавского государства, наверное, просто  не нашлось бы средств, чтобы отправить свою представительницу в заморский город Токио.

Всего за прошедшие годы Мария Биешу  спела 30 партий. Разумеется, главных. Какую-либо одну из них выделить не захотела, поскольку любит и жалеет всех своих героинь. И впрямь, как не пожалеть ту же Чио-чио-сан, принявшую смерть из-за любви к иностранцу-моряку. Нет-нет, у нее самой – в жизни, а не на сцене – обошлось без подобных страстей. «Все было тихо-мирно», - бдительно среагировала певица, вновь возвращаясь  к разговору о высоком.

Накануне одной из наших встреч,  в Крещенье, она пела литургию в столичной церкви Святого Николая. Здесь, пожалуй, самый лучший в Молдавии церковный хор, руководит которым матушка Нонна  И  в крещенский праздник хористы так расстарались, что от их пения начали раскачиваться поликандры (люстры). Из празднеств ей более всего сейчас по душе церковные: Рождество и Пасха. После пасхальной службы в Свято-Николаевской церкви прихожане вытягиваются вдоль ближней дороги с куличами да крашеными яйцами. И отец Петр окропляет их святой водой, поздравляя с воскрешением Христа. И Биешу поет. И  люди узнают ее, радостно подталкивая друг-друга локтями. «Как красиво звенят опять колокола», - вздыхает ее старенькая мать.

Новые времена отмечены  также  новыми обретениями и «плюсами». Хотя вообще основной массе населения бедного маленького молдавского государства весьма трудно живется в постсоветский  этот  период   Биешу и сейчас все чаще присылают письма с просьбами. Одна женщина, например, предложила купить у нее некие дорогие вещи, которые непременно понадобятся певице. А другая,  попросту попросила прислать  деньги на обучение в университете дочки. «Но разве возможно всем помочь, когда у нас в семье из десяти человек работаем только мы с племянником!» - воскликнула певица, сердито бросая рядом с письмами связку со счетами за коммунальные услуги, действительно, непомерно гипертрофированными в Молдавии.

После развала СССР вмиг обесценились хранившиеся на книжке ее  средства и многочисленные почетные звания. «Примадонна Национальной оперы, председатель Союза музыкальных деятелей Республики Молдова, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор, академик» - все это и сегодня значится в визитке той, чье имя, наряду с другими раритетами, вроде коньяка «Белый аист», десятилетия служит символом, визитной карточкой молдавской республики.

В последние годы молдавский оперный театр живет в основном за счет зарубежных турне. И несколько лет кряду  вместе с театром колесила по Европе на «Икарусе» примадонна Биешу. По ее словам, бытовые условия были кошмарными, но публика принимала хорошо и в Италии, и во Франции, и в Испании. «Спектакли-то у нас раньше ставились качественные и красивые!» - напомнила  она. Прежде в советское время в театре было  до шести премьер ежегодно.  За минувшее же десятилетие  выпустили лишь одну - балет «Щелкунчик» с помощью филантропов. Сейчас вот ищут спонсоров для новой постановки.

Науку поиска  она успешно освоила, 15-й год подряд организуя  международный фестиваль «Мария Биешу приглашает». В Молдавии, особенно поначалу, это было едва ли не единственное значимое культурное событие. На приглашение Биешу откликаются как именитые собратья по прежде общему культурному советскому пространству, так и коллеги из родственной Румынии, представители стран дальнего зарубежья – Финляндии, Италии, США. Приезжает и молодежь. Выступление в Кишиневе стало знаковым, к примеру,  для певческой карьеры грузина Теймураза Гугушвили и украинца Михаила Дидыка.   Таким образом Мария Лукьяновна  (которая поет и на собственном фестивале и не отказывается выступить на концерте Евгения Доги в Москве и в Киеве - вместе с камерным оркестром Андреевской церкви, и на гастролях в Турции), наряду со сценической, успешно исполняет также и культурологическую, собирательную роли.

Возглавляемый ею более  10 лет Союз музыкальных  деятелей организует  также  международные фестивали  хоровой музыки в Кишиневе. Некогда популярные в Молдавии многочисленные хоровые коллективе сейчас пребывают в  упадке. Тогда как хор, между прочим, сплачивает, объединяет людей - «а это так нужно в нынешнюю пору всеобщей отчужденности!».

По фестивальным делам ей понадобилось как-то  встретиться с одним здешним министром. Верная правилу «о политических деятелях, как об усопших, говорить либо хорошее, либо ничего», имени чиновника певица не назвала. Но подивилась: «Представляете, он предложил мне, Биешу, записаться  к нему  на прием в приемный день  в общей очереди!» И в самом деле, оставшемуся безымянным в нашей да и всеобщей истории, начальнику следовало бы знать – примадонну нельзя заставлять ждать в общем ряду… .



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария:

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Рецензия 
11.01.06
Виктор Тимошенко
 Интервью 
11.01.06
Виктор Васильев
 Кризис 
11.01.06
Петр Косцински («Rzeczpospolita», N 9, 11декабря 2006 г.)
 Обвинение 
11.01.06
Дмитрий Ъ-Сидоров, Вашингтон; Сергей Ъ-Строкань

Экономика
 Из архива 
11.01.06
 Итоги 
10.01.06
Виталий Портников
 Экспертиза 
10.01.06
Сандро Сальсано, вице-президент Foyil Securities

Гуманитарная аура
 Выставки 
28.12.05
Виктор Васильев
 Версия 
27.12.05
Людмила Харченко, Львов
 Фантазии 
27.12.05
Константин Николаев

Яндекс цитирования