Известная певица Мария Биешу и сегодня служит визитной карточкой для молдавской республики. В этом году она отмечает 45-летие своей творческой деятельности
Она любит красивую одежду. Но за модой не гонится. И обувь предпочитает на высоком каблуке. Любимые духи: «Фиджи» и «Амариджи». Не прочь и выпить шампанского, да оно вредно для певческого голоса. ИМария Биешу не сетует, ведь главное – это петь. День рождения уже встречает с некоторой грустью, как знак еще одного ушедшего года. Впрочем, выглядит много моложе гипотетически высчитанного мною ее возраста. И уверяет, что чужда кокетства, которое, как известно, поощряет греховное прелюбодейство Но вы, в отсутствие у нее кокетливости, не верьте.
Однако писать про частную жизнь (как она выразилась «про трусы») певица категорически запретила. Предусмотрительно наложила табу и на политическую тематику. «Политики приходят и уходят. А нам оставаться и продолжать работать,» - заметила она по этому поводу. Сама же, как рассказывали, во времена разразившейся здесь в конце прошлого века националистической вакханалии вела себя весьма достойно. И не впала, например, подобно некоторым коллегам, в русофобскую истерию. Хотя после распада Союза многие прежние друзья из бывших советских республик сразу позабыли ее адрес и номер телефона. Вот Ирина Архипова, «бриллиантовый голос России», их не запамятовала. С Архиповой Биешу дружна, и высоко почитает ее по сей день.
Разумеется, известная певица Мария Биешу – дитя советской эпохи. Когда-то в ее южное село приехали агитаторы, призывавшие молодежь учиться в сельхозтехникуме. И Мария, старшая из четырех дочек в простой крестьянской семье, вняла призыву. А потом уже провинциальныйсельхозтехникум, где она обучалась специальности с красивым названием «агролесомелиоратор», посетила столичная комиссия – в поисках молодых дарований. Она и порекомендовала запримеченной талантливой девочке из сельхоз-самодеятельности податься в Кишинев,в консерваторию. При поступлении туда самым трудным экзаменом для Марии, еще плохо знавшей русский, стало сочинение. Спасибо, сами преподаватели помогли. Учебу в консерватории она начала с изучения, незнакомой до сих пор нотной грамоты.
Будучи студенткой, Мария выступала в оркестре народной музыки «Флуераш» рядом «с великой молдавской певицей Тамарой Чобану». И та сказала как-то «Мариечке», что с ее голосом нельзя ограничиваться только народной песней. По окончании консерватории она дебютировала в молдавском оперном театре в премьере «Тоски» - ссамой трудной для сопрано партией. Было это в 1962-м году. В 1966-м она получила третью премиюна международном конкурсеимени П.И.Чайковского в Москве. А в67-м (тут она мне сделала выговор за неточное знание этой даты)на международном конкурсе классической музыки в Японии Биешу была признана лучшей среди 34-х конкурсантов из 20 стран за исполнение партии Чио-Чио-Сан..С того момента она стала знаменитой. И это тоже ну очень советская история, хотя бы потому, что сегодня у небогатого молдавского государства, наверное, простоне нашлось бы средств, чтобы отправить свою представительницу в заморский город Токио.
Всего за прошедшие годы Мария Биешуспела 30 партий. Разумеется, главных. Какую-либо одну из них выделить не захотела, поскольку любит и жалеет всех своих героинь. И впрямь, как не пожалеть ту же Чио-чио-сан, принявшую смерть из-за любви к иностранцу-моряку. Нет-нет, у нее самой – в жизни, а не на сцене – обошлось без подобных страстей. «Все было тихо-мирно», - бдительно среагировала певица, вновь возвращаясь к разговору о высоком.
Накануне одной из наших встреч,в Крещенье, она пела литургию в столичной церкви Святого Николая. Здесь, пожалуй, самый лучший в Молдавии церковный хор, руководит которым матушка НоннаИв крещенский праздник хористы так расстарались, что от их пения начали раскачиваться поликандры (люстры). Из празднеств ей более всего сейчас по душе церковные: Рождество и Пасха. После пасхальной службы в Свято-Николаевской церкви прихожане вытягиваются вдоль ближней дороги с куличами да крашеными яйцами. И отец Петр окропляет их святой водой, поздравляя с воскрешением Христа. И Биешу поет. Илюди узнают ее, радостно подталкивая друг-друга локтями. «Как красиво звенят опять колокола», - вздыхает ее старенькая мать.
Новые времена отмеченытакженовыми обретениями и «плюсами». Хотя вообще основной массе населения бедного маленького молдавского государства весьма трудно живется в постсоветскийэтотпериодБиешу и сейчас все чаще присылают письма с просьбами. Одна женщина, например, предложила купить у нее некие дорогие вещи, которые непременно понадобятся певице. А другая, попросту попросила прислатьденьги на обучение в университете дочки. «Но разве возможно всем помочь, когда у нас в семье из десяти человек работаем только мы с племянником!» - воскликнула певица, сердито бросая рядом с письмами связку со счетами за коммунальные услуги, действительно, непомерно гипертрофированными в Молдавии.
После развала СССР вмиг обесценились хранившиеся на книжке еесредства и многочисленные почетные звания. «Примадонна Национальной оперы, председатель Союза музыкальных деятелей Республики Молдова, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор, академик» - все это и сегодня значится в визитке той, чье имя, наряду с другими раритетами, вроде коньяка «Белый аист», десятилетия служит символом, визитной карточкой молдавской республики.
В последние годы молдавский оперный театр живет в основном за счет зарубежных турне. И несколько лет крядувместе с театром колесила по Европе на «Икарусе» примадонна Биешу. По ее словам, бытовые условия были кошмарными, но публика принимала хорошо и в Италии, и во Франции, и в Испании. «Спектакли-то у нас раньше ставились качественные и красивые!» - напомнилаона. Прежде в советское время в театре былодо шести премьер ежегодно.За минувшее же десятилетиевыпустили лишь одну - балет «Щелкунчик» с помощью филантропов. Сейчас вот ищут спонсоров для новой постановки.
Науку поискаона успешно освоила, 15-й год подряд организуямеждународный фестиваль «Мария Биешу приглашает». В Молдавии, особенно поначалу, это было едва ли не единственное значимое культурное событие. На приглашение Биешу откликаются как именитые собратья по прежде общему культурному советскому пространству, так и коллеги из родственной Румынии, представители стран дальнего зарубежья – Финляндии, Италии, США. Приезжает и молодежь. Выступление в Кишиневе стало знаковым, к примеру,для певческой карьеры грузина Теймураза Гугушвили и украинца Михаила Дидыка. Таким образом Мария Лукьяновна(которая поет и на собственном фестивале и не отказывается выступить на концерте Евгения Доги в Москве и в Киеве - вместе с камерным оркестром Андреевской церкви, и на гастролях в Турции), наряду со сценической, успешно исполняет также и культурологическую, собирательную роли.
Возглавляемый ею более10 лет Союз музыкальныхдеятелей организуеттакжемеждународные фестивалихоровой музыки в Кишиневе. Некогда популярные в Молдавии многочисленные хоровые коллективе сейчас пребывают вупадке. Тогда как хор, между прочим, сплачивает, объединяет людей - «а это так нужно в нынешнюю пору всеобщей отчужденности!».
По фестивальным делам ей понадобилось как-товстретиться с одним здешним министром. Верная правилу «о политических деятелях, как об усопших, говорить либо хорошее, либо ничего», имени чиновника певица не назвала. Но подивилась: «Представляете, он предложил мне, Биешу, записатьсяк немуна прием в приемный деньв общей очереди!» И в самом деле, оставшемуся безымянным в нашей да и всеобщей истории, начальнику следовало бы знать – примадонну нельзя заставлять ждать в общем ряду… .