РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
13:00
12:39
11:56
11:29
11:21
Гуманитарная аура
 Церковь 
10 January 2008 г.
версия для печати
Православные, давайте жить дружно
Сохранит ли Московский патриархат свою паству в странах СНГ?

Борис Клин

На Украине Русской православной церкви грозит новый раскол. Ситуация настолько серьезна, что президент Путин в своем послании украинскому лидеру Виктору Ющенко осудил такую деятельность политиков и даже поставил ее в один ряд с героизацией военных преступников, сотрудничавших с нацистами. Одновременно в Молдавии острая борьба разворачивается между Московским и Румынским патриархатами. «Известия» постарались разобраться: кому на постсоветском пространстве мешает РПЦ и способно ли православие укротить политические страсти на наших границах.

Украинский фронт

- На наших храмах уже стесняются вешать таблички с надписью «Московский патриархат»! Даже на официальных бланках Украинской православной церкви стараются его не упоминать, - такие сенсационные новости привез в Москву в ноябре глава Союза православных граждан Украины Валерий Кауров. Выступая в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, он объявил, что среди иерархов Украинской православной церкви - самоуправляемой части РПЦ появилось немало сторонников провозглашения автокефалии - т.е. полной церковной независимости. Кауров утверждал, что Собор УПЦ, намечавшийся на 22 декабря, собирается принять в устав некие поправки, облегчающие путь к церковной «самостийности».

Однако Собор был неожиданно и без объяснения причин перенесен на лето 2008 года. Вместо него архиереи УПЦ осудили Каурова, подчеркнув, что поправки в устав никак не влияют на статус Украинской православной церкви как самоуправляемой части РПЦ.

Тем не менее российские эксперты признают: среди украинских иерархов действительно есть сторонники автокефалии. Даже называются имена, в том числе и в окружении Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира. Наблюдатели указывают на весьма странную позицию Священного Синода УПЦ в связи с решением властей переименовать улицу, на которой расположена Киево-Печерская лавра, в честь Мазепы. Того самого, что изменил Петру I под Полтавой. На Украине его объявили героем. А Синод лишь покорнейше просит назвать именем преданного анафеме гетмана какое-нибудь другое место. И даже предлагает меры по дальнейшему увековечиванию его памяти: «Можно было бы установить памятник гетману Мазепе на месте взорванного богоборческой властью Свято-Николаевского военного собора или недалеко от восстановленного Мазепой Михайловского Златоверхого монастыря». Объясняется ли это уважением иерархов к Мазепе - строителю храмов и монастырей? Или это дипломатический ход?

Раскол РПЦ на Украине произошел еще в начале 90-х. Следует отметить неизменность политического курса всех украинских президентов на создание собственной Церкви. Предшественники Ющенко многие годы безуспешно пытались слить в один «флакон» УПЦ, «Киевский патриархат» и «Украинскую автокефальную церковь». Две последние в православном мире никем не признаны. Сейчас изменился тактический подход - раз в УПЦ не хотят объединяться с раскольниками, так и не надо. Пусть они сами станут поместной Церковью. Или хотя бы просто отделятся от РПЦ.

Появление на Украине автокефальной церкви станет трагедией и для многих украинцев, и для россиян. Киев - «мать городов русских» перестанет быть частью общего духовного и культурного пространства. Не трудно представить себе и обостренную реакцию российских политиков на такой поворот. Они наверняка объявят потерю 1/3 приходов падением престижа РПЦ и нашей страны.

«Партизанский, молдаванский собираем мы отряд»

За две недели до наступления 2008 года с центральной улицы Кишинева исчезла установленная мэрией рождественская елка. В Молдавии эту новость курьезной не считают. Пропажа лесной красавицы - не шутка и не хулиганство, а эпизод в остром религиозно-политическом конфликте. Румынская православная церковь отмечает Рождество по григорианскому календарю - 25 декабря. Молдавская церковь Московского патриархата - 7 января. Республиканские власти обвинили мэрию Кишинева в досрочной установке дерева в знак симпатии к румынам. А они не признают границ Молдавии, ее граждан считают своим разделенным народом и охотно выдают им свои паспорта.

Отношения между двумя станами сейчас крайне напряженные. Президент Молдавии выслал двух румынских дипломатов и отозвал посла из Бухареста.

На таком фоне Румынская православная церковь активизировала усилия по созданию своей митрополии в Молдавии. От 5 до 7 процентов верующих уже поменяли Молдавскую церковь на Румынскую. И не исключено, что после Нового года число перебежчиков увеличится. Бухарест намерен платить приходским священникам ежемесячно зарплату в 300 евро и освободит их от обязанности отчислять какие-либо средства в епархии. «Для многих это большой соблазн», - так говорят и священники, и иерархи, включая митрополита Молдавского и Кишиневского Владимира. Он предлагает российским бизнесменам помочь Церкви, выделить гранты для священников - тоже по 300 евро.

- Большинство в сельских храмах сначала даже не заметит перемены, - считает епископ Бельцкий и Фалэштский Маркел. - У нас службы на молдавском, а он мало отличается от румынского языка.

Последствия изменений скажутся позже. Причем на людях, действительно участвующих в жизни прихода, не на «захожанах» (тех, кто изредка заходит поставить свечку).

- Людей вынуждают отказаться от собственной культуры, а мы защищаем свободу, - объясняет заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. - Через определенную литературу в храме, через проповеди людям будет навязываться националистическая версия христианства. На Украине есть храмы, где распространяют книги, в которых больше говорится о великой Украине, чем о Христе. Я не люблю засилья книг о великой России в наших храмах, но у нас их обычно все-таки меньше, чем книг о вере.

То же самое будет происходить и в Молдавии. Лидер оппозиционной парламентской фракции социал-демократов Дмитрий Брагиш в бытность премьер-министром пытался не допустить регистрации Румынской митрополии. Позиция его не изменилась: «Появление румынской церкви грозит нам кризисом национальной идентичности».

- Мы опасаемся нового раскола страны, - соглашается с Брагишем представитель правящей Коммунистической партии, депутат парламента Владимир Витюк. - Румынская экспансия сейчас для нас вопрос более острый, чем Приднестровье.

Хотя и о нем не забывают. В том числе и по религиозным причинам. «В политических кругах никто не приветствовал награждение Смирнова орденом Русской православной церкви», - замечает Витюк.

В Церкви же объясняют, что лидер Приднестровья был награжден за помощь в строительстве кафедрального собора и епархиального управления. «Но была война, погибли люди, и многим было обидно, что он получил орден», - признает митрополит Владимир, подчеркивая, что сейчас Молдавская церковь объединяет обе стороны Днестра. Но депутат Брагиш говорит, что в Молдавии не забыли, как священники благословляли казаков во время войны. Найти баланс в этом вопросе очень тяжело.

Есть и еще один фактор, о котором нельзя не упомянуть - «нестроения» внутри самой Молдавской церкви. В Кишиневе один из священников подарил мне сорванное со столба объявление: в монастыре в Сахарне проводятся молебны для снятия порчи, венца безбрачия и т.п. Из ста с лишним приходов, находящихся ныне в юрисдикции румын, примерно 20 ушли из-за конфликта с бывшим епископом Унгенским Петром. Священники и миряне утверждают, что, еще будучи архимандритом, он практиковал изгнание бесов (чин отчитки), не пользовался авторитетом среди духовенства. Оно его не приняло. Якобы дело дошло до драк. В итоге владыка Петр от самостоятельного управления епархией был отстранен. Впрочем, митрополит Владимир обвинения в нарушении канонов со стороны епископа Петра отвергает: «Он молодой энергичный священнослужитель. Слишком рьяно взялся за дело. А в «Бессарабскую митрополию» из его епархии ушли священники, 11 из которых - родственники. Для Молдавии это существенно».

Конечно, приехав на несколько дней в республику, трудно разобраться, что именно толкает верующих в Румынскую церковь: деньги, политические разногласия или низкий авторитет духовенства.

Абхазия - ничейная земля

Абхазия - еще одна точка межгосударственного и церковного раздора.

Грузия - страна православная. Даже в большей степени, чем Россия. На 4 миллиона граждан - 36 епархий, несколько тысяч приходов. Для сравнения: в десятимиллионной Москве - 725 приходов. Абхазия - каноническая территория Грузинской церкви. Но после войны она не может осуществлять там свое служение. Однако тут же внезапно возник священник Виссарион Аплиа. Журналисты называют его то главой Сухумо-Абхазской епархии, то и.о. управляющего этой епархией. Какой именно церкви принадлежит епархия - не уточняется. Какого Патриарха и епископа поминают в Абхазии, неизвестно (но это обязательная часть богослужения в православии). От кого абхазские священники получают миро - обсуждать не принято (это тоже признак церковной юрисдикции).

Какова же позиция Грузинской православной церкви? Ее иерархи подчеркнуто уважительно отзываются о России. Многие из них, включая Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, учились в России. Но территориальная проблема отразилась и на межцерковных отношениях. Хотя официально РПЦ никогда не признавала и не признает самозваную епархию, в 2002 году отец Виссарион получил орден РПЦ Сергия Радонежского III степени. Отец Виссарион - горячий сторонник независимости Абхазии. А кроме того, был рукоположен Грузинской церковью, и ее иерархи считают некорректным награждение священника Русской церковью.

Его Святейшество Илия II пару месяцев назад написал президенту Бушу письмо с призывом оказать содействие в восстановлении территориальной целостности Грузии. Выступая недавно в кафедральном соборе Тбилиси, Католикос-Патриарх предупредил: «Пусть никто не думает, что наш народ сможет примириться с таким состоянием».

Недавно Москву посетил митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай. Владыка рассказывал о своей учебе в МГУ, что пишет диссертацию в Православном Свято-Тихоновском университете Москвы, что в своем храме служит для гостей на церковно-славянском. Говорил о необходимости культурного обмена - вот хорошо бы привезти в Москву детский хор из Грузии: «Ведь растет новое поколение, оно совсем не знает России».

Потом я спросил: есть ли в Грузии политические силы, готовые признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Владыка ответил:

«Всерьез можно лишь обсуждать степень автономности. Я не слышал, чтобы кто-то предлагал признать независимость. Думаю, такой человек сразу перестанет быть политиком».

«Симфонический» треск

На Украине, в Молдове, в Закавказье, да и в России - везде религия становится средством укрепления национальной идентичности и суверенитета. Еще в Византии был сформулирован принцип «симфонии» церковной и светской власти. Они должны жить в согласии и сотрудничать. В Греции Церковь не отделена от государства. В Румынии тоже. Такая вот древняя традиция. Но насколько полезно следовать ей сегодня? Конечно, близость к правительству всегда облегчает миссию священнослужителей внутри страны. Но за ее пределами, в глазах другого государства, зарубежная Церковь уже выглядит как агент чужого влияния. А если отношения между странами напряженные, то желание избавиться от иностранной религиозной опеки становится вполне понятным.

В таких условиях сохранить единство РПЦ - очень сложная задача. Надо отдавать себе отчет: на Украине уже немало людей, считают автокефальность таким же атрибутом суверенитета, как герб, гимн, флаг, собственная валюта и армия. С этим вынужден считаться уважаемый в России экс-премьер Виктор Янукович. Панихиду по жертвам голодомора он предпочел отстоять не у митрополита Владимира, а в Софийском соборе у «патриарха» Филарета. И даже поцеловал крест, поднесенный главой раскольников. А УПЦ не осталось ничего другого, как не заметить тяжкого грехопадения популярного лидера...



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Точка зрения 
18.01.08
Никита Петров, военный обозреватель
 Интрига 
18.01.08
Татьяна Ивженко, Киев
 НАТО 
18.01.08
Юлия Малышева

Экономика
 ВТО 
18.01.08
 Переговоры  
18.01.08
Михаил Сергеев
 Обстановка 
17.01.08
Михаил Аландаренко, Киев

Гуманитарная аура
 Нацидея 
18.01.08
Николай Вавилов
 Мнение 
17.01.08
Галя Койнаш, Харьковская правозащитная группа