Сегодня для того, чтобы удовлетворить нормы гигиены, достаточным считается по меньшей мере еженедельное полное мытьё, а ещё лучше – ежедневное ополаскивание в душе. Кое-кто не обходится без дезодорантов. Но так было не всегда. Помещики Франции в семнадцатом столетии, например, критерием чистоты полагали ежедневную смену верхней одежды и единожды за день производимый полив рук водой. О большем умывании, о применении мыла даже и речи не было. Куда ближе к современным стандартам древнеримский – минимально двухчасовое купание и отпаривание в воде разной нагретости со счищением грязи и пота с кожи железными скребками, а под конец ещё следовало обмазаться растительным маслом. Мыла тогда ещё не знали. Как видим, эстетическое восприятие чистоты от эпохи к эпохе отличалось очень сильно, и решающее значение имел не внешний вид человека или испускаемый им аромат, а соответствие их общепринятой норме. Следовательно, даже вроде бы «естественное» отвращение к грязи есть на самом деле продукт конкретных культурных и общественных условий. Всех, не входивших в «свою» группу, не таких как все, априори считали «грязными», безотносительно тому, насколько это было объективно. Древние египтяне пренебрежительно задирали губу, когда речь заходила о греческом способе мытья. Так или иначе, до двадцатого почти что века, регулярная гигиена была большой редкостью. Тому было две причины. Во-первых, более или менее правильное представление о ней возникло лишь с момента появления бактериологии и эпидемиологии (само стремление к чистоте в 19 – первой половине 20 вв. неразрывно увязано с борьбой против опустошительных инфекций). Во-вторых, отсутствовали технические возможности обеспечить чистоту. Бессмысленно спорить, были русские земли чище Европы и пр. В любом случае, полноценное мытьё могли позволить себе разве что представители узкого круга общественной элиты. С другой стороны, даже они к этому особо не стремились. Мир всеобъемлющей грязи поневоле приучал и форматировал сознание людей воспринимать его, как нечто естественное. Вонь и грязь большую часть истории были такими же верными спутниками всего человечества, как сегодня – ложка или оконное стекло. Во всяком случае, они были такими же обычными. Но также умывание, контакт с водой в древности воспринимались как некое прикосновение к чему-то сакральному. Крещение и подобные ему обряды иных и предшествующих культур, водное посвящение всегда сопровождали переход из одного статуса в другой. Омовение погибших совершенно бессмысленно практически, но как символ и ритуал чрезвычайно распространено. Предлагаем купить гель лак Коди в интернет магазине bondi.com.ua