Орнамент, посредством которого соединяются спираль и вьюнок, носит название «ислими». Он является одним из наиболее популярных компонентов орнаментов в исламе. В его основе находится изображение уходящей в бесконечность ветки спиралевидной формы, которая окаймлена цветами и листьями, которые не похожи друг на друга. Эта спиралевидная ветвь символизирует беспрерывный путь в направлении божественного сада. Согласно замыслу этого рисунка, его стиль должен быть таким же красивым и многообразным, как и мир, который сотворил Аллах. В орнаменте ислими в натуралистической или стилизованной форме нашла свое воплощение идея беспрерывно развивающегося побега с листьями и цветами. Кроме того, ислими существует в огромном количестве вариантов. Зеленый цвет, который присущ растениям, является основным цветом в мусульманской орнаменталистике. Завитушки в орнаментах ислими и арабески, как правило, совмещаются с различными священными надписями, которые выводят обычно с помощью куфического стиля письма. Это особенный стиль, используемый для украшения. Хатаи – основополагающий мотив данного стиля, который представляет собой изображение ветвей и стеблей деревьев, однако в более абстрактной и несколько упрощенной форме. Орнамент хатаи использовали для ткачества ковров, росписи сосудов и украшения фасадов зданий. Ислими, как в прошлом, так и по состоянию на сегодняшний день, сохраняет значительную популярность в орнаменталистике Азербайджана. Известный азербайджанский ткач ковров Лятиф Гусейн оглы Керимов поделил ислими на несколько разновидностей: хорме (плетеный), буталы (миндалевидный), хачалы (раздвоенный), ганадлы (крылатый) и саде (простой). Следует отметить, что покрытые орнаментами ковры, как и все творческое наследие этого поразительного художника – небезынтересная тема. Отдельно нужно упомянуть, что в культуре татар с помощью ислими оформляли не только стены мечети изнутри или книги, но также могли вырезать узоры с растительными мотивами на воротах и ставнях домов. Орнамент ислими, который зародился в эпоху раннего средневековья и усложнялся с каждым столетием, отличаясь все большим разнообразием, существует не отдельно от всего. Он дополняет общий рисунок, выступая своеобразным окончанием спирали, которая движется от края к центру, или располагается по обе стороны от линии, по которой движутся спирали. Усиление мобильной связи