Когда уходит товарищ, человек, которого ты знал почти с мальчишеских лет, с которым долгое время работал,— в это невозможно поверить. Это тем более горько и тяжело, что Борис Степанцев находился — употреблю по праву это ставшее почти трафаретным выражение— в самом расцвете творческих сил. В последнее время, когда я слушал его выступления на художественных советах «Союзмультфильма», видел его в работе над новой картиной, у меня сложилось впечатление, что он подходил к своему Главному фильму— к тому самому, о котором мечтает каждый режиссер. Впрочем, случайных, проходных картин у Бориса Степанцева не было. Почти в каждом своем фильме он открывал, разрабатывал что-то новое. Совместно с режиссером Е. Райковским он одним из первых работал над созданием мультипликационной серии «Приключения Мурзилки» («Мурзилка на спутнике»—первый советский широкоэкранный мультфильм, получивший премию на фестивале в Карловых Варах). В фильме «Только не сейчас» он совместил натуру с мультипликацией. Одним из первых Борис Степанцев начал серьезно разрабатывать героико-патриотическую тему в лентах «Песня о Соколе» (здесь также впервые была применена очень популярная сейчас живопись по целлулоиду) и «Скрипка пионера». Это трудная тема для мультипликации. Мы все ее побаиваемся, а он не боялся. Он шел по пути наибольшего сопротивления в поисках новых средств, художественных и технических. Как сломать привычные представления о мультипликации, оставаясь в то же время мультипликатором? Как передать романтику литературного произведения поэтикой, языком нашего искусства, в котором сочетаются невероятность факта, достоверность чувства и приемы игрового кино? У Степанцева был точный адрес, четко очерченная область творчества: фильмы для школьников младшего и среднего возраста. И всегда его фильмы — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алые паруса», «Щелкунчик», «Мертвые души» — были обращены в сегодняшний день. Он оставался романтиком и в юмористических произведениях (напомню, что его картины «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в тридевятом царстве» — одни из первых сатирических сказок для детей). «Мертвые души» — удивительный по точности и профессиональному уровню фильм. При всей остроте характеристик персонажей и действия картина необычайно лирична. Наверное, эпиграфом к этой работе Степанцев мысленно поставил слова самого Гоголя о Руси — птице-тройке... Борис Степанцев был человек очень мягкий, чрезвычайно деликатный, жизнерадостный, общительный. Самые близкие друзья знали, что в душе его идет сложная работа, вызванная неудовлетворенностью самим собой. Что заставило его перейти из кукольной мультипликации в рисованную в самом начале пути, а потом, когда он уже был известен как художник,—опять в кукольную? Свой последний фильм, «Алые паруса», он, по существу, снял три раза: работа длилась несколько лет. Степанцев осознавал свою ответственность за всю советскую мультипликацию. Это был вопрос его художнической совести. Я знал о планах Бориса Степанцева, которым не суждено было осуществиться. Он решил посвятить себя научной фантастике, которой нам так не хватает. Он думал о завтрашнем дне планеты, ему хотелось заглянуть в это завтра и повести туда зрителей. Я знаю: Степанцев опять снял бы что-то новое, сделал бы что-то впервые... На студии, где есть такой лидер, как Степанцев, — и талантливый художник, и богатый новыми идеями экспериментатор, и человек, умеющий увлечь за собой,— образуется особая творческая и нравственная атмосфера. Кто из молодых возьмет на себя роль ведущего и связанную с ней ответственность? Это было одной из главных тем наших последних разговоров с Борисом Степанцевым. В нем это стремление заглянуть в завтрашний день и студии, и всей мультипликации было органично. Он никогда не рвался в лидеры, а стал им вполне естественно. Чувство ответственности за будущее не давало ему покоя. Это — качество настоящего художника. Если вы любите общаться с девушками онлайн, заходите в бесплатный порно чат и наслаждайтесь интимным общением.