Партия регионов Украины может отказаться от участия в досрочных выборах 30 сентября. Вчера один из представителей партии, первый вице-премьер Николай Азаров заявил, что партия "анализирует информацию о готовящихся фальсификациях". По его словам, "решение по этому поводу будет спокойным, но если оно будет, это будет означать отмену выборов". Партия регионов заявила, что допускает возможность неучастия в выборах из-за готовящихся против нее провокаций. «Оранжевые» оппоненты из пропрезидентского блока "Наша Украина -- Народная самооборона" и «Блока Юлии Тимошенко» (БЮТ) отвергли эти обвинения. О предвыборной ситуации на Украине и политических планах Партии регионов агентству ИНТЕРФАКС-УКРАИНА в интервью для «Времени новостей» рассказал руководитель избирательного штаба Партии регионов Борис Колесников.
-- Эксперты опасаются, что итоги предстоящих 30 сентября парламентских выборов могут так и не подвести. Это возможно?
-- Партия регионов будет добиваться подведения итогов выборов всеми легитимными способами. Конечно, у нас есть опасения по поводу подведения итогов. Партия регионов действовала и будет действовать абсолютно прозрачно. Победа, в которой Партия регионов не сомневается, не устраивает наших оппонентов, поэтому мелкие пакости возможны.
-- Результаты предварительных опросов показывают, что если у одной из сторон и есть превосходство, то очень небольшое...
-- Если считать вместе Партию регионов и Компартию (наряду с Соцпартией они составляли коалицию в Верховной раде), то превосходство большое. А если только Партию регионов, то, безусловно, почти на равных. Может, даже у них (у "Нашей Украины -- Народной самообороны и БЮТ) чуть-чуть больше.
-- «Оранжевые» обвиняют Партию регионов в том, что вы перенимаете их лозунги, например об отмене депутатской неприкосновенности...
-- Мы не перенимаем, мы воплощаем в жизнь. Мы уже сняли неприкосновенность. Лозунги "оранжевых" -- это дешевый популизм. Украинские избиратели должны понимать, что этой неприкосновенности фактически нет, есть особый порядок привлечения депутатов к ответственности. Когда "оранжевые" были у власти, за 2005--2006 годы ни одного представления из генеральной прокуратуры на привлечение депутатов в парламент не поступило. Они обманывают народ.
То же можно сказать и о помощи при рождении ребенка. Мы первые, кто предложил системный подход. Это мировой опыт для выхода из демографического кризиса: мало дать деньги при рождении, необходимо помочь родителям воспитать, выучить ребенка, обеспечить его работой.
-- Изменились ли настроения людей по сравнению с прежними избирательными кампаниями?
-- Наши избиратели по-прежнему настроены нас поддержать, но они устали от выборов. Это от пессимизма, который внушает Украина всему миру. Это тормозит приход инвестиций, не дает создать рабочие места с высокой заработной платой. Этот пессимизм передается мировому сообществу. Вот это ужасно. Эти бесконечные выборы, к которым наш народ не привык, оптимизма точно не добавят.
-- Ваши избиратели -- это в основном восточная часть страны, южная...
-- Добавлю -- и центральная.
-- Что вы делаете для того, чтобы привлечь на свою сторону больше жителей западных регионов?
-- У нас очень большая агитационная сеть. Наши программы направлены на всю Украину. Никаких преференций восток или юг не получают. Судя по социологии, у нас растет число сторонников в центральных областях. И оно будет расти, в частности, в Хмельницкой, Ровенской, Винницкой областях.
-- Вы согласны, что Партия регионов ассоциируется прежде всего с донецким регионом, что она еще не стала всеукраинской? Какой должна быть дальнейшая эволюция партии?
-- Я вижу ее общенациональной силой, партией всех регионов страны. А Донбасс, если разобраться в истории... это же искусственно навязанный имидж по Донбассу. Самодостаточный, серьезный регион всегда вызывал зависть. У нас идеологическая партия, правоцентристская. Если посмотреть в историю, то она ближе к Республиканской партии в США, которая в свое время внесла вклад в децентрализацию власти в Америке. Наша партия будет правоцентристской, и ее деятельность будет направлена на передачу финансовых и политических властных рычагов во все регионы Украины. Только это обеспечит успех. Любая централизация -- это путь к плановой экономике, из которой мы выйти никак не можем.
-- В нынешнюю кампанию вы не очень активно поднимаете тему федерализма. Почему?
-- Я не отказываюсь и никогда не откажусь от того, что это более прогрессивная модель развития любого государства. Но пока наша страна не готова к таким глубоким изменениям. Поэтому вполне уместна унитарная форма с широкими правами регионов.
-- А это не является предметом договоренностей с президентом Виктором Ющенко?
-- У нас нет никаких договоренностей с Ющенко, в том числе по избирательным программам. Или вы считаете, что референдум по языку, НАТО и выборам местных руководителей -- это договоренность с Ющенко? Псевдодемократические силы не в восторге от нашего референдума, потому что он более точечно задевает те вещи, на которые надо дать ответ обществу.
-- В том числе по внеблоковому статусу Украины?
-- Усилия "оранжевых" политических сил показать свое стремление в НАТО -- это попытка скрасить полное отсутствие достижений на международной арене. В русском и украинском языках слова "европейская" и "евроатлантическая" интеграция звучат почти одинаково, хотя это абсолютно разные вещи -- "оранжевые" пытаются повесить лапшу на уши собственному народу.
У Украины нет никакого военного вопроса. Украина имеет огромный военно-промышленный комплекс мирового уровня, в том числе в транспортной авиации, в танкостроении, производстве всех видов вооружений. В кооперации с партнерами по СНГ она может производить любую технику как на экспорт, так и для собственных потребностей. Не надо из Украины делать мандариново-банановую республику.
-- Решение о внеблоковости также означает, что Украина никогда не присоединится к Ташкентскому договору о коллективной безопасности в СНГ...
-- А мы и не собираемся. Но если у Украины возникнет через десять лет необходимость участвовать в каком-то блоке и будет осуществлена идея создания объединенных вооруженных сил Европы, то украинский народ должен сам принять решение. Сейчас нужно оградить страну от всех авантюрных попыток участия в любых военных блоках и участия украинских войск, наших ребят, в любых военных конфликтах. Надо построить реальную профессиональную армию, обученную, чтобы был высокий имидж у военных. Поэтому мы и хотим возродить суворовские, нахимовские училища, именно для того, чтобы поднять престиж военной профессии, придать стимул молодежи для добровольной службы в вооруженных силах. А не как Юлия Владимировна (Тимошенко. -- Ред.), которая говорит, что с 1 января 2008 года новых призывов не будет. Получается, те, кто служит, будут служить вечно? Или армия разойдется по домам, как это было в 1917--1918 годах?
-- Если прежняя коалиция будет сохранена, появятся ли в кабинете министров новые лица?
-- Победившая сторона должна сформировать команду. Самая большая проблема нашей страны -- молодые профессиональные кадры. У нас нет института государственного менеджмента как традиции. Нужно создать равное конкурентное поле с бизнесом -- социальный пакет, мотивационную систему. Тогда молодежь подтянется. А пока у бизнеса огромные конкурентные преимущества.
-- Зачем же тогда бизнес идет во власть?
-- Бизнес идет во власть, чтобы сделать бизнес независимым от власти. Бизнес должен зависеть только от законов. А законы должны быть прозрачными, стимулировать бизнес, а значит, и общество к развитию и не иметь двоякого толкования. Я думаю, не далеки те времена, когда вырастут профессиональные парламентарии, а бизнесмены будут заниматься бизнесом. Бизнес по своей сути конструктивен, он будет развивать Украину, это большой плюс. Большой минус -- это когда кто-то будет пытаться использовать свой депутатский мандат для решения личных вопросов. Наша партия -- партия прозрачного бизнеса. Мы можем объяснить происхождение капитала.