Иван Воротынский, Киев
Украинский политический класс после провокационного заявления министра обороны РФ Сергея Иванова о возможном пересмотре границ России с Украиной, похоже, вновь начинает дискуссию о том, надо ли Украине возвращать ядерный статус? Причем, разговоры об «украинской ядерной бомбе» возникают не первый раз. «Тузлинский пограничный кризис» породил споры «об украинской ядерной бомбе и средствах ее доставки». Но тогда главными инициаторами милитаристской дискуссии стали ястребы из национально-демократической оппозиции.
Более того, тогда народный депутат от фракции «Наша Украина» Евгений Жовтяк даже зарегистрировал в Верховной Раде проект постановления, в котором предлагалось поручить кабинету министров изучить вопрос относительно возможного возобновления ядерного статуса Украины. Затем, «pro et kontrа» звучали с экранов национальных телеканалов, авторитетные военные эксперты писали о «праве на военную силу», ученые-ядерщики на пресс-конференциях декларировали «высокий потенциал украинской ракетно-атомной отрасли».
Если вспомнить историю, то еще десять лет назад Украина была третьей ядерной державой мира. После развала СССР ей в наследство достались 130 межконтинентальных баллистических ракет SS-19 и 46 МБР SS-24, на вооружении которых были 1652 ядерные боеголовки. Кроме того, у украинской армии на вооружении состояли стратегические бомбардировщики Ту-160 (Blackjack) и Ту-22М (Backfire), имеющие на вооружении 460 авиационных ядерных бомб, на складах хранились 3000 тактических артиллерийских снарядов.
Но уже к концу 1997 года Украина освободилась от непосильной ноши, обрела (в соответствие с Лиссабонским протоколом и договором «ОСВ-1»), безъядерный статус, а затем получила гарантии своей безопасности от США и РФ.
Сегодня из-за «газового кризиса» экономического давления Москвы и недвусмысленных угроз со стороны первого российского силового министра, в том числе, не выполнение обязательств (гарантий безопасности для Киева) со стороны России, вызвали, (пока строго кулуарно, в коридорах администрации президента, в стенах Верховной Рады, среди военных экспертов) споры об утраченном ядерном могуществе Украины.
Как действовать во время возникновения военных угроз для Украины «расписано» в военной доктрине Украины, правда, в нее постоянно вносились коррективы, в том числе, и в ведомственных документах Совета национальной безопасности и обороны и министерства обороны.
Как считает украинское военно-политическое руководство, военная опасность для государства возникает при следующих условиях: если Украина является для другого государства «зоной жизненно важных интересов». Именно с этой точки зрения рассматривал в свое время официальный Киев приграничный конфликт в районе острова Тузла. Во-вторых, на Украине считают, что военная мощь и развитые военные структуры приграничных государств рассматриваются как гипотетическая угроза. Третий фактор, представляющий угрозу для Украины, носит субъективный характер. В украинской военно-политической тусовке и сегодня не забыли заявление министра обороны Сергея Иванова о возможности нанесения Россией превентивного ядерного удара по противникам Москвы.
К слову, эпоха нового политического мышления «канула в лету», а на политической карте мира возникли десятки подпольных ядерных держав, которые не оглядываются на авторитет ООН и «последние» предупреждения США и НАТО.