Глава украинского внешнеполитического ведомства, похоже, второй раз наступает на одни и те же грабли. Как и в далеком 2000 году, камнем преткновения его нынешнего фаворитизма, вновь может стать «российский вектор внешней политики Украины».
По сути, благодаря его усилиям межгосударственные отношения Украины и России подошли к той опасной черте, за которой начинается непреодолимая пропасть, «холодная война».
Как и пять лет назад, Бориса Тарасюка в Россию не пускают. После своего назначения на должность министра, он лишь однажды (в сентябре) побывал в Москве с рабочим визитом. Да и обсудил он там со своим российским коллегой, никого не обязывающие «намерения». И это в стране, которая является стратегическим партнером Украины, по словам президента Виктора Ющенко, не только по такому объективному критерию как объем товарооборота.
За Борисом Тарасюком давно закрепилось в Москве прозвище «фигуры, прозападной до неприличия». Нынешнее поведение министра попахивает больше чем иррациональностью. Его министерская «прозападность» – это обычное, тривиальное (лишенное свежести и оригинальности) недомыслие.
Субъективно, к Москве можно относится «как Бог на душу положит». Но отрицать, что Россия является геополитическим монстром, ядерной державой, от которой зависит энергетическое здоровье не только Украины, но и всей Европы, было бы не просто близоруко. Эта наивность грозит потерей суверенитета, за который надо бороться.
Наивность можно простить обывателю, но не министру иностранных дел Украины, который проблему интересов своей страны «окрашивает» идеологическими устремлениями Украины в НАТО и ЕС. Спрашивается, кто же против? Но зачем ломиться в открытую дверь и выплескивать воду вместе с ребенком?
Слов нет, в российской столице не так комфортно, как в офисах европейских внешнеполитических ведомств. Там улыбаются больше, нет комплексов «старшего брата», нет лозунгов «либеральной империи», там не говорят так откровенно о «зонах своих геополитических интересов» на постсоветском пространстве. Однако….
Только слепой не видит, что межгосударственные отношения Украины с Россией фактически законсервированы и характеризуются всё возрастающей стагнацией. За последние девять месяцев произошел резкий дисбаланс между экспортом и импортом - прежде всего в отношениях с Россией. Импорт товаров превысил экспорт на 372,2 миллионов долларов. Другими словами, приток валюты в Украину уменьшился, что может стать причиной сворачивания производства сотен предприятий, кооперированных с Россией, в том числе и потери рабочих мест.
Даже в отношениях между ведомствами царит дух вражды: в торговле газом, стальными трубами, сахаром, или при выдаче преступников, разыскиваемых правоохранительными органами.
Политические отношения с Россией сведены к минимуму. Президент России Владимир Путин, несмотря на публичные заявления многих высших украинских чиновников, в Киев не собирается. А рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Фрадкова переносится на неопределенное время и вряд ли состоится в этом году. Уже больше одиннадцати месяцев не проводятся заседания межпарламентской украинско-российской комиссии, а все «рабочие группы», созданные президентами обеих стран, так ничего серьезного и не наработали.
О гуманитарном сотрудничестве даже не хочется вспоминать. Сотрудничают лишь политтехнологи, «солдаты удачи». И то, только потому, что скоро в Украине будет дан старт парламентскому марафону. Не видно в Москве украинской культуры, гастролей, научных дискуссий, и даже концертов киевской попсы.
Отношения с Россией определяют в Украине все, кроме собственно министра иностранных дел. Сведена к минимуму координирующая деятельность министерства иностранных дел. У каждого украинского ведомства (большого или маленького) есть свой человек, отвечающий за отношения с Россией.
«Заслугой» МИД Украины, руководимого Борисом Тарасюком, как и пять лет назад, является то, что Москва для Киева стала нежелательным политическим и экономическим партнером. Голоса из министерства иностранных дел последовательно убеждают украинский политический класс в том, что необходимо освободиться от зависимости северного соседа, забывая, что Россия также испытывает огромную зависимость от украинского рынка. Например, председатель комитета по международным делам Государственной Думы в интервью «Гуляй-Полю» заявил, что «Россия без кооперации с Украиной может производить самостоятельно военной продукции только в объеме 17 процентов, остальные 83 процентов нашего военно-промышленного комплекса в эту кооперацию так или иначе заложены».
Борис Тарасюк, похоже, намеренно «валит» посольство Украины в Москве. Десятки дипломатов работают в состоянии неопределенности. Девять месяцев в посольстве оставалась вакантной должность фактически второго по рангу дипломата - советника-посланника, курирующего проблемы политического сотрудничества Украины с Россией. Еще в феврале нынешний Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в РФ Николай Белоблоцкий написал заявление о своей отставке на имя Виктора Ющенко. Говорят, президент попросил Николая Петровича Белоблоцкого временно поработать «пока МИД определится с достойной заменой». В то же время, по мнению украинских экспертов, хорошо знающих работу украинского посольства в Москве, «со стороны МИД идет умышленное «вымывание» дипломатов, хорошо знающих Россию. Москву задолго до окончания срока командировки покидают дипломаты, обладающие хорошими личными отношениями с представителями российского политического и экономического истеблишмента.
Своей непрофессиональной работой Борис Тарасюк, похоже, оказывает Виктору Ющенко плохую услугу, которая, прежде всего отразится на результатах парламентских выборов. Пресловутый электорат вряд ли понимает, как говорил классик, «высокий политИк». Но если миллионы избирателей лишатся работы только потому, что кто-то очень быстро спешит в Европу и злонамеренно сворачивает отношения с Россией, то вполне вероятно, что после конституционной реформы у будущего премьер-министра Украины (а значит, и у президента страны) взгляды на отношения с Россией не будут такими как у Бориса Тарасюка. Потому что украинский избиратель, прежде всего, из промышленных восточных регионов страны, проголосует за пресловутую многовекторность украинской внешней политики. А маятник политического времени Украины качнется назад, - в 2000 год.