РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:50
17:49
16:58
16:53
16:46
Концептуально
 Гламур и дискурс 
7 October 2008 г.
версия для печати
О львовских «жемчугах» и «свиньях»
Львовские очаги культурного существования – такие, как художественное объединение «Дзыга» или журнал «Ї» – являются лишь островками в море постсоветской серости и провинциального гламура...

Львов в настоящее время - это тот странный город, где есть немало квалитетных интеллектуалов, но практически отсутствует, или сильно маргинализирована интеллектуальная жизнь. В печати львовской и в Интернете появляются умные и важные статьи, но в медиальном пространстве отсутствует диалог, поскольку эти статьи по большей части представляют собой сумму монологов. Почему так? Мне кажется, что львовский интеллектуал, выражая свои, без сомнения, важные и пережитые слова и мысли, почти всегда под впечатлением, что остался непонятым, неоцененным и невостребованным.

Так часто бывает, когда мы каждое свое слово считаем «жемчугом», а тех, перед кем мы эти слова «разбрасывали», - «свиньями». Справедливости ради нужно заметить, что нереагирование на интеллектуалов со стороны власти, политикума и бизнеса, а также полное самоустранение от культурно-образовательного процесса так называемого «простого» народа - это, конечно же, свинство.

Однако вышеупомянутая позиция рядового галицкого интеллектуала тоже давно уже требует ревизии. Для начала нужно перестать трактовать продукт своего интеллектуального труда исключительно как «перлы». Может стоит, по примеру «больших», расценивать его как «зерна», которые могут попасть как на благодатную пашню, так и на твердый камень. Функцию «орошения» этой пашни должны были бы играть художники, которые при посредничестве интересного и поучительного образного ряда могли бы сделать «послания» интеллектуалов более доступными и более понятными для людей, образование, интуиция и фантазия которых находится в несколько дремучем состоянии. Однако и они, вслед за интеллектуалами, в последнее время позамыкались в своих средах и творят «искусство для искусства», а не для людей. Так образуется замкнутый круг.

Когда я пытаюсь понять, почему львовские интеллектуалы «мечут жемчуга» вместо того, чтоб «сеять зерно», у меня появляются нехорошие подозрения.

Дело в том, что «сеятели зерен» часто остаются неизвестными потомкам и недооцененными современниками. Ведь не всем сеятелям дано быть жнецами. В то же время как «метатели жемчужин» - это, обычно, эгоцентрики. Они часто становятся известными фигурами - то ли легендарными, то ли одиозными. А любую знаменитость во многих случаях можно конвертировать в выгоду для себя - не очень для блага общества. Поэтому они крайне не заинтересованы в объединении с другими такими же «непризнанными гениями». В отличие от «сеятелей».

Поэтому нельзя исключить, что современных «метателей жемчуга» мучают вопрос квазигамлетовского типа: Не украдут ли мои значимые слова и не воспользуются ли ими конкуренты? На моих гениальных идеях не разбогатеет ли часом кто-то и не получит ли влияние?

За «метанием жемчуга» может стоять плохо скрытое желание - или понравиться сильным мира сего, или вызывать восхищение у народа, получить славу местного «мессии». Что, в конечном итоге, тоже должно было бы облегчить доступ к цели, отмеченной выше.

Но таким ли является назначение интеллектуала, артиста, визионера? Не призваны ли они быть посредником между Верховным умом и бытовой мудростью, призванной регулировать жизнь человека и общества? Ведь высокие интеллектуальные способности, широкая фантазия или глубокая интуиция даются совсем не родителями и народом, а Творцом. И даются не для того, чтобы обогащаться или прославляться средством тех, «которые находятся в темноте», а именно для реализации миссии.

Миссии творения, внедрения и укрепления системы настоящих ценностей, независимо от того, будет она замечена властью и народом, или нет. Чтобы выполнять эту функцию, осуществлять эту миссию, человек, наделенный особенными талантами, должен быть в стороне, как от одних, так от других. Но вместе с тем - творить общее пространство из себе подобных.

Ведь такие ячейки интеллектуального и культурного существования - как художественное объединение «Дзыга» или журнал «Ї» - являются лишь обособленными островками в море постсоветской серости и провинциального гламура, смесью которых в настоящее время в действительности есть Львов. Отдельные островки не могут быть серьезным препятствием для этого моря. Последний пример - это три белых пластиковых окна на площади Рынок рядом с Черной каменицей. Мэра, который своими распоряжениями запрещал это делать, а также его свиту из ответственных служащих владельцы окон просто «послали». Даже если бы власть по-настоящему заботилась о сохранении вида «древнего Львова», она не сможет выиграть в противостоянии с тотальным большинством жителей, которым на это наплевать. Единственный выход - это в самом львовском обществе создавать альтернативу, влиятельную альтернативу. Такие окна на Рынке были бы невозможными, если бы в городе господствовала атмосфера неприятия подобных нововведений, хоть бы в исторически туристической части города. Но Львов сегодня - это город без общества и практически без атмосферы.

Поэтому делом выживания интеллектуальной среды Львова, как в конечном итоге и других галицких городов, должен стать трезвый прагматизм, который выразится в консолидации сил и экспансивном пропагандировании системы ценностей. «Настоящие львовяне» должны вернуть себе влиятельную позицию, которую они получили, хотя и ненадолго, в конце 80-х - в начале 90-х годов. Чем более широкой, более авторитетной и креативной будет среда «настоящих львовян», тем заметнее она будет в своем городе и будет получать все более сильное влияние, как на городские «верхи», так и на «низы». Это влияние нужно, чтобы взять судьбу своего города в свои руки. Легче всего закрыться на кухнях, в мастерских или кофейнях и делать вид, что не замечаем новейших варваров на улицах небезразличного нам города.

Прагматизм по этому делу должны были бы почувствовать и владельцы недвижимости, инфраструктуры, сферы услуг, которые рассчитывают, что Львов будет развиваться как значительный туристический центр.

Слепой расчет на то, что остатки старой архитектурной композиции города привлекут достаточное количество туристов, - достаточное для обеспечения развития Львова, а не лишь для обогащения группы владельцев гостиниц-ресторанов-клубов-магазинов - является, мягко говоря, наивным. Для европейского туриста наш город не является чем-то особенным после Вены и Праги, Парижа и Лондона, Рима и Афин, а даже Кракова и Вроцлава. Такой турист все больше ищет для себя особенных городов и мест. Наша особенность есть в нашей «старомодности и ностальгии», порожденной ощущением «потерянного рая» перекрестка культур, полиэтничной и поликонфесийной толерантности. Вера в то, во что Европа уже потеряла веру.

Проблема в том, что ни власть, ни бизнес, ни примитивная по большей части обслуга туристического сектору не в состоянии создать туристу той особенной городской атмосферы. Ее творит «человек на улице».

У Львова все еще есть имидж города особенной культуры, сильного интеллектуального и творческого потенциала. И этот имидж должен лечь в основу современного спектакля о Львове. У нас есть прекрасная сцена - архитектура города, у нас все еще есть потенциальный зритель - житель Украины, жаждущий сближение с Европой, и европеец - небезразличный к «духовности» славянщины. Нам же остается только сыграть этот спектакль и получить из этого как наслаждение, так и выгоду.

Львов должен эксплуатировать свою неподдельную ностальгию, сделать ее заразной для гостей и прибыльной для себя. Ведь в ее основе тоска о том прекрасном и благородном, которое культивировала монархия Габсбургов в канун своей кончины. Эта тоска присуща многим обитателям других городов, у которых нет такой традиции и архитектуры. Пусть едут отдаваться ностальгии к нам - в прекрасные декорации, с хорошим сервисом и особенной атмосферой.

Поэтому львовские интеллектуалы вместе с художниками должны создать энергичную и действенную среду. Эта среда должна заниматься тем, чем и так занимались, - читать и писать, петь и рисовать, дискутировать и провоцировать, обнародовать неисполнимые идеи и распространять намеки о существовании тайны - делать все это, без оглядки на власть и политику, а также на серого обывателя. Мы можем себе это позволить, ведь большинство из нас достаточно обеспечены, чтобы не думать о хлебе насущном в унизительном этих слов понимании, и все достаточно свободны, чтобы не заботиться о верноподданнических отношениях с власть имущими.

Мне верится, что создав, а точнее - воспроизведя, такую среду львовяне смогут достичь чудодейственного эффекта, когда наши слова, мысли и дела станут одновременно зернами для посвященных и адептов и останутся «жемчугами» для «свиней».

Владимир Павлив для ZAXID.NET

Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Квазидемократия 
09.10.08
Сергей Сидоренко
 Указ 
09.10.08
 Обращение 
08.10.08

Экономика
 Дипломат 
08.10.08
Янина Соколовская
 Советник 
08.10.08
Лешек Бальцерович
 Взаймы дать 
08.10.08

Гуманитарная аура
 Драмма 
09.10.08
 Синод 
08.10.08
 Бедность в Украине 
08.10.08
Виктор Тимошенко, Овруч, Житомирская область