Виктор Ядуха, Владимир Мухин («Независимая газета», 13 февраля 2006 г.)
Завтра в Киеве состоится заседание российско-украинской Подкомиссии по Черноморскому флоту. В Крыму в эти выходные украинские радикалы из «Студенческого братства» уже схватились с морскими пехотинцами на маяке Херсонес. Между тем маяки – далеко не главная тема переговоров. Спешно заключенный в 1997 году Договор о статусе и условиях пребывания ЧФ на территории Украины допускает разночтения по куда более важным вопросам, а в Киеве оспаривают даже однозначные его положения.
Все под контролем
В минувшую субботу глава секретариата президента Украины Олег Рыбачук заявил, что Украина намерена выйти на международные стандарты в вопросе стоимости аренды земли для ЧФ в Крыму. Ссылаясь на расчеты Госкомзема, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах заявил, что ее размер составит не менее 1,8 млрд. долларов в год. Российская сторона такую логику отвергает: как заявил на днях в Италии на саммите Россия–НАТО Сергей Иванов, «базовое соглашение по разделу Черноморского флота от 1997 года четко зафиксировало, что до 2017 года арендная плата за ЧФ меняться не будет».
Другая важная тема – условия и порядок перемещения военнослужащих ЧФ за территорией военных городков. Пункт 5 ст. 15 базового соглашения запрещает передвижение формирований флота за пределами частей без согласования с Украиной. После «маячного» скандала, когда командование ЧФ послало для охраны маяков морскую пехоту на БТР, МИД Украины настаивает, чтобы флот запрашивал разрешения при любом выезде моряков за пределы части, как в Грузии. Причем речь идет не о выходе кораблей ЧФ в море (они просят добро на выход у портовых служб Украины по международному морскому праву. – «НГ»), а, скажем, о выездах военных машин. Даже в урезанном формате «грузинский вариант» парализует Черноморский флот и сделает бессмысленным его содержание.
Со статьей 15 связан еще один вопрос, который волнует внеблоковую Украину: на каких условиях Россия собирается привлекать ЧФ к возможным военным действиям. ЧФ в них участвовал уже дважды: в 1993 году корабли и морская пехота ЧФ поддержали российских миротворцев в Абхазии, а в 1999–2000 гг. рота моряков ЧФ находилась в Чечне. В обоих случаях Украину в известность не ставили, и в Киеве возмущались. Не исключено, что 14 февраля «абхазско-чеченская» тема снова всплывет. Как заявил посол по особым поручениям МИД России Владимир Дорохин, на заседании будут предложены вопросы, связанные с «механизмом российско-украинского взаимодействия в кризисных ситуациях».
От уведомления к разрешению
По словам того же Дорохина, речь может пойти и о механизме обновления вооружений ЧФ. В базовых соглашениях его нет, и пока Москва лишь уведомляла Киев о замене вооружений флота. В МИД и МО Украины хотят, чтобы Россия просила на это разрешения. Главу Совета национальной безопасности и обороны Анатолия Кинаха не раз упрекали в том, что в 2000 году он не воспротивился качественному обновлению морской авиации ЧФ (тогда самолеты Су-17 были заменены на Су-24м), а потом, будучи сопредседателем Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, не помешал россиянам перебазировать в Севастополь ракетный корабль на подводных крыльях «Самум». По данным «НГ», 14 февраля стороны обменяются проектами соответствующих соглашений.
На переговорах могут затронуть и проблему ротации личного состава ЧФ. В соглашениях предельная численность личного состава флота определена в 25 тысяч человек. Сейчас на флоте служат 14 тыс., и российская сторона оставляет за собой право увеличить личный состав почти вдвое. Украинская сторона стремится этого не допустить, и вообще придает ротации личного состава большое значение. Причина – систематический срыв планов по украинизации Севастополя. После службы многие моряки ЧФ остаются в городе, становясь пророссийскими гражданами Украины. Отчасти поэтому Севастополь – единственный город, статус которогоне определен.
Сама дата переговоров – 14 февраля – говорит о многом. Украина призывала российскую сторону провести заседание Межгосударственной комиссии по условиям пребывания ЧФ еще весной прошлого года, однако в Москве не спешили. По данным «НГ», на Смоленской площади планировали провести переговоры после выборов в Верховную Раду, где стабильно лидирует Партия регионов Виктора Януковича. Но это же обстоятельство обострило ситуацию вокруг маяков, и МИД Украины настоял на встрече в феврале». Российской стороне оставалось лишь спустить переговоры на уровень подкомиссии. Возможно, чтобы выиграть время.
Все это пустая болтовня. Сравнение с Грузией абсолютно неуместно. Не станет Россия ничего пересматривать. А "цивилизованных" рычагов воздействия у Украины нет. Здесь не переговоры нужны, а политическая воля украинского руководства. Ну и известная доля авантюризма. Готовность идти на риск. А с волей у украинских политиков слабовато. Да и рисковать не готовы. Подняли россияне флаги - и украинцы как бы и не замечают. Порвали укринский флаг - снова никокой реакции.