РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:25
16:18
15:32
14:17
12:34
Обзоры
17 August 2007 г.
версия для печати
Предвыборный десант из США
Грубый стиль работы российских политтехнологов уходит в прошлое. Выборы-2007 сделают американцы. Но не всем

Виктор Максименко («День», 17 августа 2007 г.)

Несмотря на политическую активность в стране в течение последних лет и близость парламентских перевыборов-2007, украинский рынок политического пиара и консалтинга оставляет желать лучшего. Большинство из того, что предлагается на рынке политических PR-услуг в Украине, далеко от международных стандартов.

Впрочем, эксперты обращают внимание скорее на низкий уровень отечественного политикума, который живет на уровне начала 90 х, в результате чего с трудом воспринимает новшества, вносимые современными и гибкими системами сопровождения выборов. А пиар и консалтинг — уже производные.

В то же время специалисты указывают и на положительные изменения. В частности, Игорь Попов, председатель правления Комитета избирателей, указывает на то, что сейчас начинают применяться новые технологии. Например, создаются общественные организации, которые работают на определенную политическую силу.

При этом большинство экспертов склоняются к мысли, что в этой ситуации у Украины есть только один путь — тот, который уже прошли развитые страны Запада. Дело в том, что президентские выборы-2004 дали ясно понять: наработанные ранее российские политические технологии оказались не в состоянии повлиять на ход выборов.

К слову, шлейф негатива за российскими специалистами появился еще на парламентских выборах 2002 года — неудачные кампании СДПУ(о), «ЗаЕдУ» и «Озимого поколения», которые привел к поражению Петр Щедровицкий, с позором выдворенный после этого Виктором Пинчуком из Украины.

В то же время «оранжевые» силы, которых уже в 2004 году активно консультировали американские специалисты, импортировали такие передовые технологии, как использование интернета, провокационных игр и анекдотов. Последние, безусловно, были всегда, но во время этих выборов их впервые стали систематизировать, распространять с учетом предпочтений целевой аудитории, целенаправленно использовать.

Немудрено, что весной нынешнего года, когда запахло внеочередными выборами, спрос на высококвалифицированных специалистов еще более обострился. Уже не секрет, что все отечественные политики предпочитают работать с американскими консультантами.

Украинские политики высшего эшелона к услугам российских специалистов практически перестали обращаться. Очевидно, изменился вектор наших политиков, изменилась мода, они не хотят друг от друга отстать, а поэтому обращаются к услугам представителей Америки. Но в первую очередь западные технологи показывают реальную эффективность.

Сейчас в украинской политике можно наблюдать эффект «снежного кома», когда участники предвыборной гонки уже вынуждены заимствовать хорошо зарекомендовавшие себя в 2003 году американские технологии. Один за другим, заручаясь поддержкой представителей одной школы, политики думают, что сумеют предусмотреть и спрогнозировать, что будет делать соперник.

ЗАОКЕАНСКИЕ ФАВОРИТЫ

Группу, которая работает на Виктора Ющенко, ведет Стен Андерсон, который впрочем никогда не вел национальные избирательные кампании, и выбор «оранжевой» команды в его пользу многих озадачил в Вашингтоне. Дело в том, что сегодня он ведет кампанию Виктора Ющенко, а несколько лет назад работал вместе с Полом Манафортом, который сейчас сотрудничает с командой Виктора Януковича.

Команда Президента и Юлии Тимошенко заключили соглашения о сотрудничестве со своими нынешними консультантами зимой этого года. Но для многих читателей может стать открытием, что с заокеанскими специалистами Партия регионов начала работать намного раньше. В 2004 году, разочарованный российскими политтехнологами Маратом Гельманом и Игорем Шуваловым, Виктор Янукович отказался от их услуг. А вот американцы, с которыми сотрудничество только начиналось, тогда остались.

Партия регионов сотрудничает с Полом Манафортом. Этого специалиста связывают с несколькими компаниями, которые предоставляют услуги в сфере лоббизма и политконсалтинга. Он является соучредителем компаний Davis Manafort & Freeman, Inc., Davis, Manafort & Stone и Black, Manafort, Stone, & Kelly.

Свою карьеру Пол Манафорт начинал еще в команде 38-го президента США, республиканца Джеральда Форда. Последний прославился тем, что за всю историю Штатов стал единственным главой страны не по результатам выборов, а по итогам Уотергейтского скандала (1974 год). После этого фамилия Пола Манафорта фигурировала в штабах почти всех следующих президентов-республиканцев, в том числе, Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего.

Юлия Тимошенко сотрудничает с бывшим пресс-секретарем Билла Клинтона Джоем Локхартом. Его характеризуют как эффективного и принципиального политика и технолога. Он управлял командой, которая привела Билла Клинтона в президентское кресло.

Примечательно, что примеру ПР, БЮТ и НУНС, которые пользуются услугами американских специалистов, последовали и некоторые другие политики и партии. По информации, которая присутствует в профессиональных кругах, на Владимира Литвина и его блок уже работают специалисты из Mariner Group. В эту команду входят такие известные американские лоббисты, как Стивен Пиджен, Роджер Стоун, Гарри Келлнер, Бернар Уитмен и Майкл Капутто. Все они долгое время и достаточно успешно работали с представителями Демократической партии. В том числе и с экс-президентом Биллом Клинтоном.

Хотя работа таких серьезных специалистов и не гарантирует победу, но само их присутствие, а тем более контакты в высших эшелонах американской власти и с международными организациями, которые будут отслеживать ход выборов, дает определенную гарантию от применения админресурса против блока Литвина. А ведь именно он стал — если верить самому Владимиру Михайловичу — основной причиной поражения блока на прошлых выборах. Сейчас же в случае подобных манипуляций наличие именитых иностраных специалистов даст возможность поднять серьезный резонанс на международном уровне. Таким образом, Литвин, очевидно, решил играть опять по-крупному.

К тому же небезосновательность его амбиций подтверждают и последние социологические исследования. Так, по рез ультатам исследования, проведенного Центром социологических и политологических исследований «СОЦІОВИМІР» и обнародованного 14 августа, блок Литвина входит в пятерку лидеров парламентской гонки. В целом пятерка лидеров гонки по мнению социологов выглядит таким образом: Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, «Наша Украина— Народная самооборона», блок Литвина и Коммунистическая партия.

Впрочем, пока до конца не ясно, сколько платят заокеанским консультантам гостеприимные украинские политики. Примечательно, что в США информация о стоимости предоставления PR и лоббистских услуг политическим структурам является открытой. Некоторые эксперты говорят, что услуги команды Пола Манафорта стоят около 0 тыс. в месяц, Джоя Локхарта — 0 тыс., а Стена Андерсона — 0 тыс. Вся же кампания может стоить от до 20 млн.

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ

Американцы помогли своим украинским партнерам в принятии многих стратегически важных решений. Например, после назначения Виктора Януковича главой правительства основные усилия американцев были перенаправлены на создание положительного имиджа премьера в США и Европе. По неподтвержденным данным, именно команда Пола Манафорта занимается организацией интервью Виктора Януковича различным иностранным изданиям.

Бесспорным результатом работы Пола Манафорта и его коллег стали важные изменения риторики премьера о сотрудничестве Украины с НАТО и ЕС. В своих выступлениях Виктор Янукович все чаще называет Украину мостом между Западом и Востоком. И если раньше он в категоричной форме заявлял о преждевременности вступления Украины в НАТО, то теперь предпочитает этой темы либо вообще не касаться, либо говорить об углублении сотрудничества. В целом это положительно сказывается на международном имидже Украины.

В западных СМИ была организована серия публикаций, доминирующей линией в которой стали демократические преобразования в Украине. И практически в каждой такой статье они упоминаются параллельно имени премьера.

Активное участие в кампании американцев началось в сентябре—октябре 2005 года. И уже через два месяца, по свидетельствам однопартийцев, лидер регионалов стал выглядеть моложе и современнее. Бывшие помощники Виктора Януковича на президентских выборах 2004 года отмечают, что изменился и язык лидера Партии регионов — он значительно разнообразился и приобрел ярко выраженный демократический уклон. С появлением в партии американцев изменились даже жесты Виктора Януковича. Их влиянию, например, приписывают жест с поднятыми руками, которым сейчас лидер Парии регионов завершает практически все свои публичные выступления. Интересно, что аналогичным победным жестом свои выступления, например, в 2004 году заканчивал и Виктор Ющенко.

Впрочем, американцы поправили состояние дел не только у премьерской «бело-голубой» или президентской «оранжевой» команд. Чтобы понять это, достаточно проанализировать визит Юлии Тимошенко в США в начале этого года. Основной критерий — это уровень приема и тех лиц, с которыми происходили встречи. Тут можно вспомнить, что у Юлии Тимошенко были встречи с Диком Чейни и Кондолиззой Райз (вторым и третьим лицом американского политикума), что дано далеко не каждому лидеру оппозиции. Безусловно, Джой Локхарт приложил усилия к этой встрече.

А пролоббированное американскими специалистами предложение Юлии Тимошенко провести референдум по положениям новой Конституции одновременно с досрочными выборами, сделало БЮТ коммуникационным лидером Украины. Об этом свидетельствует индекс коммуникационной эффективности, составляемый экспертами из общественных организаций, журналистами и PR-агентствами.

С подачи американских консультантов, на грядущих выборах-2007 сразу несколько партий фактически проводят «полевые исследования» избирательной системы, принятой в развитых демократических странах. Суть ее в том, что избиратели голосуют не просто за весь партийный список, а за конкретного кандидата от партии в своем округе. И хотя украинское законодательство такого не предусматривает — несколько партий — социалисты, коммунисты, объединенный блок Народной и Трудовой партий — закрепили своих кандидатов за конкретными округами.

Тут важно отметить, что вопреки поражению на парламентских выборах, блок Литвина, например, имел серьезные результаты в местных советах. Игорь Попов, председатель правления Комитета избирателей, отмечает, что Народная партия на прошлогодних выборах показала себя наиболее успешной политической силой в регионах. Она имеет наибольшее представительство в областных и местных советах.

У любого из таких кандидатов есть план по количеству голосов, которые его партия должна набрать в округе. Такая стратегия — целиком понятная. В особенности для тех партий, которые включают в свои списки сильных региональных лидеров. Эта система выгодна и важна именно для небольших партий, которые могут рассчитывать на незначительные проходные проценты.

Владимир Литвин как лидер блока Народной и Трудовой партий заключает с кандидатами соглашение, которое вменяет в обязанность каждого претендента набрать 50—60 тысяч голосов в своем округе. Кто не набирает обусловленного количества, депутатом не становится. Похожий эксперимент с закрепленными за конкретными округами кандидатами проводят и в Народно-демократической партии. Но специальных соглашений с кандидатами здесь не заключают.

ЗАЧЕМ ОНИ НАМ?

Важно понимать, что заокеанские специалисты не просто привносят новые методы и технологии. Их присутствие уже само по себе приближает выборы к высоким стандартам западных демократий. Да и работа американских специалистов дает возможность рассчитывать на лояльность западных наблюдателей, а также получить необходимую поддержку в случае применения админресурса или каких-то манипуляций со стороны политических оппонентов.

Привлечение передовых западных технологий необходимо всем участникам политических процессов, как народным избранникам, так и электорату. С одной стороны, политики, стремящиеся к власти, все отчетливее понимают, что для успешной карьеры им необходимо иметь некий уровень доверия среди избирателей, иметь определенный рейтинг. На Западе же давно сформирована четкая концепция прихода к власти путем формирования рейтинговых оценок и продвижения наиболее перспективных политиков, удержания целевой группы электората в рамках требуемой избирательной идеи. Такая сформированная система помогает народному избраннику удержаться на плаву длительное время, а не только в момент получения желанного мандата.

Специалисты по выборам всегда скажут, что в любой стране власть имущим не доверяют так же, как и у нас. Но бытует мнение, что украинские политики хуже, чем западные. Одной из причин такого положения дел является избыток в нашей стране черного пиара по сравнению со странами Запада — там среди политических конкурентов принято оговаривать границы, в которых происходит взаимная критика. К тому же в развитых странах законодательство четко регулирует нормы такой критики — в Украине же ничего подобного нет. Поэтому украинцы, имея возможность знать о своих избранниках больше негатива, чем это принято в других странах, считают, что наши политики априори хуже своих зарубежных коллег.

Впрочем, с приходом в украинскую политику американских консультантов взаимных обвинений, выходящих за рамки приличия, на экранах заметно поубавилось. Наилучшие позиции тут у Владимира Литвина — его пиарщики еще в далеком 2004 году предусмотрительно оградили своего босса от войны компроматов. Сделали они это еще до президентских выборов. Его действия эксперты называют очень правильными с точки зрения перспектив на будущее. Когда представители «большой тройки» вынуждены заглаживать противоречия и устанавливать общие для всех правила конкурентной борьбы, Владимир Литвин лишен необходимости расшаркиваться за когда-то нанесенные обиды в силу их отсутствия. Это дает ему весомое конкурентное преимущество на грядущих парламентских выборах.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Юбилей 
24.08.07
Людмила Шангина
 Власть 
24.08.07
 Итоги 
24.08.07
Ольга Мусафирова, Павел Динец

Экономика
 Наемники 
24.08.07
 Сотрудничество 
24.08.07
Михаил Кукушкин
 Цена 
23.08.07
Михаил Сергеев

Гуманитарная аура
 Флаг 
23.08.07
Виктор Дяченко
 Наследство 
22.08.07
Лариса Марчук
 Молодежь 
22.08.07
Екатерина Савина

Зайходи на сайт http://www.maxstore.ru/. Стеллажное оборудование.