Процессы все большей открытости украинской экономики к экономикам других стран, и стремление нашего государства к вхождению в наднациональные структуры (ЕС, ВТО и др.) требуют иного уровня конкурентоспособности Украины. Конечно, эти вопросы можно и не решать, но при таких условиях, нас ждут отрицательные результаты взаимодействия с внешними рынками.
Казалось бы, макроэкономическая статистика показывает достаточно позитивные результаты. По данным Госкомстата, рост реального ВВП Украины в январе-июне 2006 года составил 5%, в июне – 9,5%, по сравнению с соответствующими периодами прошлого года. По этим же данным, номинальный ВВП (по ориентировочной оценке) за январь-июнь 2006 года составил 206 млрд. 099 млн. грн., за май - 39 млрд. 512 млн. грн. Рост ВВП в январе-июне т.г. состоялся, в основном, за счет увеличения валовой добавленной стоимости в торговле – на 8,6%, транспорте - на 8%, в строительстве - на 6,5%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 5,7%. Рост реального ВВП Украины в январе-мае 2006 года составил 4%, в мае – 8,5%, по сравнению с соответствующими периодами прошлого года.
В Украине в январе-июне 2005 года валовый внутренний продукт вырос на 4%, по сравнению с аналогичным показателем 2004 года. В частности, в июне 2005 года ВВП вырос на 1,1%. При том, что в целом в 2005 году рост ВВП составил 2,4%.
Однако достижение высокого уровня конкурентоспособности остается проблематичным. Ведь только новейшие технологии обеспечивают недосягаемую за счет других факторов постоянную прибыль. Так, США, благодаря преимуществам в высоких технологиях, потребляют товаров и услуг в 4 раза больше, чем вырабатывают. Россия при доведении своей доли на мировом рынке высоких технологий с нынешних 0,3% до 1% увеличит свою прибыль на 50 млрд. долл., что составляет половину всех нынешних ее доходов от экспорта.
Относительно статистики по Украине – то она неутешительная!
Во-первых. Деятельность украинских товаропроизводителей на мировых рынках высокотехнологической продукции незначительная. Объемы экспорта высокотехнологической украинской продукции на мировые рынки составляет 1,45 млрд. долл. – это лишь 0,05% мирового рынка и 4,8% от всего экспорта Украины (18 млрд. долл.). При этом потенциал отечественного экспорта высокотехнологической продукции большой и оценивается приблизительно в 10-15 млрд. долл., или 0,3-0,5 % к мировому экспорту. Но для его реализации необходимо, прежде всего, сделать значительные усилия по активизации инновационной модели развития национальной экономики.
Во-вторых. Активность власти в сфере евроинтеграции на протяжении 2005-2006 г.г. была подкреплена спадом инновационной активности в стране.
В Украине практически отсутствуют рыночные механизмы формирования инновационной инфраструктуры, а также нет четкой государственной стратегии формирования рыночно ориентированной национальной инновационной системы. Новые рыночные структуры (бизнес-центры, технопарки, технополисы, венчурные фонды и др.), которые могут инициировать инновационное развитие, в настоящее время слабые и неспособны нести полную ответственность за эти процессы.
Для повышения собственных конкурентных позиций через инновационное развитие Украине необходимо соединить на практике рыночные методы управления научно-технологической сферой с мероприятиями государственного регулирования.
С другой стороны, мы считаем, что нужно вести речь об инновационном развитии Украины не только с позиций повышения уровня конкурентоспособности и защиты отечественных товаропроизводителей, а и с позиций экспансии Украины на внешние рынки. Этому вопросу, сегодня, почему-то уделяется мало внимания. И совсем не уделяется внимание конкретным механизмам достижение таких задач украинского государства.
С целью развития Украины как государства с постиндустриальной экономикой необходим ряд механизмов и стимулов наращивания экспортной экспансии и обеспечения глобальной конкурентоспособности постиндустриальных технологий, в том числе:
– стимулировать создание в больших корпорациях сегментов НИОКР (научных и опытно-конструкторских разработок) в виде научных центров и венчурных фондов, а также стратегических альянсов с мировыми лидерами хай-тека;
– оказывать содействие интеграции отечественных финансово-промышленных групп с иностранными компаниями - собственниками интеллектуального капитала, формировать на базе интеграции сегментов НИОКР и высокотехнологических производств кластеры, аналогичные Силиконовой долине и Зеленограду;
– оказывать содействие в интересах разработки научно-технологической проблематики интеграции и взаимодополнению крупного капитала и маленьких научно-поисковых, в том числе венчурных фирм; развернуть НИОКР на базе сети технопарков;
– применять относительно высокотехнологических сегментов налоговые льготы, а также практику выдачи под государственную гарантию банковских долгосрочных кредитов;
– оказывать поддержку экспорта высоких технологий и наукоемкой продукции;
– оказывать содействие импортозамещению компонентов, необходимых для создания прорывных наукоемких технологий;
– на основе стимулов и механизмов консолидации государственных и частных капиталов оказывать содействие большим долгосрочным вложениям в научно-технические проекты отечественных и иностранных корпораций и др.
Результатом реализации инновационной политики может стать прорыв на приоритетных направлениях, осуществляемый с участием государства и его учреждений, и, соответственно, преодоления технологического отставания от ведущих стран и построение партнерских отношений с ними.