На протяжении последней декады в Украине о национальной культуре говорят, как «о живых» - или плохо, или ничего. Очередной возможностью поговорить о состоянии культуры стало назначение нового министра культуры и туризма Игоря Лихового. Но говорить, как оказалось, собственно не о чем. Новый министр – бывший директор национального заповедника Т. Шевченко в Каневе – в первых же своих интервью дал понять, что не будет делать резких движений. На фоне отсутствия в тех же высказываниях для прессы каких-либо концептуальных видений развития культуры, можно предположить, что министром г. Лиховый стал немного неожиданно даже для себя.
Впрочем, может это и не самый худший вариант. Ведь предыдущая госпожа министр – Оксана Билозир – была уверена, что знает, что надо делать. Но, как оказалось, ее «знание» было очень поверхностным и насквозь ошибочным, что и привело к примитивным попыткам освободить национальную культуру (в понимании этого термина Оксаной Билозир) от «чуждых паразитов и угнетателей», которыми, в частности, оказались театр русской драмы им. Леси Украинки и руководство киностудии им. Довженко.
Быть может, менее уверенный в себе новый министр, в отличии от экс-министра, попытается разобраться не только в том, какие кланы завладели инфраструктурой культурной отрасли государства, но и в причинах неконкурентоспособности украинской культурной продукции, к которой обычно приставляют слово «национальный».
Чтобы проанализировать «болезнь» национальной украинской культуры, достаточно внимательно присмотреться к функционированию одного из главных инструментов ее популяризации. Популяризатором национальной культуры призван быть «телеканал Культура», сравнительно недавно созданный в рамках Первого национального государственного канала. В кавычки беру оба слова, так как, во-первых, это не канал, а лишь блок программ, показываемый во время, когда перед телевизором заседают лишь любители хард-эротики (для непосвященных - от 3 до 5 часов ночи). Во-вторых, так как подборка программ в этом блоке свидетельствует о довольно специфическом понимании культуры - если спецификой можно считать нафталинный подход, как в содержании, так и в форме, к представлению материалов на темы культуры. Как бы там ни было, но сам «канал Культура», как и его недавняя публичная презентация, явились демонстрацией того, что главной проблемой культуры в Украине есть ее аритмия, унаследованная еще из времен «перестройки».
В последних десятилетиях «совка» культура - как та кухонная, так и официальная (здесь надо отделить от нее плеву идеологии и пропаганды) - была очень почтенной, солидной, самоуглубленной, а временами и самовлюбленной в своей глубинности. Ее пульс бился уверенно, стабильно, сильно и медленно - в «эсэсэре», как и в вечности, спешить было некуда. Настоящий художник был уважаемым авторитетным человеком, а часто - и настоящим кумиром масс. Адепты культуры прислушивались к людям культуры, верили им, брали с них пример, уважали наконец...
Изменение политического порядка, распад сверхгосударства, общественные преобразования вызвали невероятное ускорение динамики перемен во всех сферах жизни - быстрее зарабатывались и терялись деньги, здоровье, делались и рушились карьеры и т.п. Не стал исключением и культурный процесс - искусство начало становиться на коммерческие рельсы, для творцов открылись заграничные сцены и галереи.
Мы и заметить не успели, как любимые артисты появились в рекламах или коммерческих откровенно «скандальных» проектах. Новые виды искусства и литературы перестали сторониться провокаций и крутого словца - неведомых раньше и несоединимых с традиционным образом художника. Так человек культуры утратил всенародный авторитет и признание, а потребитель культуры - главные ориентиры и стандарты. Перед дилеммой - нужна ли мне культура и что есть для меня культура - так называемый простой человек остался наедине с собой.
Вследствие этого возникшую пустоту быстро заполнили новые, преимущественно примитивные и поверхностные, но быстрые ритмы. Оказалось, что трудовому человеку после целодневной изнурительной работы и оздоровительных «два по сто», отполированных пивом, более всего отвечают ритмы типа «бум-цик-бум-цик» какой-нибудь «блестящей звезды», чтобы расслабиться и «атдахнуть». Тем более что в такт этому «бум-цику» новоиспеченные звезды с полной открытостью покачивают наилучшими частями их тела (которыми, конечно же, не являются лица).
Вместе с тем, глубину пламенных советских поэтов, которые собирали когда-то полные залы или стадионы в стране рабочих и крестьян, без особой трудности заменил блатняцкий шансон, который не столько текстами, сколько ритмами отвечал простому человеку на его важнейший философский вопрос в стиле – «бляшобудет?».
Что же касается так называемой серьёзной культуры, то она через неизменность своих как этических, так и эстетичных стандартов очень быстро приобрела себе славу устаревшей и просто выпала за новейшее ритмическое поле. Представители этой части культуры, кажется, даже не заметили, что никто уже не хочет слушать их морализаторства, еще и в высокодуховном изложении, поскольку этим уже профессионально занимаются священники. Понятно, что почтенная культура - это не попса, она развивается по своим правилам, впрочем, и по своим ритмам. Но и ей придется учитывать современную общественную ритмику с целью своей широкой презентации.
Сегодня уже нельзя рассказывать о культуре и искусстве так, как это делалось несколько десятилетий назад. При всем уважении к таким людям, как Борис Олейник, Дмитрий Гнатюк или Лесь Танюк, глядя на их деятельность, хочется воскликнуть, как анекдотичный мачо к дворнику, меланхолически шелестящему метлой под окном: "М-сье , не сбивайте с ритма весь Париж!».Знаю, что убедить таких людей непросто. Любые предложения динамизации культурного процесса они преимущественно воспринимают, как профанское покушение на достоинство «Культуры», имя которой они стараются не только писать, но и произносить с большой буквы.
Помочь прервать этот замкнутый круг, попытаться предать более быстрый ритм национальной культуре в условиях повсеместной коммерциализации могло бы государство, которое может себе позволить культивировать и пропагандировать национальную культуру, без рассчета на заработок. Именно этого украинцы ожидали от новой власти после десятилетия кучминского культурного застоя и деградации. Однако уже сейчас видно, что это не по силам сделать ни нашему главному художнику-аматору (по совместительству – президенту), ни его ставленникам на главный культурный пост.
В этой ситуации возникает вопрос, кто и каким образом может возвратить обычному украинцу интерес к национальной культуре, вырывая его из объятий вездесущей попсы? Понятно одно - обычный украинец не будет замедлять своего жизненного ритма, чтобы приспособить его к нынешнему ритму нацкультуры. Это культура, если хочет выжить, должна научиться приспосабливаться к его (твоему, моему) ритмам.