Как интернет-сервис Mail.ru превратился в компанию стоимостью $1 млрд
Ксения Болецкая
Кроме
ноутбука на его Т-образном столе руководителя больше нет ничего — ни
бумаг, ни ручек, ни даже телефона. Чтобы проводить в Сети 18 часов в
сутки, Дмитрию Гришину этого и не нужно. Телефон заменяет программа
«Агент» — аналог «аськи». Список контактов гендиректора Mail.ru, первого
российского интернет-портала, оцененного в $1 млрд, насчитывает несколько
сотен фамилий.
Компания
Гришина называется Port.ru. Она зарегистрирована в американском штате Делавэр.
Mail.ru — ее единственный актив, так что путаницы не возникает. Тем более
что бренд Mail.ru известен всему Рунету.
Электронная почта намного удобнее
телефонной связи, насколько я понимаю. Я давно бы выбросил свой телефон, если
бы мог вовсе обойтись без него.
Том Хэнкс
Минувшей
осенью южноафриканский медиахолдинг Naspers увеличил свой пакет в Mail.ru до
33%, заплатив за дополнительные 2,6% ровно $26 млн. На первый взгляд
Mail.ru, все материальные активы которой в виде нескольких сотен компьютеров и
прочего оборудования умещаются в арендованном офисе площадью 3500 м2, столько
не стоит. Выручка компании в этом году составит, по предварительным оценкам,
около $70 млн при рентабельности по EBITDA порядка 30%. И вот за
это — $1 млрд?
ПОКУПАТЕЛЬ
Сотни
миллионов и даже миллиарды долларов за какой-то там сайт — это, конечно,
не новость. Года полтора назад инвесторов, забывших о крахе доткомов в 2000 г., охватила
вторая волна интернет-лихорадки. Ее приступ совсем недавно обуял Microsoft,
которая буквально вырвала из рук Google 1,6% акций американской социальной сети
Facebook, отдав за мизерный пакет $240 млн и оценив всю Facebook в
$15 млрд.
Второй
интернет-бум отличается от первого. Среди инвесторов стало заметно меньше
спекулянтов, рассчитывающих только на то, что они смогут вовремя сбросить
переоцененные акции. Зато четко обозначилась прослойка стратегических
инвесторов, скупающих интернет-компании, которые подходят им по профилю. Один
из самых свежих примеров — британская WPP Group. В конце октября эта
рекламно-маркетинговая группа примерно за $0,5 млрд купила канадское
агентство Blast Radius, которое специализируется на продвижении товаров среди
пользователей социальных сетей. Ранее WPP приобрела южноафриканскую Aqua
Online, бельгийскую These Days и американскую Shematic, которые также
занимаются маркетингом и рекламой онлайн.
К такому
типу инвесторов относится и Naspers. Вот уже несколько лет компания скупает
медийные активы по всему миру. Интересы у южноафриканцев довольно широкие: они
приобретают не только интернет-компании, но и платные телеканалы, газеты и
журналы, книжные издательства. В Сети Naspers интересны прежде всего
национальные интернет-лидеры, у которых имеются службы мгновенных сообщений, такие
как ICQ («аська»). В портфеле Naspers есть акции Tencent — компании,
которая поддерживает сервис QQ, китайский вариант «аськи» со 173 млн
пользователей. В октябре к нему добавилась польская «аська» Gadu Gadu —
еще 6 млн юзеров. Инвесторы довольны: за этот год капитализация Naspers
выросла на 30%, до $11 млрд.
Помимо
интернет-бизнеса Naspers в России интересовали несколько издательств.
Южноафриканцы вели переговоры с ИД «СК Пресс», а также с миллиардерами
Ананьевыми, у которых есть несколько медийных активов. Но договориться удалось
только с Mail.ru, которая также разработала свою «аську» и надеется продвинуть
ее в массы. С другой составляющей — лидерством на рынке — у Mail.ru
тоже все в порядке.
ПРОДАВЕЦ
Портал
Mail.ru уже обогнал по посещаемости «Яндекс», главный российский поисковик.
Если у «Яндекса» дневная аудитория на прошлой неделе в среднем составляла
6,8-6,9 млн посетителей, то у Mail.ru — около 7,5 млн. По
статистике Mail.ru, портал догнал «Яндекс» в июле, а мировой счетчик посещаемости
веб-сайтов Alexa.com признал Mail.ru первым в Рунете еще в конце 2006 г.
Специализация
Mail.ru, которая так привлекла инвесторов, — коммуникационные сервисы.
«Если “Яндекс” и Google ищут информацию для людей, то мы людей
“общаем”», — говорит Гришин. До последнего времени у Mail.ru даже не было
собственного поисковика, использовался «движок», разработанный «Яндексом».
Бизнес-модель Mail.ru очень похожа на Tencent, но если китайцы выстроили
универсальную интернет-компанию вокруг службы мгновенных сообщений, то стержень
Mail.ru — электронная почта. К четкому осознанию своей миссии в Mail.ru
пришли не сразу. С 1998 г.,
когда в России заработал этот почтовый сервис, созданный программистами из
небольшой компании DataArt, фирма пыталась зарабатывать на электронной торговле,
развивала интернет-СМИ, музыкальный портал и сайт о путешествиях. Лишь к 2003 г.
разрозненные сервисы были собраны в один портал и объединены вокруг самой
успешной службы — почтовой. Компания неоднократно перекраивалась: менялась
команда, менеджеры уходили со скандалами, громко заявлялись новые проекты,
которые вскоре закрывались. В 2001 г., когда интернет-пузырь лопнул,
американская компания Port.ru, на которую были записаны активы портала,
осталась без денег и нашла себе в компаньоны более удачливый фонд netBridge,
владевший такими проектами, как Molotok.ru, Fomenko.ru, List.ru. В объединенной
компании главным стал netBridge — его бывший гендиректор Юрий Мильнер
возглавил Mail.ru. От прежней жизни осталось только юридическое название —
Port.ru. К 2003 г.
портал почти полностью избавился от старой команды, а новую возглавил бывший
технический директор Дмитрий Гришин. Почти незаметно среди акционеров Mail.ru
возник сначала концерн «Нефтяной», затем — фонды Tiger Global Management и
Digital Sky Technologies, связанный с netBridge. Структура собственности
Mail.ru до сих пор держится в секрете. Единственное, что точно известно, —
именно Tiger Global и Digital Sky продали 33% акций портала
южноафриканцам. Компания Mail.ru вообще очень скрытная. На здании ее офиса на
Ленинградском проспекте нет даже таблички с названием фирмы. Свои финансовые
показатели портал раскрыл лишь однажды — по итогам 2005 г.
Имидж
темной лошадки не помешал Naspers в начале 2007 г. заплатить
за 30% портала $165 млн, а спустя девять месяцев оценить компанию вдвое
дороже — в $1 млрд. И это при том, что прямые затраты первоначальных
инвесторов на создание портала составили, по подсчетам , порядка $10 млн.
В
инвесткомпании «Финам», которая собрала в своем фонде «Информационные
технологии» акции нескольких интернет-компаний, в начале года жаловались, что
Naspers своей первой сделкой с Mail.ru «взорвала» рынок, из-за чего цены на
российские интернет-активы взлетели до небес. Но теперь аналитика «Финама»
Владислава Кочеткова десятизначные суммы не смущают. Исходя из результатов,
которые Mail.ru покажет по итогам года, ее капитализация могла бы достичь
$1,2-1,5 млрд, говорит он. При расчетах справедливой стоимости Mail.ru и
«Яндекса» аналитики исходят из коэффициентов, с которыми котируются компании в
Китае, где интернет-рынок растет еще стремительнее, чем в России. Про котировки
Rambler, единственной публичной интернет-компании в России, никто и не
вспоминает. В отличие от Mail.ru и «Яндекса» у Rambler пока нет четкой
стратегии, указывает аналитик «Тройки Диалог» Андрей Богданов. «Яндекс» же он и
его коллеги оценивают еще более щедро, чем Mail.ru, — в $3-3,5 млрд.
ТОВАР
Львиную
долю доходов российским порталам приносит реклама. Объем ее прямо зависит от
размера аудитории. В этом Mail.ru, несомненно, преуспела.
«Коммуникационные
сервисы хороши тем, что концентрируют вокруг себя аудиторию, —
констатирует Гришин. — В отличие от поиска, где заменить один сервис
другим не так уж и сложно, перейти с одной службы сообщений на другую или с
одного блог-хостинга (система, позволяющая вести онлайновые дневники. — ) на другой очень непросто, ведь там у
вас собраны социальные связи, друзья, коллеги. Интернет-компанию, которая
занимается коммуникациями, проще купить, чем переманить ее пользователей».
Почтовый сервис, основа Mail.ru, сам по себе такой лояльности не обеспечивает.
Сменить почтовую службу не сложнее, чем поиск. Поэтому главной точкой роста для
портала в компании считают службу мгновенных сообщений «Mail.ru Агент»,
запущенную еще в 2003 г.
Это предмет особой гордости Гришина, несмотря на то что по числу пользователей
сервис пока сильно отстает от почты. Всего на Mail.ru было заведено 77 млн
почтовых ящиков, из них активно около 40 млн. «Агентом» хотя бы раз в
месяц пользуется 5 млн человек.
Mail.ru
постоянно расширяет набор сервисов, чтобы покрепче привязать пользователей к
порталу, заставить их проводить здесь больше времени. Самый
быстрорастущий — социальная сеть «Мой мир», запущенная в августе. Число ее
активных пользователей — около 6,5 млн человек. Для сравнения: сеть
«Одноклассники», одна из самых популярных в Рунете, рассчитывает к началу 2008 г. выйти на
8 млн. Быстрый рост «Моего мира», впрочем, во многом объясняется
агрессивным маркетингом, который уже раздражает многих юзеров. Владельцы ящиков
на Mail.ru жалуются, что в последнее время их буквально засыпают приглашениями
присоединиться к «Моему миру».
Массовая
аудитория между тем далеко не все, что нужно для успеха. Пусть Mail.ru и стал
первым по посещаемости, догнать «Яндекс» по доходам будет чрезвычайно нелегко.
Порталам, основанным на общении пользователей, гораздо сложнее, чем
поисковикам, монетизировать свою аудиторию, указывает владелец сервиса блогов
LiveInternet Герман Клименко. Выручка «Яндекса», который, как и Mail.ru, в
последние годы ее ежегодно удваивает, в 2006 г. составила $72 млн. Вдвое выше
и эффективность — рентабельность по EBITDA у «Яндекса» составляет порядка
60%. Разница в доходах возникает прежде всего потому, что Mail.ru зарабатывает
в первую очередь на продаже рекламных баннеров, которые показываются всем
подряд, тогда как «Яндексу» основной доход приносят контекстные объявления,
которые размещаются в результатах поиска. Контекстная реклама гораздо
популярнее и приносит больше доходов. В этом году Рунет заработает на ней, по
прогнозу Mindshare Interaction, около $300 млн, а на медийной — около
$160 млн.
У Mail.ru
есть несколько возможностей улучшить ситуацию. Можно завести собственный
поисковик, что Гришин и сделал. На проект Gogo.ru было потрачено $0,7 млн
и три года работы. Пока, однако, Гришин не намерен отказываться от услуг
«Яндекса». Как подозревает консультант Игорь Ашманов, Gogo.ru технически просто
не готов заменить конкурирующую систему. Если проблема будет решена, проект
станет солидной прибавкой к капитализации Mail.ru.
Другой
путь — увеличение немедийных доходов. Выручка от платной подписки на
сервисы, онлайновых игр, партнерских соглашений приносит Mail.ru около
20% доходов. У китайской Tencent эта доля заметно выше, отмечает Гришин, и
прежде всего за счет платы за онлайновые игры. Акционеры Mail.ru уже работают в
этом направлении. В начале декабря сразу четыре «игровые» компании —
IT Territory, Nival Online, TimeZero и Nikita Online — объединились в
холдинг Astrum Online Entertainment, который контролирует Мильнер. По версии
руководителя одной из этих фирм, совладельцы Mail.ru изначально не собирались
продавать Naspers больше 30% портала, но Мильнеру потребовались
дополнительные деньги как раз для консолидации «игровиков».
Наконец,
набирает силу волна популярности социальных сетей, блогов, видеосервисов. Это
на руку Mail.ru с ее коммуникационной стратегией. Одна беда: какой из новых
сервисов выстрелит, заранее предсказать невозможно.