РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
15:33
15:12
14:45
14:22
13:58
Гуманитарная аура
 Раскол 
5 February 2008 г.
версия для печати
Преграды на длинном пути к единству

Клара Гудзик

Недавно ректор Киевской духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Московского патриархата, председатель Синодальной богословско-канонической комиссии епископ Бориспольский Антоний (Паканич) публично выразил в интернете — не впервые — свое отношение к вопросу канонической автокефалии Украинской православной церкви.

Позволим себе кратко прокомментировать некоторые тезисы председателя Синодальной богословско-канонической комиссии. Начнем с того, что будем называть Церковь, к которой принадлежит владыка Антоний, именно так, как ее называют в Москве все православные полемисты, а именно — «Украинская православная церковь Московского патриархата». Не будет преувеличением сказать, что УПЦ — это самоназвание Печерской митрополии.

Как информирует интернет-издание «Православ’я в Україні», в своем последнем выступлении владыка Антоний, в частности, сказал: «Статус Поместной церкви должен отражать реалии ее жизни и согласие всей полноты. Только Соборный ум Святой православной церкви может вынести постановление по этому вопросу. Это и будет окончательным ответом для всех верующих чад Украинской Православной Церкви. Не следует искусственно форсировать этот вопрос и придавать ему болезненный характер».

Невозможно не заметить амбивалентности тонкого выражения владыки Антония в отношении «Соборного ума Святой православной церкви». Ведь здесь не совсем понятно, о какой Церкви, собственно, речь идет? О Киевской или о Московской? Если о последней, то, как свидетельствует давняя и современная история, «Соборный ум» Московской патриархии никогда, ни при каких обстоятельствах добровольно не выпускал и не выпускает «на свободу» не только такую большую и величественную церковь, каковой является Украинская православная (в целом), но даже несколько немногочисленных современных приходов где-то в Прибалтике, на Кавказе или в Британии. Так кто же, наконец, даст «окончательный ответ всем верующим чадам Украинской православной церкви»?

При случае вспомним и тех московских «теоретиков», которые публично и постоянно заявляют о том, что сегодня именно Московская церковь выполняет высокую миссию «собирательницы земель русских» — ту миссию, которую в начале 90-х «выпустили из рук» российские политики. Главная задача «собирателей» заключается в том, чтобы «сохранить за собой» ту часть Украинского православия, которая условно называется «УПЦ», а посредством ее (да еще севастопольского флота) присвоить всю Украинскую церковь.

А что касается «болезненного характера», о котором вспоминает владыка Антоний, то здесь нечему удивляться — любой народ (в том числе, конечно, и украинцы), который недавно начал строить свободную самобытную жизнь, всегда пытается вернуть себе все виды независимости — и церковную также. Согласитесь, что неестественной является такая ситуация, которая сегодня сложилась в Украине — государство украинское, а церковь — русская, эмиссары которой хозяйничают у нас в стране как хотят! Неужели епископат УПЦ МП не чувствует унижения, зависимости, неполноправия?

По-видимому, таки не чувствует! Иначе владыка Антоний не отмечал бы «тенденцию намеренно использовать тему канонической автокефалии для внутреннего раскола в Церкви, хотя ни Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Владимир, ни Священный Синод, ни епископы такого повода не давали». А жаль, что не давали!

В приведенном выше тезисе звучит чисто русская интонация — как известно, в русской церкви не только миряне, но и все духовенство никогда не играли какой-либо самостоятельной роли. Как это было в Украине, например, во времена Средневековья, когда отличались своей активностью братства. (Львовское братство даже добилось, перестав доверять своим владыкам, Константинопольской патриаршей ставропигии!) Для России что-то подобное — абсолютно невозможно. Вспомнить только, что государь-император Петр I (светское, хотя и коронованное лицо) отменил институт патриаршества в России (!!!); и с тех пор и до 1917 года Русской церковью заправляли чиновники Святейшего Синода (несмотря на все церковные традиции и церковные законы!), что воспринималось православными россиянами как норма.

В своем выступлении председатель богословско-канонической комиссии Антоний предостерег СМИ от поспешных и необъективных оценок. «К сожалению, — отметил владыка, — некоторые СМИ, согрешив против истины, дают информацию непроверенную, взятую из некомпетентных источников и поэтому заведомо ошибочную. Поневоле создается впечатление, что кто-то, управляемый враждебно настроенными силами, умышленно прилагает усилия к тому, чтобы внести дух искушения и разделения в среду верующих Украинской православной церкви».

Все, что пишет епископ Антоний о СМИ, о взятой из некомпетентных источников информации — это святая правда. Но большие предостережения вызывает также личная позиция епископа Антония и не только относительно «настроенных сил»: «О моей личной позиции могу сказать следующее. Вопрос о каноническом статусе Украинской православной церкви — сугубо церковный. Никакие политические, экономические, социальные и другие по своей сути вне церковные факторы значения не имеют. На первом месте должен стоять принцип церковной пользы. Временные интересы и амбиции различных политических сил должны быть решительно оставлены за порогом церкви».

Эти высказывание — очень хорошая, но риторика. Скажем, что означает, например, выражение: «Вопрос о каноническом статусе УПЦ — сугубо церковный»? И это написано тогда, когда украинское общество — светские и церковные люди — фактически разделены этим самым «каноническим статусом»? (Хорошо хотя бы то, что наши «козаки з розуму не впали...») Сомнительно звучит также тезис здесь «никакие политические, экономические, социальные и другие по своей сути внецерковные факторы значения не имеют»! Читая это, становится даже немного неудобно за автора. Особенно, когда вспоминаешь недавние выборы, митрополита Агафангела, курбеты Каурова, Фролова и компании, выступления депутатов Государственной думы и еще многое чего. Если все это не является вмешательством в наши, так сказать, частные дела, то о чем же тогда речь идет? И каким магическим образом «можно оставить за порогом церкви временные интересы и амбиции различных политических сил»? Ведь, насколько хорошо известно в обществе, до сих пор УПЦ не отталкивала от себя никакие «экономические, социальные и другие по своей сути внецерковные факторы».

К сожалению, все это — не только в прошлом. Именно сейчас УПЦ МП положила начало еще одной церковной «взрывчатке», потому что уже никто не надеется, что «парламентская часовенка» более длительное время останется в единственном числе. Скорее всего, там вскоре будут другие — и не только православные и не только христиане. «И пошла писать губерния!»

А может быть, таки «кесарю — кесарево, а Богу — богово»?

В заключение приведем нашему читателю еще одно выражение ректора Киевской духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Московского патриархата, председателя Синодальной богословско-канонической комиссии епископа Бориспольского Антония.

Возвращаясь к статусу Украинской церкви, владыка пишет, что изменение канонического статуса церкви оправдано только в том случае, если новый статус (автокефалии или автономии) «ведет к созданию условий для более успешного выполнения миссии евангелизации»(?). Насколько известно, однако, «миссия евангелизации», о которой сегодня православные церкви — надо признать — довольно-таки мало заботятся, никак не зависит от статуса церкви. В любом случае, независимость церкви не может стать препятствием «для более успешного выполнения миссии евангелизации» и, наоборот. Создается даже впечатление (конечно, ошибочное), что епископ Антоний угрожает православным церквям этой «евангелизацией» — ставит еще одну преграду на пути к единству Украинской православной церкви.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Точка зрения 
10.04.08
Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам
 Мнение 
10.04.08
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий ИГЛС
 Персона 
10.04.08
Элла Таранова, Ольга Серова
 Альянс 
10.04.08
Дмитрий Бавырин

Экономика
 Газовый вопрос 
10.04.08
Татьяна Ивженко, Киев
 Банкротство 
10.04.08
Ольга Василевская
 Урбанизация 
09.04.08
Виктория Викторова

Гуманитарная аура
 Иностранцы 
10.04.08
Марьям Магомедова
 Юбилей 
09.04.08
Янина Соколовская
 Язык 
07.04.08
Дмитрий Карпьяк