Находясь с
официальным визитом в Москве, 21 февраля президент Украины Виктор Ющенко
встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и пригласил его на
празднование 1020-летия крещения Руси, которое пройдет в Киеве этим летом. Как
сообщает пресс-служба Московской Патриархии, «приглашение было принято с
благодарностью», однако «точная дата визита пока не определена». Если он
состоится, то станет первой поездкой Алексия II в украинскую столицу с 1990
года. Нынешний визит обещает стать историческим – но вовсе не из-за условной
даты, к которой он приурочен. 1020-летие крещения Руси (дата, конечно, круглая,
но по сравнению с 1000-летием того же события, с размахом отпразднованного в
1988 году, кажется не столь значительной) – не более чем повод для того, чтобы
устроить масштабное церковно-политическое шоу, которое каждый из его участников
будет использовать в своих интересах. Что же произойдет этим летом в Киеве?
28 февраля
митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обсудил подготовку визита
Алексия II с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. Не
исключено, что в администрации Виктора Ющенко планирующийся визит Алексия II
могут использовать для реализации своего проекта создания единой независимой
Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче служили и поочередные
переговоры Ющенко с представителями Украинской Православной Церкви Московского
Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ
КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которые проходили в
2006–2007 годах. Однако межцерковные консультации по вопросу православного
единства тогда так и не начались. В Московском Патриархате не соглашались
садиться за стол переговоров с «раскольниками» без выполнения ими ряда условий.
Выступление Виктора Ющенко в роли «объединителя Церквей», подобно Владимиру
Путину 17 мая 2007 года, откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви
объединяться не хотели. Не дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к
Константинопольскому Патриарху Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно,
теперь украинский президент решил подключить к этому процессу Московского
Патриарха: если в 1990 году Алексий II привез для Украинской Православной
Церкви автономию, то, может быть, теперь привезет и автокефалию, то есть полную
независимость?
Но в
Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по нотам, написанным в
секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II может вообще
отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный график
работы, или жестко, со ссылкой на «сложившуюся ситуацию, которая делает участие
Патриарха в торжествах невозможным». Поводом может послужить любой неосторожный
шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный конфликт вокруг
Киево-Печерской лавры. Для того чтобы «испортить праздник», Виктору Ющенко
достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета (Денисенко),
которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит Алексия II
состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские
националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал
президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские
«коллеги», как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего
автомобиля и скандировать «Геть москальского попа!». Очевидно, подобный прием Алексию
II не нужен.
Патриарх
едет исключительно к своей пастве и не будет делать громких заявлений ни по
церковным, ни по политическим проблемам – похоже, это единственный возможный
формат визита Алексия II в Киев, который на сегодняшний день устраивает Русскую
Православную Церковь. Это означает, что патриаршая делегация будет всячески
уклоняться от разговоров о независимости Украинской Православной Церкви, даже
если Алексия II спросят об этом напрямую. Но как долго можно «играть в прятки»
подобным образом? Если Алексий II все же поедет в Киев, то ему придется четко
обозначать свою позицию по украинской проблеме. Вместе с празднованием
1020-летия крещения Руси в Киеве состоится всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем
Алексий II не может не выступить.
Между тем,
по информации «НГР», отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить
автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха.То, что
не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от
Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно
после Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года. Наконец, по этому поводу
счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).
Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.
Выступая
18 февраля в Варшаве по случаю получения степени почетного доктора Христианской
богословской академии, митрополит Владимир прочитал лекцию о современном
состоянии Церкви, которую он возглавляет, и ее отношениях с государством. «Все
три президента Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и
являются сторонниками создания «единой Поместной Церкви», видя в ней один из
механизмов становления и консолидации украинской нации, – заявил митрополит
Владимир. – За это время Церковь испытала на себе всю гамму «оттенков влияния»:
от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложения
статуса по существу государственной Церкви в обмен на те или другие условия. Но
в состоянии ли сегодня само государство объективно и обстоятельно ответить себе
и православному обществу, для чего ей нужна «Поместная Церковь»? Какими
гипотетически могли бы быть его отношения с Православной Церковью с приобретением
ею автокефального статуса? Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось
лишь желание, чтобы Церковь такой статус получила».
По мнению
митрополита Владимира, украинская автокефалия бессмысленна, если государство
само не скажет о себе «я православно». Пока же УПЦ МП не имеет статуса
юридического лица, пока ее глава не может совершать богослужения в кафедральном
соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не возвращено имущество, отобранное в
советский период, об особом статусе православия на Украине говорить не
приходится. Да и Конституцию, в которой сказано о светском характере
государства, никто менять не собирается. Не предлагая Церкви ничего, украинские
власти хотят видеть ее автокефальной. Отношение митрополита Владимира к
церковным инициативам Виктора Ющенко неоднозначно: «Президент Украины
действительно является сторонником объединения всех православных верующих
страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая свою позицию по этому
вопросу, президент не оказывает систематического политического давления на нашу
Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с Московским Патриархатом».
Принуждает
ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с «раскольниками» или нет – вопрос для
серьезной дискуссии. Определенные усилия по «объединению всех православных
верующих страны» в УПЦ МП тем не менее предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ,
которую возглавляет митрополит Мефодий (Кудряков), началось и обсуждение
условий начала диалога с самопровозглашенным Киевским Патриархатом (именно так
митрополит Владимир расценил свою встречу с епископом УПЦ КП Димитрием
(Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с «самопровозглашенными
Церквами» идет с канонических позиций, он вызывает у многих радикально
настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и утихомирить
страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре прошлого
года осудила «политическое православие», то есть использование религии в политических
целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось деление по
признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше православных в России
и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий II в Киев? Будет ли
де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и самостоятельной? Как тут не
вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с польской автокефалией сказал:
«Если они посмеют это сделать (самочинно провозгласить автокефалию), то я
отниму у них и автономию, как у сынов противления». Но если РПЦ проявит
несговорчивость, то инициатива в украинских делах может в недалеком будущем
перейти уже к Константинополю...
При том, что РПЦ типа не помнит, что сама около 100 лет ходила в роли "самопровозглашенной" и непризнанной.
А Алексий Другый может не приехать и по более банальной причине - все мы смертны...