Отношения между Москвой и Киевом сползают в пропасть. Некоторые эксперты даже считают, что между нашими странами началась «холодная война». По мнению известного киевского аналитика, президента коммуникационной группы «ПРТ» Ярослава Хобты причина «раздрая» политических элит Украины и России лежит «в неспособности вести диалог, договариваться, слышать и слушать друг друга».
- Есть ли рынок политических консалтинговых услуг в Украине?
- Такой рынок есть. Правда, он активизируется во время больших политических компаний – президентских, парламентских выборов. В то же время, украинский политический PR не похожий не на российский, не на европейский. Его уникальность отражает наши политические реальности… Ну кто может похвастаться таким мощным выбросом политической активности народных масс, событием, которое в истории Украины останется навсегда. Это «оранжевая революция», «Майдан». Я убежден, что Украина сегодня является нравственным ориентиром, лидером развития демократии на постсовестком пространстве. В этом и есть наша уникальность.
- Но это лишь политическая составляющая проблемы, о которой мы разговариваем.
- Рынок политического консалтинга в Украине стал активно формироваться последние два-три года. До этого был хаос, засилье мошенников, дилетантов, профанов и, естественно, журналистов, которые быстро и легко «рубили баксы». Вначале, у нас было мало специалистов, менеджеров.
- Почему украинские политики в большей мере пользуются услугами российских политтехнологов?
- Это не так.
- Но на прошедшей президентской компании для российских PR-технологов Украина стала страной «Эльдорадо».
- Правда, в том, что сегодня отношение к российским «пиарщикам» абсолютное негативное. Наши российские коллеги неплохо знали технологии, методики, были вооружены «домашними заготовками», но абсолютно не знали украинскую политическую культуру, не имели представления об украинском политическом классе. А самое главное, они были убеждены, что политические технологии, естественно грязные, могут решить любую политическую проблему «под ключ». А в реальности это оказалось не так. Кстати, у нас на президентских выборах были не только россияне, были и польские, немецкие, американские, английские PR-гении.
- То есть, вы считаете, что на нынешнем парламентском марафоне «специалистов по развитию демократии в Украине» не будет?
- Может быть. Но приедут те, кто знает страну, адекватно видят ее проблемы и будут работать по принципу «не навреди». Надеюсь, что и украинские политические заказчики будут намного разборчивее.
- Но российский фактор останется. Ведь миллионы граждан Украины смотрят российские телеканалы, читают российские газеты и журналы.
- Согласен, что со времен Тита Ливия и Макиавелли в политике мало что изменилось. Будем формировать общественное мнение, политическую и идеологическую ауру Украины, но не цинично. Будем делать это красиво.
- А россиянам вы оказываете консалтинговые услуги?
- За последний год между нашими странами возник серьезный коммуникативный кризис, который лежит в основе всех межгосударственных проблем России и Украины. У нас разные подходы к тому, как развиваться, как выстраивать свои политические системы, как себя позиционировать в мире. Основная проблема лежит, в большей мере, не в области противоречий (экономических или политических), а в области стилистики поведения, взаимоотношений, не способности вести диалог, приходить к компромиссам, договариваться, слышать и слушать друг друга. То есть кризис в коммуникативных отношениях стал усиливаться, и возможно, скоро пройдет точку бифуркации, после которой трудно будет начать даже с чистого листа. Хаос, энтропия не нужны, не Москве, ни Киеву. Коммуникации – это исторически выверенный инструмент для снятия возникшей проблемы, а не наоборот.
- В Украине есть экспертное сообщество, PR-сообщество как элемент политической жизни, как часть политического лоббизма, как группа политического влияния?
- PR-рынок – это объемы инвестиций, это операторы и заказчики, это стоимость и себестоимость услуг, то есть это бизнес. Все остальное – это политическая романтика, или люди, которые вообразили себяполитическими гуру, «группой мудрецов» или просто проходимцев и провокаторов.
- А ваша компания, чем занимается?
- «Коммуникационная группа «ПРТ» - это консалтинговая компания. Мы работаем уже пять лет, ориентируясь на крупные промышленные группы. Мы хорошие помощники для тех, кто ведет бизнес в Украине, для тех, кто желает работать в Украине. Еще, например, мы недавно реализовали проект, который называется «Рейтинг резонансных событий Украины».
Фёкла, Жмеринка, 07.12 15:24
Москва, 06.12 18:25