РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
00:29
00:14
21:19
20:49
20:45
Политика
 Россия-ЕС 
26 June 2008 г.
версия для печати
Окно в Европу открывается со скрипом
России и Евросоюзу нужны разные договоры о стратегическом партнерстве

Хотя прошлогодний саммит Россия - ЕС в Самаре провалился, и единственным позитивным его итогом стало понимание, что на демагогии об общеевропейском доме далеко не уедешь, нынешний саммит в Ханты-Мансийске стороны ждут с оптимизмом. Накануне президент Дмитрий Медведев заявил, что ждет старта переговоров по подготовке договора о стратегическом партнерстве. "Это должен быть серьезный документ, в то же время не отягощенный какими-то абсолютно конкретными вещами, - считает президент. - Это все-таки в большей степени должна быть рамочная конструкция, которая задает основные позиции развития на годы вперед". Между тем Евросоюз добивается не рамочного, а детального документа, где будут прописаны все вопросы - от энергетики и безопасности до антидемпингового и миграционного законодательства.

Действие старого Соглашения о сотрудничестве и партнерстве от 1997 года истекло в 2007 году. Хотя оно было излишне декларативным и особой пользы никому не принесло, стороны считают, что свою роль соглашение выполнило и пора двигаться дальше. Но на пути к подписанию договора о стратегическом партнерстве так много препятствий, что на одной газетной полосе можно уместить только наиболее важные, с нашей точки зрения.

Проблема № 1, концептуальная

Польское, а затем литовское вето были не единственными проблемами. Остается концептуальная: стороны до сих пор не пришли к единому мнению, каким же все-таки будет сам договор? Россия склоняется к документу общего характера, который бы позволял в будущем заключать дополнительные соглашения в различных областях, что еще раз подтвердил вчера Дмитрий Медведев. "Для нас договор - это лишь инструмент, а не самоцель", - вторил ему председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. ЕС хочет детальный договор, который бы не просто содержал основные направления сотрудничества, но и включал в себя программу по его дальнейшему развитию.

Россия полагает, что документ по конкретным пунктам лишь осложнит сотрудничество. Главный научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Борко рассказал корреспонденту "Газеты", что все-таки может войти в новое соглашение. По его мнению, будет представлена так называемая концепция четырех пространств: экономического, внутренней безопасности, внешней безопасности и гуманитарного. А все подробности будут прописаны уже позднее в рамках отраслевых соглашений. При этом из документа могут выпасть все разделы, связанные с торговлей, так как к тому времени, когда это соглашение будет заключено (а произойдет это, по мнению российских и европейских экспертов, лишь через год-два), Россия предположительно уже вступит в ВТО.

По словам канцлера ФРГ Ангелы Меркель, будущее соглашение в обязательном порядке должно включать в себя энергетический раздел - ключевой для Европы, зависящей от поставок российского газа и нефти. Кроме того, ЕС хочет, чтобы в рамках договора Россия активизировала реализацию демократических реформ и более тщательно защищала права человека. "Вряд ли на встрече в Ханты-Мансийске будут обсуждаться конкретные вопросы нового соглашения, - считает источник "Газеты" в Еврокомиссии. - Сами переговоры начнутся лишь спустя несколько дней после завершения саммита". По мнению источника, сейчас стороны обсудят лишь общие детали, в направлении которых и будет вестись работа, хотя тема энергоносителей, по его словам, безусловно, будет затронута. 

Проблема № 2, торговая

Одна из ключевых фигур в Еврокомиссии - еврокомиссар по торговле, которому помимо прочего поручается тематика ВТО. Сейчас этот пост занимает Питер Мандельсон. Неделю назад он побывал в Москве, где выступил перед российским бизнесом (см. "Газету" от 20 июня), а также встретился с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, которому сейчас поручено обеспечить присоединение России к ВТО, вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудрин (он до сих пор фактически курирует переговорный процесс с ВТО) и министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, которой подчиняется главный российский специалист по ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Мандельсон, по существу, сделал российским властям предложение, от которого очень трудно отказаться: обеспечить со своей стороны быстрейшее прохождение в ВТО. А именно - не позже октября. Формально, конечно, еврокомиссар этого сделать не может: двусторонний протокол об условиях присоединения России к международному торговому клубу четыре года назад подписал предшественник Мандельсона Паскаль Лами, ныне гендиректор ВТО. Однако представители Евросоюза играют, безусловно, одну из ключевых ролей в многосторонней рабочей группе по вступлению России в ВТО. В конце июля, как считают российские переговорщики, вполне возможно договориться с партнерами по группе, и тогда наконец доклад о торговом режиме России будет окончательно одобрен. Тем самым будет преодолен практически последний рубеж на пути в ВТО. Двусторонние торговые переговоры со всеми желающими странами завершены. Мандельсон намекнул, что в Еврокомиссии готовы пойти на компромисс по самому острому вопросу - о заградительных экспортных пошлинах на круглый лес. Особенно задиранием пошлин недовольны Финляндия и Швеция. Но, видимо, там поняли, что топтание России на пороге ВТО может повредить всем сторонам. Неясно только, потребует ли новичок ВТО - Украина переговоров с Россией, ведь тогда о вступлении в ВТО можно забыть на несколько лет. Но в этом случае проиграют и евробизнесмены, они же добились от России множества уступок, которые через три-четыре года просто протухнут. Поэтому от Ханты-Мансийского саммита можно ожидать прорыва России в ВТО. Напрямую, конечно, это не заявят. Но наверняка в итоговом коммюнике будут фразы о необходимости быстрейшего вступления России в этот всемирный торговый клуб. 

Проблема № 3, энергетическая

Ханты-Мансийск как нельзя лучше подходит для обсуждения основной темы - энергетики. В ХМАО добывают более половины нефти (280 млн тонн при общей добыче по стране 491 млн тонн в 2007 году) и более 6% газа (30 млрд кубометров при общей добыче по стране 557 млрд кубометров в 2007 году). В новом договоре о стратегическом партнерстве, по мнению Еврокомиссии, вопросы энергетики должны занимать особое положение.

Несколько раз подряд переговоры в энергетической сфере на саммите проходили по стандартному тупиковому сценарию: Евросоюз требовал ратификации Энергетической хартии, Россия наотрез отказывалась, так как транзитный протокол позволит европейским потребителям использовать трубопроводную систему "Газпрома" в собственных целях.

А страны Европы активно противостоят экспансии российских компаний на рынки сбыта энергоносителей. В 2007 году в европейском законодательстве были приняты поправки, которые не разрешают производителям газа (как европейским, так и зарубежным) заниматься сбытовой деятельностью. "Газпром" же, наоборот, стремится выйти на этот рынок, чтобы напрямую продавать российский и среднеазиатский газ конечным европейским потребителям.

Проблема № 4, гуманитарная

Несмотря на то что гуманитарные вопросы на саммитах обычно идут фоном к энергетическим и торговым, здесь тоже есть свои камни преткновения. Вчера помощник президента Сергей Приходько заявил, что Россия намерена обратить внимание Евросоюза на недопустимость попыток переписать общую историю ХХ века. По словам Приходько, Медведев даст принципиальную оценку кампании моральных и материальных претензий к России в странах Балтии. «Эти претензии разворачиваются на фоне глумления над памятью павших и возвеличивания тех, кто из-за трусости или ненависти к другим народам пошел на сотрудничество с гитлеровцами и уже подвергся осуждению в ходе Нюрнбергского трибунала", - сказал Приходько. Гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов заявил корреспонденту «Газеты», что в вопросе пересмотра истории Медведев вряд ли добьется какого-то большого прорыва, потому что Москва пока не предъявила яркую и убедительную картину истории европейским партнерам.

Как пообещали в Кремле, президент России намерен, кроме того, поднять вопрос о дискриминации русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, например, в реформе среднего образования, которая фактически ликвидирует русские школы. «Не секрет, что в ЕС наработана практика борьбы за права национальных меньшинств в той же Балтии, - сказал Виноградов. - Если Россия сможет четко предметно построить разговор и предложить конкретные шаги по разрешению этой ситуации, эта тема прозвучит более выгодно, чем абстрактные дискуссии по исторической тематике». Виноградов считает, что на саммите европейские партнеры будут настроены благожелательно к Медведеву, потому что он старается не говорить никому «нет». «От него ожидают большей восприимчивости и хотят, чтобы он был понятным и не навязывал собственную позицию», - отметил политолог. 

Откроет ли Европа окно Дмитрию Медведеву?

АЛЕКСАНДР ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

- Формально ручка этого окна уже повернута, хотя оно и не открыто, поскольку у Евросоюза есть мандат на начало новых переговоров по новому договору Россия - Евросоюз. Но не все так просто. И это окно не является открытой дверью, в которую можно будет свободно войти и потом широко шагать, думая только о том, как бы штаны не порвались.

Реальной базой нового договора в экономической части является договорно-правовая база, связанная с присоединением России к ВТО. Мы уже давно выработали такую формулу, что новые соглашения России и ЕС должны быть заключены по схеме «ВТО плюс». То есть Россия и ЕС должны иметь более продвинутые отношения, чем стандартные отношения в рамках ВТО. Но чтобы знать, к чему приставить этот плюс, нам неплохо было бы и присоединиться к ВТО. Нам очень важно, чтобы Дмитрий Медведев получил от наших европейских коллег, во-первых, четкий знак о поддержке вступления в ВТО в части, не касающейся политических сюжетов. В частности, чтобы требование Грузии по якобы таможенным вопросам не рассматривалось как входящее в компетенцию ВТО. И чтобы чисто экономические сюжеты и могли бы быть поводом для дискуссий.

И во-вторых, у России и Евросоюза осталось еще несколько вопросов, которые могут возникнуть и сейчас, и на стадии ратификации при присоединении к ВТО, и тем более при заключении нового договора. Эти вопросы связаны с экспортными пошлинами и размерами субсидирования сельского хозяйства. Здесь важно, чтобы политические заверения о том, что окно широко открыто, не сопровождались бы резкими порывами холодного ветра. 

АЛЕКСАНДР РАР, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:

- Думаю, что Европа уже открыла Медведеву окно. Очень многие конфликты, которые будоражили отношения между Россией и Западом, уходят если не полностью в тень, то уж точно на второй план.

Проблема ПРО обсуждается уже не так актуально. Вопрос военных действий против Ирана, конечно, пока еще не сошел с повестки дня, но обсуждается гораздо мягче. Польша отказалась от вето, так что ЕС сейчас начинает работать с Россией над новым договором о партнерстве и сотрудничестве. По-моему, Буш уже жутко надоел европейцам, и все надеются на то, что в случае прихода к власти Обамы начнется потепление в американско-российских отношениях. А в абхазско-грузинском конфликте, который фактически является российско-грузинским, Запад не однозначно находится на грузинской стороне, и пыл Саакашвили сдерживается достаточно демонстративно. Кроме того, есть полная поддержка балтийскому газопроводу, во всяком случае со стороны Германии. А позиция Швеции и даже Эстонии в чем-то тоже слабеют. Так что я бы сказал, что окно открывается в обе стороны, особенно после берлинской встречи Медведева. 

АНДРЕЙ ЧЕРЕПАНОВ, руководитель «Проекта национального развития»:

- Полагаю, что надежды на нового президента России сегодня есть - и внутри страны, и вне ее. Ведь мы можем видеть, что делал Дмитрий Медведев раньше (его слова, поступки, реализацию приоритетных национальных проектов), а также то, что он сделал, уже будучи президентом. Ничего негативного я не чувствовал и не знал, а в последнее время появляется все больше позитива: в отношении реформы судебной системы, в отношении снижения бремени проверок на бизнес и так далее. Предполагается более либеральная схема работы экономики, и, как я надеюсь, так называемая экономика откатов будет потихоньку сходить на нет.

ЛЕВ ПОНОМАРЕВ, лидер движения «За права человека»:

- Отвечая на этот вопрос, скажу, что Европа приоткроет окно Дмитрию Медведеву шире, чем Владимиру Путину. А вот если бы вы меня спросили, что бы я хотел вмонтировать в будущее соглашение, то я бы ответил: «Третью корзину». Ведь сейчас, за исключением нескольких слов в преамбуле, там абсолютно не прописано сотрудничество в области прав человека. Если бы у нас хватило сил и мы бы поверили, что, потратив определенные усилия, можно все реализовать, мы бы написали целую главу. Но, честно говоря, мы не очень верим, причем не только нашему правительству, но и Европе. Она тоже не слишком обеспокоена проблемами прав человека в России. Там гораздо больше заинтересованы экономикой и энергетическими ресурсами.

Газета "Газета"

 



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Дипломат 
26.06.08
 Аналитик 
26.06.08
Виктор Тимошенко, Киев
 Власть 
25.06.08
Сергей Терентьев

Экономика
26.06.08
Татьяна Ивженко
 Курс 
25.06.08
Андрей Сичкарь
 Полгода 
25.06.08
Татьяна Ивженко

Гуманитарная аура
 Продолжение рода 
25.06.08
Прюн Антуан
 Взгляд 
25.06.08
 Город 
25.06.08