РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:20
16:48
15:37
15:34
13:52
Концептуально
 Личность 
17 февраля 2006 г.
версия для печати
Ярость и отчаяние Михника
Легендарный польский журналист рассказал о своей новой книге

Валерий Мастеров

Длинная очередь тянулась к столику, за которым самый известный публицист современной Польши Адам Михник подписывал свою новую книгу. На обложке - «Горгона» Караваджо и яростно-отчаянное название: «Бешенство и стыд».

Сейчас каждое появление Михника на людях - будь то участие в конференции или лекция для студентов университета - событие. Почти год его было не видно и не слышно. Не печатал он и своих почти ежедневных комментариев в «Газете выборчей», главным редактором которой является со дня выхода ее первого номера 8 мая 1989 года.

Причина самоустраненности секретом не была - болезнь. Слава богу - отступила. Но целым фронтом стали наступать политические противники. Собак навешали на Михника каких только можно. Отошел от «Солидарности», подыгрывал правым, не захотел решительно порвать с прошлым, сблизился с посткоммунистами, подавлял всех своим авторитетом и не заметил, как законы рынка умалили его влияние в редакции. Правда, «выразители определенных кругов» признавали, что нельзя отобрать у него имя героя - творца идеологии III Речи Посполитой и золотое перо, вошедшее в историю мировой журналистики: Михник с соратниками сделал самую влиятельную в Польше и лучшую в Восточной Европе газету.

Адам Михник в полемику не вступал. Он ответил книгой. О которой побеседовал с собкором «МН».


- Как бы автор сам представил свою книгу?

- Книга почти целиком писалась в свободной Польше. То есть после 1989 года. Это попытка описания польской культуры, ее духовности, через призму двух личностей. С одной стороны, Витольд Гомбрович, который постоянно состоит в богохульно-саркастическом споре с польским характером. А с другой стороны - кардинал Вышиньский. Если это спроецировать на российскую культуру, то по одну сторону был бы Гоголь или Салтыков-Щедрин, а по другую - скажем, Солженицын. Два разных, но оба чрезвычайно ценных образа мыслей о патриотизме и истории. Если из польской культуры изъять Гомбровича, то есть критическое течение, то она станет убогой. Если убрать Вышиньского, то она окажется беззубой. Моя книга - расчеты с Польшей: с польской демократией, с польской историей, с польской современностью. Попытка размышлений над польской идентичностью с позиций сегодняшнего дня. Это полемика с тремя стереотипами. Первый из них - национал-католический: Польши благородной, невинной, всегда справедливой. Второй - посткоммунистический, а именно: коммунизм - это никакая не моральная проблема. Третий, как я его называю, антикоммунизм с большевистским лицом. Недавно читал толстую книгу Александра Николаевича Яковлева «Сумерки». Прекрасная книга. Он пишет о большевиках так, как я думаю сегодня о свирепых антикоммунистах у себя на родине. Я писал эту книгу в течение нескольких лет. Это мое бешенство и мой стыд. Бешенство от сегодняшней Польши и стыд за нее.

- Почему именно антикоммунисты развязали «войну с Михником» как защитником посткоммунистов?

- В этом нет ничего нового за последние 15 лет. Правда, сейчас они чувствуют себя сильнее. Я никогда не защищал посткоммунизм как свою философию. Я считал, что при демократическом порядке никто не может быть дискриминирован. За исключением преступников. Демократия в моем понимании заключается в том, что поляки, россияне или украинцы могут выбрать себе такое правительство, которое хотят. А если, к примеру, мне оно не нравится, то что ж - ничего не поделаешь. В таком случае я должен убеждать избирателей, чтобы на следующих выборах они были мудрее. Если государственная система строится на дискриминации, а философия - декоммунизации, это не что иное, как дискриминация, это ударяет по самой сущности демократического государства. Это всегда очень опасно.

- Но ведь есть контраргументы - часто приводят в пример счеты с прошлым в Германии или Чехии.

- Меня это не убеждает. По моему мнению, это испортило, а не улучшило демократию в этих странах. Я всегда защищал право на серьезный разговор об истории. Сейчас в Польше появилось понятие, популяризируемое правящими группировками, как историческая политика. Это значит, что какая-то политическая сила говорит нам, какова правда об истории. А я утверждаю, что нет человека на свете, который обладает правдой об истории. Если мы посмотрим на всю историю Польши, то увидим, что на различного рода вызовы истории поляки отвечали по-разному. Были такие, кто организовывал и вел подпольную работу. Но были и те, кто работал легально, строил больницы, мосты, школы, университеты. И нельзя сказать, что одни были хорошие, а другие - плохие. Ведь не случайно в 1945 году в советском посольстве в Париже Бунин, великий русский писатель в эмиграции, выпил тост за здоровье Сталина и победу над Гитлером. Оценка никогда не будет однозначной. Если сегодня представим себе, что президент Путин или кто-либо иной наложит запрет на Ленина, Троцкого или Столыпина и позволит писать о них только так, а не иначе, разве это будет правдой? Мне не нравилась, например, историческая политика Брежнева или Гомулки. Но когда я сегодня слышу, как кто-то предлагает мне свою историческую политику, то я как историк и эссеист пробую показать всю многозначность сложной польской истории. И в этом смысле книга полемична и заслуживает того, чтобы ее автор был атакован с разных сторон.

- И, наверное, один из главных упреков в том, что в один канон заносятся Яцек Куронь и Войцех Ярузельский...

- И Чимошевич, и кто-то еще... Проблема в том, что такой была польская история. И мы ничего с этим не поделаем. Вот возьмем историю Советского Союза, состав руководства в 1940 году. Там мы уже видим среди сталинской опричнины Никиту Хрущева. А ведь никто не сделал больше для низвержения мифа Сталина, чем Хрущев. Оценка Хрущева должна быть сложной. Это же Хрущев после художественной выставки в Манеже напал на Неизвестного. А потом Эрнст Неизвестный высек скульптуру на его могиле. Нельзя однозначно относиться к Хрущеву. Или взять Сталина. С точки зрения поляка, это был один из самых больших преступников ХХ века. С точки зрения Солженицына - то же. Но посмотрим на это с другой стороны. То, что Польша находится сегодня в значительно больших границах, чем до войны, это, как ни парадоксально, заслуга Сталина. Даже самые закоренелые антикоммунисты помнят, что голос Советского Союза в 1948 году в ООН, то есть голос Сталина, предрешил возникновение Государства Израиль. Короче говоря, невозможно написать биографию даже Сталина одной краской. На все надо смотреть с разных перспектив и направлений. А это возможно, когда идут нормальные открытые дебаты. Но когда провозглашают одну историческую политику, то это - Евангелие.

- Как можно объяснить пересмотр строителями IV Речи Посполитой заслуг круглого стола коммунистических властей и оппозиции, который, как говорили еще недавно, был предвестником свободной Польши?

- Тут бы я хотел несколько защитить наших правых «террористов». Надо быть справедливым - они готовились к этому примерно 15 лет. Все это время говорили, что это была измена, заговор розовых с красными...

- Но они же сами участвовали в нем.

- Одни - да, другие - нет. Братья Качиньские говорят об этом осторожнее, чем другие. Потому что действительно они были за этим круглым столом. Но проблема тут в другом. Неожиданно подобный вздор становится мейнстримом и составной частью дебатов на исторические темы и выработки той самой исторической политики. Это один вопрос. А другой - об этом я тоже пишу в книге - отношение к историческим источникам. Это так, как бы ты сегодня захотел написать историю Советского Союза исключительно на основе архивов НКВД и КГБ. Но это же уже невозможно! Ведь тогда бы вышло, что Бухарин был японским шпионом. Он же сам, мол, признался. Документы есть. И приговор суда. Эти архивы секретных служб интересны, но трактовать их нужно очень осторожно.

Но самое главное - почему эта книга так существенна для меня. Это раздумья о демократии. Демократия - это, с одной стороны, процедуры: выборы, конституция и т.д. А с другой - традиции. При демократии правит дух диалога, дух переговоров. В тот момент, когда в демократии побеждает логика войны, - это начало конца. Демократия предполагает, что люди разных интересов из разных общественных, этнических или религиозных групп обязаны жить вместе. А логика войны выстраивается на том, что какие-то из этих групп исключаются.

- И это я слышу после того, как в одной газете прочитал, что для Михника демократия - это «идеология единства взглядов»...

- На это я могу сказать, как говорят русские, бред сивой кобылы. Почему? Потому что когда я говорю, что существует понятие общего блага и примирения, то имею в виду, что оно касается всех живущих между Одером, Нейсе и Бугом. Предполагается, что у всех равные права, и в интересе каждого из нас, чтобы никто не голодал, никого не грабили и не убивали. Сегодня, после почти 17 лет свободной Польши, преследовать и наказывать людей за то, что они делали 20 лет назад, - абсурд. И в этом смысле я высказываюсь за философию примирения и разговора. Но разговора с аргументами, а не с полицейскими дубинками и без прокурорских актов обвинения. Разговора свободных людей в свободной стране. Чтобы каждый мог чувствовать себя полноправным гражданином.

- И все-таки, почему сейчас вы больше пишете об истории и литературе и почти отказались от актуальных политических комментариев?

- После изгнания из Советского Союза Солженицына спрашивали, что он думает о разногласиях между Брежневым и Устиновым. И он ответил: в последние годы я очень много говорил на эти темы. Теперь хочу немножко помолчать. На тему свар на вершинах политической власти в Польше сказано уже много. Нет ничего нового. Я несколько отступил назад, чтобы осознать, откуда мы пришли. Для того, чтобы лучше понять, куда идем. А вопрос, где мы сейчас, для меня уже не интересен. На него все давно уже ответили. Что же касается атак на меня, то, как говорил мой друг ксендз профессор Юзеф Тишнер, в полемике я старался не опускаться ниже Гегеля. Не буду же я на каждый выпад отвечать, что я порядочный человек и никогда не был стукачом.

 



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Кадры 
25.08.06
 Дискуссии 
25.08.06
Виктор Васильев, Москва
 Скорбь 
25.08.06
Андрей Капустин, Киев
 Рейтинг 
24.08.06

Экономика
 Уговоры 
22.08.06
Виктор Тимошенко, Москва
 Торговля 
21.08.06
 Цена 
18.08.06
Антон Дальский

Гуманитарная аура
 Событие 
24.08.06
 Фестиваль 
23.08.06
 Кастинг 
22.08.06
Андрей Капустин, Киев