РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:20
16:48
15:37
15:34
13:52
Обзоры
2 мая 2006 г.
версия для печати
Россия—СНГ: Прощание с региональным лидерством

Александр Сушко («Зеркало недели», 29 апреля – 12 мая 2006 г.)

Чтобы привыкнуть к мысли о том, что Швеция не великая держава, жителям этой страны после наполеоновских войн понадобилось одно поколение. Британия приспосабливалась к этой мысли более длительный период — всю первую половину XX века. Французы о потерянном статусе печалятся до сих пор. Что касается России, то тут процесс привыкания к роли «одной из многих» практически и не начался. Российское общество еще не затребовало к активной жизни новую элиту, которая сумела бы донести до сознания граждан простую и честную мысль: во-первых, «великой России» уже никогда не будет, во-вторых, та лишенная традиционного «величия» Россия будущего может быть намного комфортнее для населяющих ее граждан, чем хищническая империя, веками поглощавшая жизни и перемалывавшая судьбы своих собственных подданных. Может, если погоня за ренессансом привычного «величия», понимаемого в категориях XIX—XX веков, не приведет к окончательному коллапсу парадоксального 600-летнего исторического феномена, известного как Московия, Великая Русь, Российская империя, СССР и, наконец, Российская Федерация.

Политика РФ в отношении стран, некогда входивших в единое государство, является хорошим материалом для качественного анализа состояния правящих элит на т.н. постсоветском пространстве. Способы реагирования на вызовы, продуцируемые политикой РФ, являются индикатором зрелости, креативности и общей жизнеспособности тех или иных сегментов элит. Градус декларируемого патриотизма здесь совсем ни при чем. В Украине, например, до сих пор актуален вопрос «зачем нам пятая колонна Москвы, если у нас есть такие украинские националисты?». Авторы вопроса имеют в виду, конечно, ультрапатриотичных руководителей нефтегазовой отрасли…

Анализ нынешней внешней политики Российской Федерации по отношению к странам постсоветского пространства варьируется преимущественно в рамках двух концептуальных подходов. Первый, наиболее распространенный, рассматривает путинскую Россию как возрождающуюся гегемонистскую державу, стремящуюся к восстановлению сузившейся сферы влияния в СНГ, реинкарнации в роли безусловного лидера постсоветского пространства и к последующему использованию этой роли для восстановления статуса одного из центров влияния в «многополярном мире». Другой популярный подход рассматривает нынешнюю РФ как «евразийскую Нигерию», для которой великодержавная неоимперская мишура является лишь пропагандистским инструментом для внутреннего пользования, а единственной значимой целью политики на постсоветском пространстве — извлечение максимального количества материальной прибыли из успешной конъюнктуры на рынках нефти и газа от теневых и «серых» схем сотрудничества с коррумпированными бизнес-элитами стран СНГ, а также создание механизмов защиты от вируса «цветных революций». Последние потенциально могут поставить под вопрос господство существующих элит, подчинивших себе российскую государственную машину и лихорадочно ищущих решения «проблемы 2008».

Носителям обеих концепций нельзя отказать в логике, однако обе грешат схематизмом и упрощенчеством. На самом деле алчность и стяжательство постсоветских элит не исключает иррационального гегемонизма, а патриотизм и «государственничество» постсоветского образца вполне совместимы с готовностью «кинуть» государство там, где это только возможно.

Головокружение от успехов?

Нет смысла спорить с тем, что в последние годы Российская Федерация достигла успехов на поприще экономического развития. Страна ныне владеет пятыми по объемам в мире золотовалютными резервами — около 206 млрд. долл. по состоянию на 1 апреля. Особой гордостью нынешнего правительства является 60-миллиардный «стабилизационный фонд», накопленный благодаря неуклонному росту цен на энергоносители. ВВП РФ в прошлом году вырос на 6,4%, а фондовый рынок на 88%, что составляет лучший показатель в мире. В текущем году РФ председательствует в «группе восьми», а июльский саммит «восьмерки» под Санкт-Петербургом обещает стать самым ярким перформансом Владимира Путина за всю его президентскую карьеру.

Правление Путина имеет стабильно высокую поддержку общественного мнения, все политические конкуренты маргинализованы, а роль выборов сведена к декоративной процедуре периодической легитимации действующей власти. Пропагандистская работа упрощена вследствие концентрации в руках власти и ее ручных компаний всех значимых информационных ресурсов, ежедневно бомбардирующих общество «розовой» информацией об очередных победах власти. Идеологи путинской России даже фактическую роль РФ как сырьевого придатка Европы сумели «обернуть» в привлекательный для внутреннего потребления фантик: по прочтении или просмотре прокремлевских СМИ создается впечатление, что доминирование сырьевого компонента в структуре экспорта РФ является примером успешного позиционирования страны в международном разделении труда.

Ревизия политики как веление времени?

Оранжевая революция в Украине стала символическим водоразделом, ознаменовавшим наступление нового этапа российской политики со странами СНГ. Если до 2004 года периодически возникающие торговые войны улаживались методами безгалстучной дипломатии, то после РФ перешла к полномасштабной переоценке роли экономических связей со странами СНГ. Во-первых, было решено извлечь максимально возможную прибыль из экспорта энергоносителей, исходя из чего предпринято значительное, иногда многократное, повышение цен на газ, снятие ранее установленных льгот по экспорту нефти. Во-вторых, принято политическое решение превратить торговые отношения с «нелояльными» странами СНГ в инструмент постоянного давления на них. К операциям из этого «пакета» относятся недавние запреты на ввоз мясомолочной продукции из Украины, а также импорта вин и коньяков из Молдовы и Грузии. Политическая подоплека таких избирательных запретов видна невооруженным глазом.

Новым элементом политического курса РФ стала и более открытая поддержка марионеточных сепаратистских режимов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Если ранее официальная РФ твердо придерживалась принципов территориальной целостности постсоветских государств, то сейчас российский политикум с нескрываемым нетерпением ждет возможного предоставления Косово независимости, с тем чтобы попытаться использовать этот прецедент для аналогичного решения замороженных конфликтов в СНГ. Традиционную в прошлом поддержку малоинтересных ныне братьев-сербов решено обменять на интересы РФ в непризнанных квазигосударствах в СНГ.

Важным элементом политики РФ в СНГ есть недопущение дальнейшего расширения НАТО в этом регионе. Здесь мы не наблюдаем чего-то принципиально нового — РФ и раньше возражала против принятия постсоциалистических стран в альянс. Однако сейчас мы отмечаем новые нюансы — РФ намекает НАТО на возможность пересмотра своих планов относительно работы в формате «27», а Украину шантажирует перспективой сворачивания военно-технического сотрудничества. Некоторые радикальные аналитики, как Сергей Марков, высказывающие вслух то, о чем думают в Кремле, намекают на существование некоей «красной линии», пресечение которой альянсом будет негативно воспринято в Москве. Впрочем, одна такая линия при принятии Балтийских стран уже пала. Что ж, вероятно, будет пройдена и другая.

Новый курс РФ по отношению к странам СНГ подкрепляется и мощной медиаподдержкой. В частности, у потребителей информации формируется стойко негативное восприятие Украины, Молдовы, Грузии как стран, проводящих якобы недружественную РФ политику, руководители которых, конечно же, продались американцам — как некогда лидеры Пражской весны, польской «Солидарности», грузинской революции роз, сербского сопротивления Милошевичу. Стандартные пропагандистские клише удивительно живучи. Если ранее агрессивные выпады в адрес Украины на российских телеканалах были прерогативой радикальных политиков типа Жириновского и Затулина, то теперь систематическое хамство в адрес «Малороссии» стало нормой для профессиональных ведущих программ новостей и политической аналитики, например, на государственном канале РТР.

Таможенный союз как минимальный пакет

Одним из кажущихся парадоксальными элементов ревизии прежнего курса РФ в отношении стран СНГ является очевидная тенденция к отказу от ранее достигнутых соглашений о свободной торговле и намерении создать полноценную ЗСТ в рамках СНГ или хотя бы его части. Напомним, что соглашение о свободной торговле в рамках СНГ было подписано еще в 1994 году, и не вступило в силу исключительно по причине его нератификации Госдумой РФ. На последней встрече министров иностранных дел СНГ 21 апреля российская сторона опять отказалась обсуждать украинское предложение о переходе к полномасштабной свободной торговле без изъятий и ограничений. И если раньше торпедирование Москвой идеологии свободной торговли объяснялось техническими несогласованностями, то ныне возражения приняли вполне концептуальные формы: поскольку Украина и Россия вступают в ВТО на разных условиях, то свободная торговля между двумя партнерами нежелательна, поскольку от нее якобы выиграет только тот, кто вступает в ВТО на более либеральных условиях, то есть Украина.

Этот аргумент выглядит безусловно несостоятельным: свободная торговля распространяется только на товары, произведенные в странах, участвующих в режиме ЗСТ, а вовсе не на товары из третьих стран, наплыва которых якобы боится Москва.

Усилившийся скепсис Москвы по поводу режима свободной торговли внутри СНГ лишь на первый взгляд кажется парадоксальным. ЗСТ — первый уровень экономической интеграции важен для субъектов, заинтересованных именно в экономической интеграции как таковой, то есть в снятии внутренних барьеров между странами-участниками. Россия же заинтересована не столько в снятии внутренних барьеров, сколько в создании барьеров внешних, то есть в проведении единой внешнеторговой политики. Иными словами, в создании таможенного союза — той минимальной стадии интеграции, к которой проявляет интерес Кремль.

Формат таможенного союза позволяет решить вопрос, мучающий российскую элиту с 1991 года, — вопрос о суверенитете постсоветских государств. Действительно, страна, вступающая в таможенный союз, лишается статуса самостоятельного субъекта международных экономических отношений. На практике это означает невозможность самостоятельно устанавливать таможенные тарифы, нетарифные барьеры, а также вести независимые переговоры, например, о свободной торговле с третьими странами. И здесь даже неважно, будут учреждены наднациональные органы в таком объединении или нет. Неприкрытым лукавством выглядят заверения сторонников российского сценария ЕЭП о том, что полномасштабное участие Украины в этом проекте не будет вступать в противоречие с планами европейской интеграции. Украина не сможет начать уже запланированные переговоры о зоне свободной торговли с ЕС, подписав соглашения, включающие даже некоторые компоненты таможенного союза. А без этих компонентов РФ не соглашается допустить Украину к подписанию «стартового пакета» соглашений в рамках ЕЭП. Отсюда очевидно, что цель «интеграционной» политики РФ в СНГ — воспрепятствовать возможному вовлечению таких стран, как Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения в какой-либо формат интеграционных отношений с ЕС, не включающий Россию.

Россия медленно, но неуклонно теряет роль регионального лидера в СНГ, все более превращаясь из центра притяжения в центр отторжения. Сегодня на РФ в СНГ ориентируются лишь те, у кого нет другого выбора. Не сумев предложить своим соседям привлекательную модель будущего, путинская Россия пытается подменить отсутствие перспективных идей подкупом части национальных элит стран СНГ путем втягивания их в коррупционные схемы, связанные с поставками энергоносителей. Международные экономические отношения превращаются в инструмент сведения политических счетов. Дипломатия газовой (нефтяной, винно-коньячной и т.д.) дубинки приводит к качественному перерождению отношений внутри Содружества, с лиц лидеров государств слетают остатки «братских» масок. СНГ превращается из плацдарма «безгалстучной дипломатии» в арену перманентных боев без правил, усиливается политическое расслоение и без того неоднородного Содружества. Сохраняющаяся высокая зависимость большинства стран СНГ от российских энергоносителей только подчеркивает дискомфорт от происходящего.

Окончательного решения указанных проблем нет и не предвидится. Однако позиционного успеха Украине можно достичь, в частности, путем постепенного устранения рычагов экономического давления через последовательное очищение правящих элит от лиц и группировок, включенных в транснациональные коррупционные схемы, в первую очередь в сфере поставок и распределения энергоносителей; присоединение к ВТО и немедленное задействование механизмов ВТО для решения торгово-экономических вопросов внутри СНГ, последовательный курс на вступление в НАТО; коллективные действия стран СНГ и не только, имеющих общие интересы и исповедующих общие ценности; привлечение, где это необходимо, экспертов и политиков из стран ЕС и США к острым вопросам диалога Москва—Киев.

Украина может освоить механизмы более эффективного реагирования на вызовы политики РФ, если неизменно будет рассматривать отношения с РФ не как обособленную материю, а сквозь призму собственной европейской и евроатлантической интеграции.



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария: (максимум 2000 символов)

GuestВОВ, Потсдам, 09.05 08:50
Дошли слухи из секретариата Президента Украины, что готово представление о присвоении Кондолизе РАЙС и Степану Бандере ( ПОСМЕРТНО) звания Герпес УкрЪны

Vitalie, 09.05 01:48
А.Сушко! Браво! В наше время писать такую статью действительно ПОДВИГ. За храбрость и искренность 5 баллов, жаль только что скоро станете "врагом народа"

Олег, Екатеринбург, 04.05 07:08
Вот он, образчик скудоумия помноженного на русофобию. Не нужно даже читать между строк. А.Сушко! Браво! Пора Вам в Америку за грантами и колонкой в Вашингтонпост.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Кадры 
25.08.06
 Дискуссии 
25.08.06
Виктор Васильев, Москва
 Скорбь 
25.08.06
Андрей Капустин, Киев
 Рейтинг 
24.08.06

Экономика
 Уговоры 
22.08.06
Виктор Тимошенко, Москва
 Торговля 
21.08.06
 Цена 
18.08.06
Антон Дальский

Гуманитарная аура
 Событие 
24.08.06
 Фестиваль 
23.08.06
 Кастинг 
22.08.06
Андрей Капустин, Киев