Экономический кризис грозит Украине повышением активности радикальных партий на Востоке и Западе страны, а также усилением сепаратистских настроений. Не хватает позитива и в отношениях украинцев с россиянами — уже не только на уровне власти. Об этом в интервью «Росбалту» заявил украинский социолог, руководитель социологической фирмы Research & Branding Group Евгений Копатько.
- Может ли экономический кризис привести к радикальным выступлениям на Украине?
- Такие прогнозы, пожалуй, давать преждевременно. Но мы понимаем, что в случае ухудшения ситуации очень высок риск радикализации настроений… В чем здесь риск? По большому счету, сейчас и протесты эти возглавить некому. Доверие к ключевым партиям низкое. Поэтому возможна радикализация по региональному признаку. Допустим, Олег Тягнибок и его «Свобода» более популярны на Западе Украины, а Наталия Витренко — на Юго-Востоке. Эти партии могут демонстрировать радикальные лозунги. А вот партии «первого эшелона» (Партия Регионов и Блок Юлии Тимошенко, — прим. ред.) ведут достаточно деликатную политику.
- Разве Янукович не поведет шахтеров на Киев?
- Вопрос не в том, чтобы их повести, а в том, как их контролировать. Как их оставить в легитимном русле. А шахтеры в свое время внесли лепту и в развал Союза. Сейчас экономическая ситуация среди горняков только ухудшается, радикализацию настроений можно ожидать в начале 2009 года.
- Может ли появление новых радикальных лидеров в регионах способствовать развитию сепаратизма там?
- Может. Такие вещи обостряются в период кризиса. Пока народ не готов, но ситуация, подчеркиваю, может быстро измениться. Чем хуже будет ситуация, тем радикальнее будут выступления.
- В 2007 году, когда Виктор Ющенко разогнал Верховную Раду и двинул внутренние войска на Киев, но не решился на штурм, говорили, что гражданская война на Украине невозможна из-за менталитета украинцев. Тогда утверждали, что «русские дерутся до последней капли крови, а украинцы – до первой». Это актуально для периода кризиса?
- Когда ситуация выходит из-под контроля, могут быть резкие проявления. Часто ведь говорят о расколе страны. Национальные обиды, касающиеся культуры, языка – наиболее стойкие. Они могут быть не ключевыми, но в условиях кризиса, не дай Бог, люди начнут искать себе врага.
Мы действительно разные. Но только в нашей разности может быть и единство. Запад и Восток действительно различаются, и нужно осознать, что в этом нет ничего плохого. Однако пока что доминирующая политика заключается в том, что Запад – правильный, а Восток – нет. Это неверно.
- Исследования вашей компании показывают, что идею федерализации поддерживают около 20% жителей Украины, хотя Партия Регионов этот лозунг в последние годы не озвучивает. Почему «донецкие» отреклись от федерализации?
- Эта тема была актуализирована еще в 2004 году на Северодонецком съезде. Но потом ведь были определенные последствия (победившие «оранжевые» обвиняли лидеров Партии Регионов в сепаратизме, — прим.ред.). Спасибо политологам, которые сказали, что в федерализации нет ничего противозаконного. Однако тему постепенно забыли, потому что люди ее опасаются. Федерализация может быть вновь востребована, когда радикализируется ситуация в стране. Актуализация темы важна в том случае, если будет падать система управляемости страной.
- Вы упомянули, что доверие населения к крупным партиям сейчас низкое. Есть ли надежда на то, что кризис породит новых общенациональных лидеров на Украине?
- В условиях кризиса могут появиться только революционеры. А революционеры долго не живут политической жизнью. Революция нужна для того, чтобы уничтожить своих революционеров. Может быть, и появится еще какой-то «мессия», но я что-то его не вижу.
- В данных ваших исследований говорится о том, что большинство жителей Украины по-прежнему выступают против вступления в НАТО и поддерживают идею предоставления статуса второго государственного русскому языку. Почему эти идеи до сих пор популярны, несмотря на то, что с экранов телевидения пропагандируются совсем другие взгляды?
- На протяжении многих лет число сторонников НАТО не увеличивается, а противников – не уменьшается. Те люди, которые выступают за вступление в НАТО, не являются моральными носителями идей нации. К тому же, для популяризации этой темы формируют образ врага из России. Но для многих украинцев отношения с родственниками в РФ, общие исторические и культурные связи являются своеобразной «подушкой безопасности». Однако пройдет время, и все может поменяться. Отношения двух стран имеют тенденцию к дальнейшему ухудшению. Элиты на Украине не стремятся к нормальным отношениям с Россией, а у самой России отсутствует стратегия относительно ближайших соседей. Все хорошее в отношениях наших стран держится только за счет населения.
В российских и украинских СМИ сейчас друг о друге идет преимущественно нейтрально-негативная информация. Но Россия не должна смотреть на отношения с Украиной исключительно через призму «трубы» или поставок углеводородов. Это большая ошибка. Здесь есть много населения, лояльного к России. Поведение нынешней украинской элиты – это не поведение украинского социума.
Я сам — выходец с Востока Украины, абсолютно лояльный к России человек, но некоторые пассажи, которые позволяют себе русские, вызывают как минимум вопросы. Например, Жириновский в какой-то степени. Мнения многих российских политиков неуважительны по отношению к людям, которые живут здесь. Если вы хотите потерять этих людей – вы их потеряете. Я вам говорю прямым текстом.
Сделайте анализ того, о чем пишут российские СМИ. Где вопросы, которые нас объединяют? Где разговоры с людьми, которые настроены на позитивный контакт? Вместо этого идет перепалка, в которую втягивают население.
Валерий, Краснодар, 16.12 13:10
А почему так неуважительно к столь нужному процессу - отрыжке ? Напрасно ! Когда слишком чего-то перекушать.... а организм уже не может справиться и переработать.... тогда только спасает клизма ..... или отрыжка ! В противном случае может случиться перетонит - "заворот кишок " ( народное) ....
Так вот Жириновский в какой-то мере и есть лекарство против заворотка кишок ! Не очень приятное лекарство .... но в целом вполне приеемлемое !
На Украине пока такого лекарства нету. У нас больше микстуры от вздутия живота.
Вы в России не хотите взглянуть на своих с нужной позиции. Смотрите на них как на клоунов в цирке....
А у нас и есть клоуны.... и всю страну превратили в цирк.... и кто бы это все прекратил - не знаем ! Но как себя преподносят ! Они не выглядят , как Жириновский ! Но их дела и деятельность .... Жириновскому еще работать и трудиться !
Так что постарайтесь быть к своим более внимательными. Цените !
И еще на счет недостатков.... Жириновский не такой уже и простофиля и дурачок. Вполне умный и грамотный человек. Но со своими "птичками в голове". А с другой стороны.... ну будь он скромным и корректным - ну кто бы его заметил в толпе ?
Валерий, Краснодар, 16.12 13:10
Автор первого комментария(без подписи) - 100% провокатор. Дураку понятно, что он не русский, даже по его безграмотности видно. Кто хочет посеять вражду между нашими народами и для чего - по-моему объяснять излишне. Основное чувство - удивление, что некоторые украинцы на это ведутся. А Жириновский - как он был клоуном, так и остался. Это, так сказать, отрыжка демократии.(Осмелюсь озвучить такую крамольную для кого-то вещь, что демократия кроме преимуществ имеет и недостатки).
12.12 16:20
итиков неуважительны по отношению к людям, которые живут здесь. Если вы хотите потерять этих людей – вы их потеряете. Я вам говорю прямым текстом.
А я тебе говорю,что людей на Украине Россия никогда не потеряет и в беде не бросит.А всякую сволоту,типа аффтора идиота,бандерлоков и хохлов,всей новой шолупонистой "элиты" ,накажит.Будем думать что с вами делать после публичного покаяния.Я бы предложил построить вам ,на территори ВЕЛИКОЙ РОССИИ,ещё один БАМ,немного севернее 70 широты.Мне кажется что вы справитесь.
АнтиХахол, Москва, 12.12 13:11
"...В российских и украинских СМИ сейчас друг о друге идет преимущественно нейтрально-негативная информация. Но Россия не должна смотреть на отношения с Украиной исключительно через призму «трубы» или поставок углеводородов. Это большая ошибка...".
Т.е это ошибка России требовать возврат долгов?! Логика - убийственная! Содержите нас, а мы будем вас любить. Пошли нах, кугутье! Нам насрать на вашу дружбу с любовью -платите бабки и 3.14здуйте куда глазенки ваши свинячьи глядят, не забыв вывезти из России своих гастарбайтеров, проституток и продавщиц с рынков.
Рус, Москва, 12.12 10:55
Пан Копатько, объясните, почему, например, Германия не продает Франции свои БМВ за полцены? Французы ведь большие друзья немцев, даже обсуждается создание общей армии. А почему Канада не продает свой газ США за полцены? Они же не разлей вода по жизни, и в Афгане вместе. Почему тогда Россия должна "слезть с трубы" в отношении с вами?
Чтобы научиться убеждать, вам надо научиться отвечать на э л е м е н т а р н ы е вопросы.
А вы этого не умеете.=
Brad, NY, 12.12 08:08
Наблюдатель, Россия, 12.12 06:44
Zato u vas v rashe kogo nada, togo i vibrali !!
Bidlo !
Наблюдатель, Россия, 12.12 06:44
Хохлы воевать...? не смешите мои тапочки, господа. Махновщину, какую-нибудь, устроить - это пожалуйста. Тоже мне: гражданская война Севера с Югом..., чай не Америка..., да и негров в Хохляндии столько не наберется..., есть один черный придурок, в обнимку с мэром Киева по площадаям скачет, так он погоды не сделает. А вообще, как в известной песне - гнастоящих буйных мало, вот и нету вожаков... Анархия мать порядка - вот пожизненный лозунг хохлов, что у них сейчас и происходит.
игорь, далёкий, 11.12 22:33
ПО ОБЩЕНИЮ В ОДНОКЛАССНИКАХ ВЫЯСНИЛ ЧТО В РАШЕ ИДЁТ ЖУТКАЯ ГОСПРОПАГАНДА ПРОТИВ УКРАИНЫ И США
Меш, Восток, 11.12 21:31
Господин автор статьи - типичный хохл. Разные московские придурки как хотят, так и издеваются над Украиной. А у него - "...вызывают как минимум вопросы". Вот интерестно: если ему дать в физиономию - возникнут у него "как минимум вопросы"? Или это тоже будет зависеть от национальности дающего в физиономию?
А почему так неуважительно к столь нужному процессу - отрыжке ? Напрасно ! Когда слишком чего-то перекушать.... а организм уже не может справиться и переработать.... тогда только спасает клизма ..... или отрыжка ! В противном случае может случиться перетонит - "заворот кишок " ( народное) ....
Так вот Жириновский в какой-то мере и есть лекарство против заворотка кишок ! Не очень приятное лекарство .... но в целом вполне приеемлемое !
На Украине пока такого лекарства нету. У нас больше микстуры от вздутия живота.
Вы в России не хотите взглянуть на своих с нужной позиции. Смотрите на них как на клоунов в цирке....
А у нас и есть клоуны.... и всю страну превратили в цирк.... и кто бы это все прекратил - не знаем ! Но как себя преподносят ! Они не выглядят , как Жириновский ! Но их дела и деятельность .... Жириновскому еще работать и трудиться !
Так что постарайтесь быть к своим более внимательными. Цените !
И еще на счет недостатков.... Жириновский не такой уже и простофиля и дурачок. Вполне умный и грамотный человек. Но со своими "птичками в голове". А с другой стороны.... ну будь он скромным и корректным - ну кто бы его заметил в толпе ?
Валерий, Краснодар, 16.12 13:10
12.12 16:20
А я тебе говорю,что людей на Украине Россия никогда не потеряет и в беде не бросит.А всякую сволоту,типа аффтора идиота,бандерлоков и хохлов,всей новой шолупонистой "элиты" ,накажит.Будем думать что с вами делать после публичного покаяния.Я бы предложил построить вам ,на территори ВЕЛИКОЙ РОССИИ,ещё один БАМ,немного севернее 70 широты.Мне кажется что вы справитесь.
АнтиХахол, Москва, 12.12 13:11
Т.е это ошибка России требовать возврат долгов?! Логика - убийственная! Содержите нас, а мы будем вас любить. Пошли нах, кугутье! Нам насрать на вашу дружбу с любовью -платите бабки и 3.14здуйте куда глазенки ваши свинячьи глядят, не забыв вывезти из России своих гастарбайтеров, проституток и продавщиц с рынков.
Рус, Москва, 12.12 10:55
Чтобы научиться убеждать, вам надо научиться отвечать на э л е м е н т а р н ы е вопросы.
А вы этого не умеете.=
Brad, NY, 12.12 08:08
Zato u vas v rashe kogo nada, togo i vibrali !!
Bidlo !
Наблюдатель, Россия, 12.12 06:44
игорь, далёкий, 11.12 22:33
Меш, Восток, 11.12 21:31