Отечественные машиностроители имеют наибольшие шансы заключить контракты на модернизацию газотранспортной системы стоимостью $1,43 млрд. В распоряжении Ъ оказался меморандум, подписанный крупнейшими производителями нефтегазового оборудования, Минтопэнерго и "Укртрансгазом", в котором последний заявляет о намерении купить именно украинское оборудование. Лоббирование интересов украинских производителей выгодно правительству – таким образом можно увеличить налоговые поступления, отмечают эксперты.
О том, что оборудование для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) "Укртрансгаз" (управляет ГТС) намерен приобретать у украинских производителей, стало известно из меморандума (копией располагает Ъ), подписанного Минтопэнерго, "Укртрансгазом", "Укргазпроектом", Сумским НПО им. Фрунзе, "Заря-Машпроектом" и Украинским нефтегазовым институтом. Минтопэнерго в нем признает, что украинские производители "способны в полном объеме удовлетворить потребности украинской ГТС", а "Укртрансгаз" с учетом позитивного опыта эксплуатации называет их "наиболее вероятными поставщиками".
Напомним, ранее в Брюсселе прошла инвестиционная конференция, которая дала старт переговорному процессу о выделении Украине европейскими финансовыми организациями (Европейским инвестиционным банком, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития) $2,57 млрд на модернизацию ГТС (см. Ъ от 24 марта). По данным Минтопэнерго, большая часть этих средств будет направлена на замену оборудования ГТС (подробнее см. таблицу). Так, на замену газоперекачивающих агрегатов на газопроводе "Союз" должно быть потрачено $637,6 млн, на Уренгой–Помары–Ужгород – $492,2 млн, на Елец–Измаил – $229 млн, на газопроводе "Прогресс" – $76,2 млн.
Пресс-секретарь "Укртрансгаза" Инна Коваль подтвердила факт подписания меморандума, но от более подробных комментариев отказалась. Источник Ъ в "Нафтогазе" объяснил, что меморандум отражает предпочтения "Укртрнасгаза" по покупке оборудования, а его поставщики будут определены в ходе открытого тендера, в котором смогут принять участие европейские и японские компании.
Украинские производители – основные поставщики газоперекачивающих агрегатов в страны Восточной Европы. "Например, 'Газпром' покупает 75% продукции, импортируемой из Украины. Еще 25% у двух компаний – немецкой Man Turbo и японской Mitsubishi",– говорит Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса". Менеджер российского представительства Mitsubishi Electric Europe BV Сергей Юрков вчера подтвердил Ъ готовность компании участвовать в поставках оборудования для модернизации украинской ГТС, но комментировать положения меморандума отказался. Ранее об интересе японских компаний к участию в реконструкции украинской ГТС заявляла премьер-министр Юлия Тимошенко. В крупнейшем европейском производителе нефтегазового оборудования Man Turbo комментировать возможное участие в поставках не стали.
Украинские производители имеют еще одно преимущество перед иностранными компаниями – возможность оперативно предоставлять сервисное обслуживание газотранспортных объектов, отмечает гендиректор Сумского НПО им. Фрунзе Игорь Иванов. "Кроме того, наверняка наше оборудование будет дешевле",– говорит он. Гендиректор "Заря-Машпроекта" Андрей Хоменко уверяет, что продукция украинских машиностроителей не уступает по качеству немецкой и японской. "Украинские газоперекачивающие агрегаты закупают в странах Восточной Европы – Болгарии, Румынии и на Ближнем Востоке. Это говорит о том, что качество сопоставимо с тем, что предлагают конкуренты из Германии и Японии",– подчеркивает он.
Кроме того, привлекая к модернизации украинских производителей, Минтопэнерго получит дополнительную возможность наполнения бюджета и увеличения ВВП страны, считает независимый аналитик Кирилл Чуйко. А аналитик ИГ "Сократ" Михаил Сальников полагает, что, если у производителей оборудования будет заказ на $1,43 млрд, это позволит получить до $400 млн больше налоговых поступлений, чем при импорте.