РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
20:04
19:45
18:40
18:34
11:22
Гуманитарная аура
 Нечто 
19 February 2009 г.
версия для печати
Главная задача – все рассматривать с точки зрения интересов студентов
Главная задача – все рассматривать с точки зрения интересов студентов
Ах, это высшее образование

Ефим Пивовар


Как ощущают кризис крупнейшие вузы страны? Можно ли облегчить участь студентов и преподавателей? Чего можно ждать от выпускников школы «поколения ЕГЭ», - об этом и многом другом обозреватель «Русского журнала» спросила ректора Российского государственного гуманитарного университета, члена-корреспондента РАН Ефима Пивовара.


Антикризисная модель для РГГУ


Русский журнал: Многие вузы уже сегодня ощутили последствия кризиса: студенты, обучающиеся на платной основе, те, кто взял образовательные кредиты, не могут платить за свое образование. Столкнулся ли с этим РГГУ и если да, то как вы решаете эту проблему?

Ефим Пивовар: Пока непосредственных серьезных последствий кризиса мы не чувствуем.

В декабре мы утверждали бюджет университета на будущий год и подробно его рассматривали. Так вот наука у нас идет в доходных статьях, сразу вслед за платными программами обучения студентов. Это очень большое, крупное достижение, свидетельствующее о высокой квалификации коллектива РГГУ.

К сожалению, у нас есть уже несколько заявлений от студентов-контрактников, которые просят отсрочку в связи с тяжелым материальным положением (обычно, это связано с ипотекой). Но пока это нельзя назвать массовым явлением. У меня такое впечатление, что кризис в образовательной практике еще не начался. Пока говорить о нем рано. Все, видимо, начнется позже.

РЖ: Какие меры предпримет РГГУ?

Е.П.: Первое. В декабре на Ученом Совете мы приняли антикризисную модель для РГГУ. Она направлена на то, чтобы максимально расширить возможности для выпускников нынешнего и будущего годов, по возможности бесплатно, получить дополнительные знания и квалификации в стенах нашего университета.

Например: студент выпускается как специалист по финансам и кредитам; как будущий работник банковской системы. И мы хотим предложить дополнительные сертифицированные программы, которые позволят ему маневрировать на рынке труда. Может быть, даже в другой сфере. Чтобы он мог получить дополнительные знания, используя основные, которые у него есть. У нас очень много лицензий на дополнительные программы.

Второе. Мы хотим своим выпускникам максимально предложить трудоустройство в стенах РГГУ. Постараться привлечь наиболее активных, способных, тех, кто на это пойдет…

И третья часть программы – предложить студентам, еще не закончившим университет, поработать в РГГУ на так называемых вспомогательных, обслуживающих работах, чтобы помочь им компенсировать плату за обучение.

В планах и создание своего кадрового агентства, которое поможет искать для выпускников работу. А работодатели, как правило, это – содружество выпускников (здесь действует психологический фактор).

Конечно, мы поддерживаем Министра образования Андрея Фурсенко, который заявил, что теперь разрешается переводить студентов с внебюджетных мест на бюджетные. Мы конечно, на это пойдем, хотя для этого нужны будут и изменения в университетской правовой базе, но это не сможет массово решить проблему. Где взять эти свободные места? Даже если освободится двадцать мест? Видимо, нужно будет рассматривать и другие формы оплаты, кредитования, вводить отсрочки т.п. Другого выхода нет.

Главная задача – все рассматривать с точки зрения интересов студентов.


Что такое гуманитарная экология


РЖ: Сейчас в стране идет процесс ранжирования университетов. Наряду с федеральным университетом, вводится понятие национального исследовательского университета. Будете ли вы бороться за это звание? Ведь РГГУ это первый в стране университет, который ведет подготовку практически по всем направлениям гуманитарного цикла наук. Говорят, что исследовательских университетов будет примерно 15. Есть ли уверенность в том, что в список попадут гуманитарные вузы в ситуации, когда значение гуманитарного образования у нас явно недооценивается. Не все понимают, что гуманитарные науки – это то, что обеспечивает нормальное функционирование тех же самых высоких технологий; что именно они способствуют формированию общества, основанного на знаниях.

Е.П.: Мы не знали, что возникнет такой термин – «национальный исследовательский университет», но во всех документах РГГУ с самого начала его существования была расхожая формула – университет исследовательского типа. Всегда была связь с Академией наук, с мировой наукой. Но все дело в том, что пока четкого определения того, что такое «исследовательский университет» еще нет. Так же, как и не опубликованы пока критерии отбора таких вузов.

Что касается приоритетов… Есть понятие «приоритетных направлений развития науки» в стране. Но ни в одном из них нет гуманитарной составляющей. Там могут быть живые системы, нанотехнологии, энергетика… Все это очень важно. Но необходимо выдвигать идею именно гуманитарных направлений - фундаментальных, прикладных или смешанных. И они тоже должны войти в число приоритетных. Пока же, те, кто финансирует приоритетные области науки, обычно не занимаются гуманитарными направлениями…

РЖ: К тому же, министр образования Андрей Фурсенко утверждает, что в стране – переизбыток гуманитариев. Вы согласны с этим? Вы вводите какие-то новые специальности?

Е.П.: Андрей Александрович имеет в виду не всех гуманитариев, а, прежде всего экономистов, менеджеров и юристов. Строго говоря, они бесспорно гуманитарии, но список ими не заканчивается. Большая часть гуманитариев, может быть, не востребованы бизнесом, практикой, но они всегда были и будут необходимы стране. Ну, сколько, например, нужно египтологов? Может быть, и два. Но они нужны! Сколько нужно переводчиков с финно-угорских языков? И таких направлений гуманитарных знаний гораздо больше, чем тех, о ком все говорят.

Да и по поводу юристов и экономистов вопрос неоднозначный. Покойный Олег Емельянович Кутафин, Президент Московской юридической академии всегда говорил, что хороших юристов не хватает. То же самое касается финансистов и т.д. Вопрос-то не столько в количестве, сколько в качестве. Но качества без количества ведь быть не может! Видимо, надо смотреть: каких юристов и экономистов и где готовить.

Какие новые специальности предлагаем мы. Есть масса направлений, которые в стране пока не полностью реализованы. Например, гуманитарная экология. На географических и химических факультетах есть экологические программы. Мы не претендуем на то, чем занимаются они. Мы предлагаем совсем другое, и будем подавать программу «гуманитарная экология» на лицензию на географический факультет МГУ. Это касается экологии города, урбанистики (у нас создается междисциплинарное направление «урбанистика»).

Существует много гуманитарных направлений, которые даже не зафиксированы в перечнях. Но они необходимы. Например, это гуманитарное Интернетоведение. Мы все кричим: плагиаты, студенты скачивают многое из Интернета. Поэтому нужно, чтобы Интернет носил просветительскую, образовательную функцию, а не анти-образовательную.

Сейчас – кризис. А где программы подготовки кадров, которые могли бы способствовать гуманитарной адаптации человека в условиях кризиса? Это не работа психологов, когда катастрофа уже произошла и человека нужно возродить к жизни. Речь идет о путях преодоления трудностей, о поиске другого жизненного пути (переквалификации). Где программы подготовки гуманитариев, которые будут работать с человеком в этом направлении?

Мы подали несколько таких перспективных проектов. Хотим, чтобы нам дали возможность экспериментального набора групп. Сделали стандарты и отдали в Министерство. Оно не против, но вопрос пока не решен.

У нас есть программа (исследовательская пока), которая изучает чрезмерную зависимость человека от ощущения безопасности. Именно поэтому, «мир рушится», если дает сбой техника. То есть, это не «медицина катастроф», а «гуманитарная медицина». Мы слишком зависим от современных технологий. Это и есть их гуманитарное измерение.


Каким будет поколение ЕГЭ


РЖ: В этом году все вузы обязаны принимать к себе по результатам ЕГЭ. В РГГУ по двум специальностям (по всем вузам России их – 24) разрешены свои дополнительные испытания. Это прикладная математика и теоретическая прикладная лингвистика. Что будет происходить во время вступительной компании в новых условиях. Ваши прогнозы?

Е.П.: Помимо двух дополнительных экзаменов, в РГГУ есть еще направления, связанные с творчеством, где мы тоже проводим дополнительный творческий конкурс. Это арт-дизайн, хоровое пение, журналистика.

Попасть в РГГУ можно и став призером олимпиад. Победа приравнивается к ста баллам по ЕГЭ. У нас будут проведены три своих олимпиады: по русскому и иностранному языкам и обществознанию. К нам могут поступать и победители других олимпиад. Все это помимо того, что мы, естественно, будем принимать абитуриентов по результатам трех ЕГЭ.

РЖ: Как вы оцениваете ЕГЭ по истории?

Е.П.: Я имею некоторое отношение к работе по совершенствованию контрольно-измерительных материалов (КИМов) по этому предмету. Если в части «А» нужно просто знать основные даты и события, то для того, чтобы получить высокую оценку в третьей части «С», требуется фактически написать письменный текст. Выпускник получает какое-то свидетельство, связанное, например, с эпохой Ивана Грозного, и на его основании дает свою интерпретацию этого периода. Это не примитивный тест (да-нет), а осмысленное изложение материала.

Другое дело, что в этом экзамене нельзя пользоваться картами, атласом. Мы предлагали их разрешить. Ведь на устных экзаменах у историков всегда было разрешено листать карты…

РЖ: Как объяснить тот факт, что дополнительные экзамены в РГГУ разрешены по весьма нехарактерным для вашего университета специальностям – прикладной математике и теоретической прикладной лингвистике?

Е.П.: На эти специальности был высокий проходной балл по ЕГЭ. Видимо, в Министерстве учли именно это.

РЖ: Чего вы ждете от выпускников, которые поступят к вам по результатам ЕГЭ?

Е.П.: Я не жду тут каких-то новаций. Все определяется не ЕГЭ (это только фиксация того, что есть), а тем, что переживала средняя школа последние десятилетия. Тут важны три вещи – состояние учительства, уровень образования детей в семье и влияние средств массовой информации. Все это нужно проанализировать. Как изменилась семья за эти годы... Ведь учиться в школе и не учиться дома нельзя. Точно также на уровень школьника влияет телевидение, Интернет, пресса. Надо посмотреть , что они смотрели по телевизору последние несколько лет, что они могли читать, а что – не могли… Нельзя сказать, что они получают знания сами по себе.

РЖ: В чем вы ощущаете разницу между нынешними студентами, выросшими на Интернете, и прежними?

Е.П.: У них совершенно другой тип мышления. Где-то - очень быстрая скорость принятия решения, где-то – наоборот замедленность. Трехлетний ребенок может уже вставлять в компьютер флэшки, мой внук это делает.

Они прекрасно знают, где что найти, как искать. Мобильная культура совсем другая. Они не пишут писем, не разговаривают по телефону. Передают информацию по «аське», есть и другие формы такого общения. Они мало пишут, мало читают по-старому, зато пишут и читают в компьютерной среде.

Есть еще одна проблема. Она связана с воспитанием и образованием учителей и учеников: далеко не все учителя умеют всем этим пользоваться. Сейчас Высшая школа экономики разработала систему борьбы с плагиатом, чтобы студенты меньше скачивали. На самом деле проверить это очень трудно – полных совпадений практически нет.

РЖ: Вы считаете, что таким образом бороться с плагиатом невозможно?

Е.П.: Я считаю, что нужно исходить из форм заданий. Конечно, когда студентам предлагают задания, которые давали «сто лет назад», то, конечно, - скачивай – не хочу. Сейчас можно на трех экранах сделать три варианта. И студенты это умеют. Они прекрасно редактируют тексты из Интернета.

РЖ: А вы не считаете, что лучше все-таки устный экзамен?

Е.П.: Я считаю, что экзамен – это вообще плохо. Было бы идеально брать всех и первый семестр давать возможность учиться всем желающим. А потом – отчислять того, кто не может. Но если без подготовки к этому подходить, то не хватит ни учебных помещений, ни мест в общежитиях.


Совершеннолетние


РЖ: РГГУ в этом году – 18 лет. Первый крупный юбилей – совершеннолетие. Как вы собираетесь отметить это событие?

Е.П.: В нынешнем виде РГГУ существует с марта 1991-го года, как первый гуманитарный вуз новой России. На самом деле Историко-архивный институт, на базе которого был создан РГГУ, работает с 1930-го года. А в здании РГГУ на Миусской площади еще в 1912-м году был открыт первый Народный университет Шанявского. В прошлом году праздновалось 100-летие Народных университетов России.

К нынешнему юбилею мы хотим устроить серию выставок. А в конце марта пройдут Гуманитарные чтения РГГУ. На этот форум мы приглашаем крупнейших гуманитариев из Академии наук и Академии образования, своих членов РАН и РАО. В прошлом году у нас был один Нобелевский лауреат, в этом году мы рассчитываем, что у нас будет еще один – в области литературы.

Третий год, в последнюю декаду марта мы празднуем День РГГУ, когда собираются выпускники. Так будет и в этом году.


Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Русский журнал

Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

сергей, ижевск, 19.02 18:50
Все это фигня сравнительно с 90-ми. Не кризис страшен, а Фурсенко. Вот подарить бы его Ющенко и обоих в Штаты.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Резервы 
25.02.09
Александр Осовцов
 Такое мнение 
24.02.09
 Фантазии 
24.02.09
Гидеон Рахман

Экономика
 Бедняги 
25.02.09
Людмила Полях
 Позычалки 
25.02.09
Юрий Панченко
 Попандос 
24.02.09
Виталий Княжанский

Гуманитарная аура
 Но — с коррективами 
25.02.09
Виктория Кобыляцкая
 Возврат 
25.02.09
Ирина Павлова
 Долой! 
24.02.09