РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
16:26
15:29
13:02
12:32
11:02
Гуманитарная аура
 Ментальность 
19 January 2007 г.
версия для печати
«Феномен измены» в украинской политике

Примечательно, что в нашем обществе время от времени раздаются обвинения недругов (очень часто это — бывшие союзники или партнеры!) в политической измене или даже более того — в измене национальным интересам. Насколько эти обвинения обоснованны — это, конечно, тема другого разговора. Сейчас же обратим внимание вот на что: понять правильность или, наоборот, полную беспочвенность таких обвинений можно лишь в контексте украинской национальной истории.

Таким образом, мы не сможем объективно оценить мотивы поступков Ивана Мазепы (чуть ли не классический пример «изменника» для адептов имперской историографии!), если не будем учитывать такое решающее обстоятельство: одно дело — измена вассальным обязательствам (между прочим, даже с точки зрения прав Мазепиных времен, гетман уже был свободен от любых обязательств перед Петром I, потому что царь, в свою очередь, свои обязательства — уважать суверенные права Украины и защищать ее от врагов — не выполнил), совсем иное дело — измена фундаментальным ценностям своей нации. И стоило бы всем украинцам спросить себя: не потому ли нас обвиняли и обвиняют в так называемых изменах, что те, кто считал, что мы должны им служить, не могли (и не могут!) согласиться с тем, что у нас существуют, естественно, свои собственные интересы? В этой связи уместно напомнить выдающиеся слова английского историка Ланселота Лоутона, написанные еще в 1935 году: «Пока украинцы не будут иметь надежной свободы, они будут предавать любое государство, которое будет держать их в повиновении, и непрестанно будут проливать кровь — свою, а также своих завоевателей. И если такое положение будет существовать и далее, другие народы будут чувствовать искушение воспользоваться им».

Здесь сложно что-либо добавить. Разве что то, что для Украины «надежная свобода» сейчас — это сверхсложное приобщение к европейским демократическим ценностям (не унижаясь и оставаясь собой!). И еще: внутренние мотивы многих поступков наших политиков также могут быть понятны только учитывая опыт истории.

Мы попросили уважаемых авторов газеты, экспертов «Дня», принять участие в заочном круглом столе, поделиться своими рассуждениями о воображаемом или реальном «феномене измены» в украинской истории и политике, а также ответить на три вопроса:

1. Исторические примеры и их значение.

2. Современные примеры старых болезней и причины.

3. Не злоупотребляют ли украинцы такими громкими обвинениями, как «национальная измена». А, возможно, это выглядит не так, и надо просто подбирать слова.

Причина — в безгосударственности украинского этноса

Владимир ЛЕСНОЙ, г. Симферополь:

1. Исторические примеры предательства, прежде всего, имеют негативный смысл, потому что любое предательство, сведения о котором сохранились и для последующих поколений, имеет очень тяжелые последствия для тех, кого предали. Чем более значимой фигурой была персона, которая совершила измену, тем худшими были последствия ее предательства.

Однако исторические примеры измены могут нести потомкам и позитивную информацию, если изменник или его близкие понесли определенное наказание через суд или осуждение, или, возможно, как сказал бы верующий человек — через руку Божью. Исторические примеры безнаказанного предательства являются плохим примером для потомков. Но даже такие негативные примеры могут быть использованы при воспитании человека, если эти конкретные исторические предатели однозначно осуждены современным обществом. Поэтому в семейном, школьном и общественном воспитании замалчивание значительных случаев измены не имеет смысла. Например, очень плохо, что большинство украинцев не знает, кто такой был полковник Нис, который помог московскому войску захватить Батурин — город, все жители которого после захвата и издевательств были уничтожены врагами. У каждого нормального гражданина Украины уже сама фамилия этого человека должна вызывать презрение и отвращение.

Это же касается и некоторых других предателей. Забвение может быть для них благом, а не наказанием.

2. Украинская история XX века богата изменами. Пополняется этот постыдный счет и в двадцать первом веке. Проявляется это в том, что люди разных общественных рангов, которые не имеют основательных убеждений, постоянно «мигрируют» из одной «группы по интересам» к другой (нередко — к конкурентам), с легкостью пренебрегая добровольно взятыми на себя обязательствами перед предыдущими сообщниками. Действия и заявления некоторых ответственных украинских лиц могут быть квалифицированы даже как национальное предательство. Например, когда год назад украинское правительство вело отчаянную «газовую» борьбу с Москвой, некоторые оппозиционные (в то время) политики откровенно или скрыто помогали своим российским «братьям». Нельзя себе даже представить, чтобы так позволили себя вести, скажем, оппозиционеры в Польше.

Причину «хронической» болезни предательства нужно, скорее всего, искать в безгосударственности украинского этноса в течение почти всей своей истории. Господствующие этносы стимулировали разнообразными методами полную ассимиляцию украинской верхушки и выбивали из остальных принципы и черты, которые мешали делать этих остальных послушными холопами. Предательство своего народа, измена своим принципам — не только гарантировали жизнь, но еще и приносили материальную выгоду, потому что часто вознаграждались для поощрения других. Постепенно измена стала восприниматься большинством, как проявление умения жить (хочешь жить — умей вертеться). Это, со значительными успехами власть имущих, делалось в течение многих веков, так что в итоге появился тип «хохла» — бесхребетного, терпеливого, хорошо чувствующего «куда веет ветер» и готового всегда поддержать того, кто сильнее. Отпор этот «хохол» мог дать только в большой толпе, стихийно, под влиянием стадного инстинкта, а не ума, чувства достоинства и совести.

Но чем тоньше становилась прослойка украинцев, которые сохранили национальное достоинство, тем более закаленными и мужественными они были. Пойти на борьбу в войне за свой народ, которую они — это было известно им всем — тогда были не в состоянии выиграть, могли только герои. Это можно вполне отнести, например, к воинам УПА и другим борцам за независимость Украины.

Нужно отметить, что почти идентичные с украинцами проблемы имели и латыши, и эстонцы, которые почти тысячу лет находились под властью иностранцев, но всего за два десятка лет независимости (1918—1939) им удалось значительно «откорректировать» свой национальный характер.

3. Украинцы действительно иногда злоупотребляют обвинениями в «национальном предательстве», но это является характерным и для политической жизни других наций, — потому что такие обвинения бьют очень больно, и поэтому политические противники обращаются к этому оружию охотно. Сейчас, например, в национальной измене сторонники президента Буша обвиняют некоторых членов демократической партии, которые выступают за вывод американских войск из Ирака.

Вообще доказательство моральной вины предателя — это дело сложное. Изменой считается умышленное нанесение вреда какому-то сообществу (семейному, клановому, социальному, культурному, идейному, этническому, государственному...) через определенные действия (или через бездеятельность) в пользу другого сообщества. Причиной измены может быть как меркантильная, так и идейная мотивация, или просто страх за свою жизнь.

Предательством в морально- психологическом смысле называют часто также быстрый отказ от своих прежних убеждений. Понятно, что предательство во втором значении может привести и к измене в первом значении этого слова. Но каждый человек одновременно является членом нескольких сообществ. Скажем, кто-то может быть этническим россиянином, гражданином Эстонии или Украины, демократом или авторитаристом по убеждениям, православным, женатым, скажем на белоруске или полячке, которые имеет совсем другие политические и духовные вкусы. Такой человек встает перед нелегкими проблемами выбора жизненной позиции. Поэтому, присоединяясь к какому-то сообществу (например, женясь или вступая в политическую партию), человек выбирает себе комплекс обязанностей, которые могут привести к большим проблемам в будущем, потому что когда-то возникнет противоречие между убеждениями, желаниями и обязанностями. Каждый предатель является таковым по отношению к какому-то конкретному сообществу, а вот другая общность может считать его неплохим человеком. Каждое объединение считает, что кто оставил его, поступил плохо и является предателем, а кто перебежал к нему, тот сделал очень хорошо и является человеком достойным.

Много украинских проблем возникало из-за того, что принадлежность к украинскому сообществу не была для его членов доминантной. Большинство украинцев считали себя в первую очередь православными или греко-католиками, малоимущими или богачами, анархистами, большевиками или совсем независимыми от кого бы то ни было, а уже потом — украинцами. Поэтому во время гражданской войны часть наших предков разбежалась по различным войскам и бандам, но большинство вообще ни к кому не присоединилось, выжидая, вместо того, чтобы поддержать центральную власть УНР. Практически, это была массовая измена национальных интересов. А потом были голодомор и другие бедствия.

А вот поляки дружно взяли оружие и гнали красных вплоть до Киева, и польские рабочие и крестьяне не поддались агитации московских комиссаров и немногочисленных польских сторонников большевизма...

Но у каждого человека когда-то может возникнуть внутренний конфликт между своими убеждениями и желаниями, с одной стороны, и обязанностями в различных сообществах — с другой.

Немец — патриот своего народа, но демократ по убеждениям — мог иметь проблемы с выбором своих действий во время Второй мировой войны. А в Англии были патриоты своей страны, которые тем не менее были и убежденными сторонниками национал-социализма — им также было, по- видимому, нелегко выбрать, что делать (об этом можно прочесть в повести Джона Пристли «Затмение в Гретли»). Когда они выбирали не этническую и государственную принадлежность, а идейные убеждения, то и англичане их ловили и казнили как изменников. Нацисты считали таких англичан героями.

Поэтому при вынесении приговора «измена» нужно исходить также из исторической справедливости дела, которое защищает то или иное сообщество, из гуманности его идей, как и из мотивации поступка. Кто «предал» нацистскую Германию или какое-то иное «чудовищное» государственное или негосударственное образование, тот на самом деле сделал достойный поступок — поступок, полезный для всего человечества.

Бывают и межевые случаи, когда трудно сказать, была измена или нет. Окончательный приговор в таком случае выносит время.

В любом случае идеалом человечества всегда была верность, а не предательство.

Считается, что некоторых предателей сделало таковыми случайное стечение неблагоприятных обстоятельств или ошибочный выбор с самого начала, когда еще нельзя было предусмотреть конечный результат.

Но американский писатель О’Генри когда-то правильно написал, что дело не в дорогах, которые мы выбираем, потому что то, что внутри нас, заставляет каждого выбрать свою дорогу.

40 лет пророка Моисея пройдут еще нескоро

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, профессор, заместитель директора Института истории НАН Украины:

1. К сожалению, исторические периоды, на протяжении которых осуществлялась украинская политика, были короткими. Классическим примером (правда,только с одной точки зрения) является измена гетмана Ивана Мазепы царю Петру. Он служил царю верой и правдой 21 год, а на 22-й перешел на сторону Карла ХII.

Не случайно подчеркиваю глагол «служить». Нередко утверждают, что украинские гетманы были вассалами русского царя. Однако в Восточной Европе не существовало отношений вассалитета-сюзеренитета, не работало знаменитое правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Иначе говоря, политический строй не выстраивался по линии землевладельцев, а поэтому его нельзя назвать феодализмом. Крепостничество — это не феодализм.

Не хочу отдаляться от темы, но анализ термина «измена» требует акцента на одном свойстве восточноевропейского общественно-политического строя, который создавался автономным улусом Золотой Орды — Великим княжеством Московским. У человека, стоящего на вершине властной пирамиды, не существовало обязательств перед землепользователями и землевладельцами — от селянина- смерда до боярина-магната. Все были холопами этого человека, даже патриарх.

Вот в такой кипяток попала сформированная в Украине казацкая вольница. Не удивительно, что империя очень медленно, но неуклонно переваривала Гетманщину. Процесс пищеварения неминуемо усилился, когда Российская империя начала войну с сильнейшим в военном отношении государством Европы — Швецией.

Предательство Ивана Мазепы следует оценивать под углом зрения сказанного выше. Лично Мазепе это предательство перечеркнуло политическую карьеру и подкосило жизненные силы. На исторической судьбе украинского народа измена гетмана отразилась таким образом, что процесс поглощения Украины резко усилился. Но это был неизбежный процесс, и он имел бы место при любых обстоятельствах.

Предательство И. Мазепы следует рассматривать как попытку оттолкнуться от Москвы. Попытка оказалась неудачной, как и все последующие. Украинский народ одержал волю только благодаря распаду империи, но и то не сразу.

2. Оценка действий И. Мазепы в учебниках русской и украинской истории будет разнообразной, вплоть до той поры, пока Россия не преодолеет ностальгию по бывшей империи. Боюсь, что это случится нескоро. Наши российские друзья недавно предлагали нам отпраздновать 300-летие Полтавской победы. Заметьте, не битвы под Полтавой вместе со шведами, а Полтавской победы.

Наше правительство озабочено сегодня пересмотром содержания учебников по отечественной истории. Интересно, как в контексте запланированных изменений будет выглядеть Полтавская битва: как поражение или как победа?

3. Украина находится на этапе перехода от советского до нормального общества. Это длительный и сложный этап, когда постепенно восстанавливаются первичные клетки общественного организма. Не всегда процесс проходит по восходящей, но он неминуем хотя бы потому, что мы являемся частью общечеловеческого организма.

В Институте истории Украины подготовлена специалистами различных специальностей и уже редактируется в издательстве «Научное мнение» фундаментальная книга с анализом экономических, демографических, государственно- созидательных, общественно- политических и культурных процессов в Украине за последние 15 лет. Она поможет понять, что в обществе действительно произошли стремительные, кардинальные и необратимые изменения. Но самые незначительные изменения наблюдаются в культуре и ментальности нашего политикума. Кто-то обязательно квалифицируется как «изменник» — но по отношению к кому? По-видимому — относительно народа и его интересов. Ведь народ теперь избирает всех политиков. Слава Богу, мы еще не дошли до поиска «врагов народа».

Внушает оптимизм то, что меняется поколение политиков. Но 40 лет пророка Моисея пройдут еще нескоро.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

внук, Киев, 21.01 13:42
Резолюция Пленума Совета СКП-КПСС http://www.cprf.ru/news/party_news/46941.html


21.01.2007
Итоги политической борьбы 2006 года и первоочередные задачи коммунистических партий в современных условиях

Вовремя.info, москва, 20.01 13:23
Вовремя.info, москва, 20.01 13:21

"Они его убили:" (, 20.01.07)


http://4vlada.net/fprint_v.php?id=72993
Кушнарев трагически погиб именно тогда, когда перед ним открылась перспектива возглавить Партию регионов



Пока идет официальное расследование обстоятельств смерти Евгения Кушнарева, не перестают возникать все новые версии того, что на самом деле произошло на той фатальной охоте. Однако, настораживает информация о первой эмоциональной реакции Януковича, которую наблюдали турецкие дипломаты. Как стало известно "Вовремя.info", на сообщение премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о несчастье, постигшем Кушнарева, его украинский коллега тихо проронил: "Они его убили:".

Анатолий, украинец Общепанятному, Ростов, 20.01 10:00
Ну насчет интересов это просто стандартная мотивация предательства. Чаще всего как раз и предают в силу понимаемых собственных интересов,иногда, впрочем, из подлости. Во время войны с фашистами человек , например, перешел, на сторону гитлеровцев, ставивших задачей уничтожение стран и народов. Однако вряд ли его можно оправдать тем, что он действовал в соответствии со своими интересами,как он их понимает, то бишь хотел выжить, так как он наплевал при этом на общие интересы. Так, что благими интересами выстлана дорога в ад.
//не могли (и не могут!) согласиться с тем, что у нас существуют, естественно, свои собственные интересы?
//

КУЗЬМИЧ, Москва, 20.01 06:48
Анатолий украинец из Ростова, Ростов

Всегда с огромным удовольствием читаю Ваши посты. Вот уж кто, воистину, всегда не в бровь, а в глаз!..
А Общипанный — это какой-то шизоидный вьюноша.
Дурик, одним словом.

Анатолий украинец из Ростова, Ростов, 19.01 21:58
Ну все, бандеровец заиграл в свою дуду. Бедный, как его угнетали в СССР. Появление таких "лесных" запрограммировано оболваниванием со школьных лет. И чем дальше, тем лесных будет больше. Еще кто-то из гитлеровских бонз говорил, что многократно повторяемая ложь начинает восприниматься как правда. Лишний раз убеждаешься. А кто не жил в СССР, а таких с каждым годом будет все больше, легко поверят в любой бред, например, что Украина там жила хуже, чем Россия. В реальности все было ровным образом наоборот. В то время на Украину из Ростова ездили за покупками.В Жданов, Донецк, Луганск. Могу лично засведетельствовать. Из Украины же в Ростов за покупками, например, никто не ездил. Тут было гораздо хуже с товарами. Так, что угнетение Украины тогда было в разгаре. Конечно, если с детских лет оболванивать, то "стремительные, кардинальные и необратимые изменения" не заставят себя ждать. Ну бог вам, лесным мазепам, судья. У нас в России тоже, впрочем, мазепы, видно по тому, как с белоруссами обошлись. Ну ничего, даст бог закончатся когда-нибуть времена всех этих мазеп. И не дай-бог придет какой-нибудь новый Гитлер. По одиночке всех нас уничтожит. Кажется неправдоподно?. Дай бог. Но я всегда вспоминаю, насколько неправдоподобной для живших тогда людей была тогда возможность распада страны. Тем не менее, это случилось. Так, что я делаю вывод: никогда не говори никогда.

Игорь, 19.01 18:05
ОбщєпаНятный,-у
Это все оправдания ,,,ПРЕДАТЕЛЬСТВА,,,

Алекс, Черновец, 19.01 17:55
Общипанный.
А что в глаз было бы лучше? Мазахист ты батенька однако!

русский, Россия, 19.01 17:47
Два хохла это партизанский отряд.
Три хохла это партизанский отряд и два предателя.Четыре хохла это два партизанских отряда и два предателя.В каждом отряде по предателю.
И т.д.

Николай, Харьков, 19.01 16:17
А, что, более достойных комментаторов статьи не нашлось? Впрочем, какая писнЯ, такие и отписари.

ОбщєпаНятный, 19.01 12:50
И стоило бы всем украинцам спросить себя: не потому ли нас обвиняли и обвиняют в так называемых изменах, что те, кто считал, что мы должны им служить, не могли (и не могут!) согласиться с тем, что у нас существуют, естественно, свои собственные интересы?

Саме так.
Нє в ґлаз, но в бровь.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Конфуз 
19.01.07
Андрей Капустин, Киев
 референдум 
19.01.07
Юлия Вербицкая, Крым
 Арбитр 
19.01.07
Мустафа Найем

Экономика
 Опрос 
19.01.07
Татьяна Данилкова, Киев
 Экспертиза 
17.01.07
Дмитрий Казьмин, Василий Кашин
 Газ 
16.01.07
Олег Гавриш, Наталия Гриб

Гуманитарная аура
 Вражда 
18.01.07
 Дайджест 
18.01.07
 Армия 
17.01.07
Валерий Панюшкин