«Единство Русской Церкви должно быть головной болью Москвы»
Сергей Терентьев
Для того,
чтобы сохранить единство Русской и Украинской Православной Церкви, необходима
ежедневная совместная работа как Московской Патриархии, так и высшего
руководства России. Об этом в интервью заявил известный православный
миссионер, диакон Андрей Кураев.
-
На днях российский политолог Сергей Марков , что
руководству России следует изучить источники доходов брата украинского
президента Петра Ющенко, который курирует проект по отделению Украинской
Православной Церкви от Московского Патриархата. Как вы это можете
прокомментировать?
-
Насколько я понимаю, логика такого заявления может быть связана с тем, что
Петр Ющенко – одно из лиц, курирующих какие-то нефтегазовые структуры Украины,
который наполняет бюджет своей организации и свой лично за счет
операций с российскими энергоносителями. Поэтому, в некоторой
степени, эти деньги можно считать российскими.
Политика Петра Ющенко, брата президента, вполне однозначна: она направлена
на скорейшее вырывание межи между русским Православием и украинским.
Так что некоторая логика в словах Маркова есть. Но, все же, делать из
этого вывод, что «Газпром» финансирует раскол славянского Православия –
некорректно.
-
А можно сделать вывод о том, что российское руководство все-таки
«закрывает глаза» на некоторые действия президента Украины —
в частности, на шаги по расколу Православия, — в обмен
на какие-то экономические преференции?
-
В данном случае это не просто проблема Кремля. Это – проблема всего
русского менталитета, в том числе и восточно-украинского. Потому что
политический ландшафт на Украине все 17 лет один и тот же. Есть
экономически бедный, но чрезвычайно идеологически мотивированный Запад
Украины. А есть богатый, но «пофигистский» Восток Украины.
Каждый
раз, выигрывая все выборы (как, например, в случае с Кучмой и с Януковичем —
я считаю, что он реально победил в 2004 году), эти безыдейные бизнесмены
с Восточной Украины начинают торги со своими коллегами-парламентариями
с Запада Украины. Итог торгов всегда одинаков: «деньги наши – идеи ваши».
Привязанностей к своим идеям, умения ценить идейную составляющую жизни человека
у этих бизнесменов нет. Поэтому они с легкостью отдают решение этих
проблем другим – главное, наш бизнес не трожьте!
Я совсем не удивлюсь, что так мыслит не только господин Янукович,
но и его кремлевские коллеги.
- Когда же
Восток Украины перестанет быть «пофигистским» и безыдейным?
-
Не знаю, совсем не знаю. Наверное, тогда же, когда и российские
лица перестанут быть такими же. Как промежуточную некую линию, я могу указать –
когда они всерьез станут православными, а не ради праздника.
-
За последнее время священнослужители Украинской Православной Церкви
сделали целый ряд громких заявлений. Так, митрополит Одесский Агафангел
утверждает, что власти Украины намерены уже в 2008 году реализовать
сценарий по расчленению Русской Церкви. В то же время, митрополит
Киевский Владимир заявил, что президент Виктор Ющенко не оказывает
давления на УПЦ МП. Какое из этих утверждений верно?
- Я думаю,
что правы оба. Я бы эти заявления «примирил» так: наверное, при личных встречах
Ющенко и митрополита Владимира, вполне возможно, что президент
не давит на митрополита. Но если анализировать более широкий
срез встреч, контактов, проблем, несомненно, что силовые линии украинская
власть ориентирует на разворот спиной к России. Скажем, на уровне
того, какого священника, филаретовского (представляющего непризнанный
православным миром т.н. «Киевский патриархат», — прим.) или нашего, пустят
в воинскую часть... Кому выдать разрешение на строительство храма
и т.д.
- Вы еще
два года назад признали, что изрядная часть украинского духовенства готова
перейти из Московского Патриархата в Константинопольский. Эти настроения
по-прежнему сильны? Ситуация ухудшается или улучшается?
- Думаю,
что настроения в пользу автокефалии по-прежнему растут. В частности,
потому что с каждым годом уменьшается число священников, как и просто
граждан Украины, у которых есть опыт жизни в большом, едином
пространстве с Россией. Растет число молодых людей, которые воспринимают эту
разрезанность как нечто само собой разумеющееся.
-
Митрополит Одесский говорил о том, что, даже если автокефалия Украинской
Церкви будет получена каноническим путем, часть приходов, монастырей
на Украине все равно пожелает остаться под прямым правлением Московской
Патриархии.
- Да,
конечно.
- А,
может, такой вариант был бы даже лучше? Пусть будет Русская Церковь
на Украине, а все остальные переходят в Константинопольский
Патриархат?
- Пока
не могу сказать, лучше ли это, и для кого это лучше. Дело в том,
что за этим может последовать и некий всплеск гордыни: «Вот мы –
истинные православные, не то, что другие». И тогда то, что
начиналось, быть может, с доброго импульса, обернется чем-то совершенно
противоположным.
Но,
в принципе, такое разделение в истории Церкви было. Это история
американской автокефалии, когда тоже несколько десятков приходов
не приняли независимость, которую Москва дала Американской Православной
Церкви в 70-м году, они остались приходами Московской Патриархии. Хорошо
это или нет – не знаю. На сегодняшний момент – скорее хорошо.
Но тогда, наверное, это несколько ослабило позиции Православия
в Америке. Сегодня это хорошо в том смысле, что сотни тысяч русских
эмигрантов появились в Америке, и для них очень важно, чтобы были
храмы, которые сознательно ориентировались на Россию, а не
на миссионерскую работу с «туземным» американским населением. Так что
в Америке, в конце-концов, эта модель сработала на пользу
Православию. А как это будет на Украине – пока не знаю. Хотелось
бы этого избежать.
- А у
Москвы вообще есть рычаги для сохранения единства с Украинской Церковью?
-
Безусловно, есть. Просто должна быть озабоченность этой темой. Чтобы первые
лица и государства, и Церкви ложились и просыпались с этой
мыслью.
- Патриарх
Алексий II говорил, что он готов поддерживать сторонников единства
на Украине...
- Для
того, чтобы серьезную проблему разрешить, нужно, чтобы это было ежедневной
головной болью.
- Как вы
прогнозируете, Патриарх Алексий приедет в Киев на празднование
1020-летия Крещения Руси?
- Вот одна
из форм, которую можно было бы сделать, это провести в стенах
Киево-Печерской Лавры Собор Русской Православной Церкви. В рамках
празднования торжеств это было бы логично.
-
А почему Московский Патриарх так долго, еще с начала 90-х,
не посещал Украину?
- Это
не ко мне вопрос. Если бы я был Патриархом, я бы приехал.
Отче Андрію, непотрібно лягати і вставати з думкою про... На все Божий промисел, якщо будуть добрі помисли. Пригадуються слова з Євангелія ("рецепт Гамалеїла") "якщо це не від Бога то воно розпадеться, а якщо від Бога, то вважайте щоб не стати Його супротивниками..."
31.03 17:48
zedth, L'viv, 31.03 17:39
Ты готовишься исполнить Бушу минет? Учти, там на крышах сидят снайперы, так что слишком глубоко не заглатывай, а то сочтут покушением на первородный пиндосовский орган да и пристрелят нах.
zedth, L'viv, 31.03 17:39
руське самозванне православ'я топчеться на місці вже не оду пару століть. замість того щоб займатись популізмом, ефективною саморекламою та реформами лізе (по суті невилазить) в політику. І як це було спокон-вікофф неравнодушно споглядає в бік нащадків Київської Русі-України зі своєї холупської фінно-татарської Московії
Обыватель, Украина, 31.03 19:18
Микола, Каменец, 31.03 18:22
31.03 17:48
Ты готовишься исполнить Бушу минет? Учти, там на крышах сидят снайперы, так что слишком глубоко не заглатывай, а то сочтут покушением на первородный пиндосовский орган да и пристрелят нах.
zedth, L'viv, 31.03 17:39