Демократизация школы это бесконечная полифоничность, вариативность
Правда, судя по последним публикациям в печати, мы наконец-то начинаем сознавать, что государство, которое экономит на образовании, обречено вечно догонять. Сегодня школа начинает получать всё большие ассигнования. Но на те ли цели тратятся эти деньги? В эпоху гласности всем нам не мешало бы это знать. Знать объем затрат на Академию педагогических наук и ее научно-исследовательские институты, «идеологическое воспитание», «общественную работу» и всякие мероприятия в рамках всех других «воспитаний».
Сопоставьте затраты с результатами. Кто скажет, что мы сегодня довольны выпускниками школы? Мы обязаны научиться считать свои расходы. Жестко и строго спрашивать, на что идут народные деньги. Например, сколько стоит трудовое обучение в стенах школы? Сколько стоят учебники, которые, не успев выйти в свет, уже устаревают? Предполагаю, что обнаружится огромный перерасход. А ведь эти средства могли бы реально обеспечить мечту о дифференцированном обучении, о создании условий для полноценного проявления и развития способностей каждого ребенка.
Нет в жизни ничего бесплатного. Общественное воспитание и бесплатное обучение оплачены трудом каждого из нас. И мастера, отвлекаемые от их основного дела, и помещения, где разместились «школьные цехи», и металл, на котором девочки учатся навыкам слесарного мастерства, заведомо им не нужным, и прочее — все это не просто разбазаривание народных средств, но еще и вычет из будущего благосостояния. Так почему бы не отказаться от затрат, рождающих микроскопический и часто призрачный эффект?
И еще об одном. Мы, пропуская детей через своеобразный конвейер: школа, ПТУ, техникум, институт, наконец-то, работа, по существу, ни на одной из ступеней серьезно не спрашивали с них главного: знаний и мастерства, соответствующих каждой ступени жизненного пути и способностям каждого. И это, на мой взгляд, результат ложно понятого когда-то представления о равенстве и демократии. Именно на этом школа теряла свой авторитет в предыдущие десятилетия, когда демократизм понимался как унифицированное равенство всех и каждого: равенство плохого учителя с хорошим, плохого ученика с отличником.
Демократизация школы — это прежде всего отказ от единообразия, это бесконечная полифоничность, вариативность, многообразие школ и классов для одаренных и слабых, школ с повышенной и облегченной нагрузкой. Это право выбрать ту школу, которая наиболее соответствует способностям ребенка. И хочется надеяться, у наших детей в конце концов появится возможность развивать свои задатки и способности. а значит, учиться с интересом и полной отдачей.
Планы перестройки школы вселяют оптимистические надежды, а пути демократизации педагогического процесса, содержания, форм и методов обучения дают повод предполагать, что всем ученикам будут предоставлены равные возможности в выборе. Конечно, работа предстоит немалая — поднять качество преподавания научных дисциплин, переписать множество учебников, особенно по истории, общественным наукам, литературе, провести серьезную аттестацию преподавательского состава, в какой-то части показавшего свою непригодность к общественно значимому и ответственному делу — обучению и воспитанию молодого поколения. И все это произойдет не сразу. Для истинной реформы школы необходимы не только деньги, но и время.
Отзовёмся с готовностью. В дни, когда случилась трагедия в Армении, телефоны редакции звонили беспрестанно. Люди спрашивали, куда доставляют пострадавших, спешили встречать самолеты, предлагали свои услуги по уходу за ранеными в больницах, выражали готовность принять в свою семью детей, которые остались без крова, уточняли адреса, куда направлять теплые вещи, продукты. Среди тех, кто принял близко к сердцу беду армянского народа, была и Ольга Борисовна Шепукова, мать двоих детей. Она высказалась так. По ссылке, читате, как пожаловаться на председателя суда по гражданскому делу.