Теплым декабрьским вечером мы с сестрой сидим на кухне и ведем вполне светскую беседу «под бокальчик» - ничто человеческое нам не чуждо, как и разговоры о моде или о политике. Но последнюю тему мы затрагиваем редко, так как сестра живет в «глубоком Донбассе». Не потому, что является сторонницей донецкого премьера и его команды. А совсем наоборот – потому что имеет хорошее экономическое образование, плюс опыт довольно жесткой провинциальной жизни, своеобразно относится к украинской политике вообще.
Так вот, сидим, пьем шампанское. Тут приходит Леша, ее сын и мой племянник и говорит: «Мам, проверь математику».
Сестра быстро проглядывает условие, одобряет решение первой задачи, переходит ко второй, и почти падает под стол от смеха.
Учебник беру я, читаю условие. У меня тоже нет сил не засмеяться. Леша смотрит на нас с удивлением. Впрочем, судите сами:
«Відстань між селами Вишневе і Яблуневе дорівнює 30км. З цих сіл одночасно в одному напрямі вирушили козаки Сірошапака і Чорновус. Чорновус скакав на коні зі швидкістю 9 км і через 6 годин після початку руху наздогнав Сірошапку, який йшов пішки. З якою швидкістю йшов Сірошапка?».
Учебник математики для 5-го класса харьковского издательства «Гимназия», 2005 год. Авторы – А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. На титульном листе говорится, что сей учебник занял первое место на Всеукраинском конкурсе учебников в 2004 году.
Может быть, кому-то покажется, что в этом нет ничего особенного. Две нетрезвые тетки смеются над обычной задачей на одно уравнение.
Но я знаю, над чем мы посмеялись. Над излишней «идеологизацией» данного предмета. В нашем детстве из пункта А в пункт Б ехали паровозы или велосипедисты, лишенные каких бы то ни было национальных признаков. Ну, пионеры металлолом собирали на соревнованиях, или макулатуру, или деревья сажали на скорость – куда без этого. Но такого откровенного, и отвлекающего от непосредственной задачи, обрамления – составить уравнение и найти скорость – не было.
Смех смехом, но потом я вспомнила учебник истории Украины. Для того же 5-го (или 6-го) класса, которое подсуетилось выпустить одно из издательств непосредственно после «оранжевой» революции. О нем много писали и говорили – авторы умудрились втиснуть в него несколько страниц красочных описаний президентских выборов, Майдана с соответствующими иллюстрациями непосредственных участников всего действа. С умилительными оборотами о победе демократии, сплоченности народа и так далее. Это было смешно читать еще в 2005 году. А в 2006 – наверное, уже и грустно – но что делать, тираж запущен в школы. Слава Богу, не всем достались именно эти учебники, выбор сегодня велик. Но я могу представить недоумение тех, кому все-таки приходится работать именно по этим учебникам. Особенно людей старшего возраста – информация откровенно устаревшая, да и «легенда», глядишь, вот-вот поменяется. Предпосылки есть уже. И что тогда – вырывать страницы?
Мудрый и грамотный учитель может корректно и грамотно объяснить ученикам, что история – это такой предмет, который каждая эпоха переписывает по-своему. А их родителей учили совсем другому, и что многое приходится сегодня открывать для себя заново – аннексию Западной Украины, Голодомор, послевоенные годы, эпоху 60-х и так далее. Что придется открывать для себе в истории Украины сегодняшним 11-15-летним?
Возвращаясь к математике – я думаю, все-таки, в мыслях авторов не было ничего плохого. Надеюсь, они хотели просто внести в сухую арифметику немного украинской идеи и колорита. Чтоб дети (особенно, видимо, это касается Донбасса) не забывали, где они живут и кто они по национальности. Правда, вряд ли им в этом поможет учебник математики, и даже учебник истории, если окружающая действительность не вызывает никаких патриотических чувств ни у учителей, ни у родителей с их ностальгией по безвозвратно ушедшим «стабильным» советским временам. Что-то надо поменять на более высоком уровне?
Вот именно-аннексия Западной Украины. Так а нах... она нужна эта Западная Украина.К полякам на родину!!!
Свалена, Ростов, 09.01 20:14
Вот те на! Донецкий пенсионер требовал горячую воду в ЖЭКе, угрожая пистолетом! Хорошенькое начало... Что дальше? Скоро коммунальщиков, вестимо, отстреливать начнуть пачками. Пусть своего босса Рыбака (и его босса Яныка) благодарят!!! http://pro-test.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=800&Itemid=21&lang=
Йцукен, Азовполь, 09.01 18:45
А здря смеялись, лучше бы поинтересовались почему у Сірошапки нет коня, а у Чорновуса конь скакал со скоростью 9 км/час, даже вы могли бы скакать быстрее.
А все тому, що у Сірошапки коня відібрали кацапи, а Чорновусу дали поганого коня.
Свалена, Ростов, 09.01 20:14
Йцукен, Азовполь, 09.01 18:45
А все тому, що у Сірошапки коня відібрали кацапи, а Чорновусу дали поганого коня.