Кабмин продолжает наступление на Укрспецэкспорт – главного поставщика украинских вооружений на внешние рынки. Провалившуюся в прошлом году попытку переподчинить эту компанию (и ее денежные потоки) правительству премьер-министр пытается компенсировать обвинениями в адрес спецэкспортеров.
На одном из последних правительственных заседаний, посвященном реформированию оборонно-промышленного комплекса (ОПК), Виктор Янукович заострил внимание на наиболее прибыльном аспекте отечественного ОПК – на экспорте вооружений. «Как работают экспортеры, мы тоже знаем - украинский ОПК теряет рынки, даже тех стран, с которыми мы давно работали», - резюмировал премьер. Наиболее глава правительства сокрушался о низком уровне кооперации нашей оборонки с российской: «Ежегодно военно-техническое сотрудничество с Россией у нас уменьшается, и динамика этого явления стойкая».
Адресат этих обвинений очевиден – государственная компания «Укспецэкспорт», на которую главным образом завязаны все продажи украинских вооружений за границу. Примечательно, что генеральный директор этой структуры Сергей Бондарчук пребывает на должности с 2005 года, то есть к антикризисной коалиции не имеет ни малейшего отношения. Следовательно, премьерского снисхождения он не достоин. Судьбу «Укрспецэкспорта» регионалы пытались решить «по-хорошему» еще в прошлом году: подчинить предприятие Кабмину. Но помешал Президент, который приостановил действие соответствующего постановление Кабмина и передал вопрос о подчинении «спецэкспортеров» в Конституционный суд. Сергей Бондарчук ратует за сохранение компании в подчинении СНБО, то сеть президентской команде: «Укрспецэкспорт» является инструментом осуществления внешней политики. Ведь военно-техническое сотрудничество – это сфера внешней политики, следовательно, это компетенция Президента».
Обвинение в падении объемов сотрудничества с Россией Сергей Бондарчук тоже парировал: «По результатам прошлого года рост оборонного экспорта в Россию составил 300%, об этом знают представители МИДа, разведки. Мне обидно, что премьер-министра консультируют люди, мягко говоря, некомпетентные». Безусловно, уровень кооперации российских и украинских оборонных предприятий довольно скромен, если сравнивать его с показателями позднесоветского периода. Объяснить это не сложно: обе страны заинтересованы в том, чтобы привлечь к разработке и производству вооружений как можно большее количество «родных» предприятий, а уж потом искать партнеров в зарубежье. Пусть даже в самом ближнем. Чисто экономическая логика, и никаких политических эмоций насчет евроатлантической интеграции Украины. Вот, например, презентованный на последнем всемирном оружейном форуме IDEX украинский БТР-3Е, собран исключительно из украинских деталей – конструкторы отказались от американских и американских запчастей. А как бы, казалось, важно было привлечь к проекту потенциальных партнеров по НАТО!
Реформа оборонно-промышленного комплекса, начинающаяся с переподчинения “Укрспецэкспорта” – характерный почерк крепких донецких хозяйственников, которые в первую очередь обеспокоены контролем над денежными . Ведь компания-спецэкспортер – это доступ к $ 700 млн., которые Украина ежегодно получает от продажи оружия за границу. А то какая-то межведомственная несправедливость получается: убыточные оборонные предприятия вместе с прочей экономикой – забота Кабмина, а торговля конкурентоспособными товаром (военной техникой и т.п.) на мировых рынках – под контролем Президента. Следовательно премьер и его команда будут прилагать максимум усилий для того, чтобы ввести в орбиту своего влияния “Укрспецэкспорт”. Вариантов может быть несколько: регионалы могут добиться подчинения компании Кабмину в ходе очередных кадровых торгов с Президентом, сместить с должности неугодного Сергея Бондарчука и поставить на его место более лояльного менеджера, сохранив при этом де-юре статус «Укрспецэкспорт». Или создать структуру, которая будет дублировать функции спецэкспортера и переключит на себя часть «оружейных» финансовых потоков. Руководители многих предприятий ОПК могут поддержать любую из этих правительственных инициатив: рулевые «оборонки» неоднократно высказывали желание продавать свою продукцию за границу без посредничества «Укрспецэкспорта», и будут рады при помощи правительства ослабить монополиста.
Но ключ от эффективного реформирования отрасли находится не за границей. И Виктор Янукович, и Сергей Бондарчук солидарны в том, что необходимы масштабные закупки вооружений для Вооруженных Сил Украины, которым сегодня перепадает лишь 3% от общего числа приводимых в нашей стране вооружений. Отсутствие масштабных национальных заказов в перспективе может подорвать наш оружейный экспорт. Ведь потенциальные покупатели интересуются, закупаются ли новые образцы техники украинской армии, и получив отрицательный ответ, начинают сомневаться в качестве предлагаемой им техники. Но в инвестицинно-инновационной модели экономического развития, внедряемой первым вице-премьером Николаем Азаровым, пока не находится места на полноценное переоснащение украинской армии.
и ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ САМОЛЕТЫ,ВЕДЬ КРОМЕ ВАРЕНИКОВ И ГОЛУШЕК НА УКРАИНЕ НЕЧЕГО ЛЕТАЮЩЕГО НЕ ПРОИЗВОДЯТ.