РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
10:22
17:28
16:31
15:37
14:44
Политика
 Анализ 
28 May 2007 г.
версия для печати
Выборы – не панацея
Украинский кризис не вписывается в традиционные рамки противоборства между демократией и авторитаризмом

Сергей Алексеевич Толстов, директор Украинского института политического анализа и международных исследований, Киев.

На первый взгляд события последних месяцев в Киеве привлекают внимание к ряду важных особенностей и деталей, характеризующих политику в постсоветских государствах. В частности, речь идет о плохой правовой регламентации и в целом бессистемной технологической проработке политики и политического процесса. К примеру, длительные президентские кампании в США, которые начинаются более чем за год до даты выборов, предусматривают активную внутрипартийную конкуренцию, цель которой – в фильтрации кандидатов на ранних стадиях избирательной гонки.

 

Такая методика позволяет заблаговременно исключить случайных кандидатов, раскрутить фигуры, имеющие наибольший рейтинг, и предотвратить обострение внутрипартийных разногласий. Подобные методы все чаще используются и в странах Европы. Эффект получается весьма впечатляющий – шлифовка политического опыта политических лидеров плюс активная демонстрация демократических процедур с использованием эффекта прямого участия политически активных избирателей. После такой публичной демонстрации своего демократического имиджа и приверженности демократическим институтам успешному политическому деятелю трудно решиться узурпировать власть или явочным порядком попытаться игнорировать нормы Конституции. Как правило, такие попытки получают весьма недвусмысленную политическую и правовую оценку.

Другое дело – «новые демократии», где политическая практика не опирается на длительную и устойчивую традицию, ограничивающую произвольные решения структур власти стабильными правилами и нормами. Как показали последние события, на Украине мы имеем дело как раз с таким случаем, смысл которого – в отказе действующего президента от признания норм и правил Конституции.

Внешняя реакция на украинский кризис продемонстрировала полную неспособность европейских многосторонних институтов дать адекватную оценку текущим событиям на основе официально декларируемых принципов и норм. Причин здесь несколько. С одной стороны – ведущие западные средства массовой информации были вынуждены отказаться от заранее заготовленной трактовки украинского кризиса как борьбы добра (прозападного президента ) со злом (пророссийским премьером ). Хотя победа Ющенко и рассматривается как гарантия ускоренного вступления Украины в , с технологической точки зрения весьма непросто найти моральное оправдание действиям президента, откровенно игнорирующего нормы права и создающего административные препятствия для работы Конституционного суда. С другой стороны – очевидно, что, хотя президент Ющенко и стремится разрушить действующие на Украине конституционные нормы, у него нет ни сил, ни средств для установления в стране стабильной и сколько-нибудь устойчивой диктатуры. При этом у западных сторонников президента Ющенко явно нет желания оказывать ему активную военно-политическую поддержку, которая может спровоцировать симметричные действия со стороны России и превратить внутренний украинский кризис в масштабный европейский конфликт.

Что касается украинской ситуации, многие западные эксперты признают, что этот случай не вписывается в традиционные рамки противоборства между демократией и авторитаризмом, и высказывают опасения, что затянувшийся кризис может дискредитировать идею демократического правления в многосоставном обществе. На этом фоне отказ европейских структур от посредничества в урегулировании внутреннего кризиса на Украине фактически дискредитирует саму идею непредубежденного международного посредничества.

Очевидно, что изначальный план окружения Ющенко добиться изменения конфигурации сил в парламенте и вернуть президенту расширенные президентские полномочия уже вряд ли сможет быть реализован. Тем не менее выход из сложной внутренней ситуации на Украине пока не просматривается. Существующие проблемы не будут решены и в случае проведения досрочных парламентских выборов. Можно предположить, что гарантией компромисса на Украине могла бы стать принципиальная договоренность между основными внешними субъектами, включая Россию, США и ЕС. Однако на фоне обострившейся американо-российской полемики и роста напряженности в отношениях между Москвой и Брюсселем такой сценарий вряд ли представляется реалистичным. Можно предположить, что в перспективе внешнее вмешательство во внутриполитические конфликты отдельных стран станет более откровенным и грубым. Нетрудно представить, что усиление нестабильности международной системы может обусловить повышение уязвимости стран постсоветского пространства, если они не смогут существенно модернизировать свои политические системы, повысив их эффективность и конкурентоспособность.

На этом фоне неготовность общеевропейских институтов типа Совета Европы, а также более политизированной и теряющей эффективность адекватно реагировать на внутренние кризисы в отдельных странах или занимать непредубежденную и конструктивную позицию в отношении локальных кризисов и этнополитических конфликтов ставит вопрос о целесообразности обновления международных политико-правовых стандартов и современных требований, предъявляемых к содержанию политической демократии.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Прокуроры 
04.06.07
Фэнт Ди, Киев
 Позиция 
04.06.07
 Выборы 
04.06.07
Арина Мурах, Киев

Экономика
 Спор собственников  
29.05.07
Елена Киселева, Денис Ребров, Олег Гавриш
 Электроэнергия 
28.05.07
Арина Шарипова
 Приватизация 
23.05.07
Ирина Кожухарь, Киев

Гуманитарная аура
 Раскол 
04.06.07
Дарья Русобай, Наталья Макогон
 Спорт 
01.06.07
Игорь Чемерис
 Узник 
31.05.07
Манифестофель, Киев