РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
14:06
14:02
13:51
16:54
15:47
Политика
 Эксперт 
29 August 2007 г.
версия для печати
«Открытые списки» польской избирательной системы

Людмила Харченко, Львов 

В Украине парламентская страда. Сентябрь ожидается жарким и скандальным. Политики борются за места в Верховной Раде. А украинские эксперты считают, что нынешнее избирательное законодательство Украины несовершенно и позволяет власти манипулировать голосами избирателей. Главный научный сотрудник львовского Регионального филиала Национального института стратегических исследований, доктор экономических наук, профессор Виктор Шевчук считает, что многому Украине можно поучиться у соседей - Польши. 

- Виктор Алексеевич, на ваш взгляд, чем польская политическая система отличается от украинской?

- В Польше многовековая традиция парламентаризма. Еще в 1791 году в Польше была принята первая в Европе конституция «Закон Правления».  Несмотря на то, что за свою историю Польша была несколько раз оккупирована другими государствами, она смогла сохранить государственность и ярко выраженную национальную идею. После Второй мировой войны в Польше утвердился коммунистический режим, но он был намного либеральнее по сравнению с другими странами социалистического лагеря. В Польше работает двухпалатный парламент, что уже имеет принципиальную разницу по сравнению с политической системой в Украине.  

- В чем отличие пропорциональной системы выборов Польши и Украины?

- Пропорциональная система в Польше действует на выборах в Сейм. В Сенат – верхнюю палату – выборы происходят по одномандатным округам. С целью преодоления политической фрагментации в Польше в 93 году, был введен достаточно высокий порог для партий – 5%, а для партийных объединений – 8%. Но самое главное – в Польше действует система «открытых списков», когда человек голосует не за конкретный список, в котором ему половина кандидатов несимпатична, а за конкретного кандидата. Избиратель указывает в бюллетене фамилию кандидата, который, таким образом получает преимущество при подсчете голосов. Например, в списке партии «Х» мне нравиться кандидат «А», и не нравиться кандидат «Б». Я голосую за кандидата А, он получает более высокое место в рейтинге партии, чем «Б» и проходит в Сейм.

- В Польше государство финансирует политические партии на выборах?

- В 2001 году в Польше был принят новый закон О парламентских выборах, который, по мнению ряда международных экспертов является лучшим в Европе в части финансирования политических организаций. Согласно этому документу, расходы политической партии на избирательную кампанию не должны превышать 8 процентов бюджета партии. Человек, отвечающий за финансы должен на протяжении трех месяцев после выборов представить в ЦИК отчет о всех доходах и расходах партии во время выборов. А партии, которые прошли в Сейм, получают государственную дотацию из бюджета, пропорциональную количеству полученных ими мест.

- В законодательных органах Польши есть  партийные коалиции?

- Система выборов в Республике Польша, в целом способствовала консолидации политических партий. Но этот процесс был довольно медленным и в определенном смысле хаотичным. Переходы в рамках парламентских фракций законодательно ограничены не были, но их количество никогда не становилось критическим. Такой массовой политической миграции депутатов из партии в партию как в Украине не было.

- Какими вы видите недостатки избирательной системы Польши?

- Последствия пропорционального избирательного законодательства выглядят противоречиво. С одной стороны, происходит постепенная поляризация и укрупнение политических сил, что повышает стойкость правительственных коалиций и снижает турбулентность политической среды. С другой стороны, существует достаточно  критических замечаний и предложений относительно модификации пропорциональной системы в направлении использования одномандатных округов с партийными кандидатами. В Польше даже существует движение за одномандатную избирательную систему. Его лидер, доктор Вроцлавского университета Ежи Пшистава, называет пропорциональную систему выборов наихудшим вариантом избирательной системы для Польши. На его взгляд, главный недостаток такой системы  состоит в том, что она позволяет депутатам избегать прямой политической ответственности перед своими избирателями. 

- На какой позитивный опыт Польши следует обратить внимание при усовершенствовании украинского законодательства?

- В первую очередь, уместно внедрение открытых списков и более высокой конкуренции партийных кандидатов, поскольку это должно снизить вероятность попадания в Верховную Раду «случайных» депутатов. Опыт Польши показывает, что абсолютных гарантий нет, но, по крайней мере, это будет лучшим фильтром, чем личная интуиция и интересы партийных лидеров. В частности, одним из вариантов, которые сейчас обсуждаются в Польше, и который абсолютно приемлем для Украины, может стать формирование избирательных округов в рамках административно - территориальных единиц с закреплением за каждым таким округом четко обозначенного количества народных депутатов, в нем избираемых.  Во-вторых, просто необходимо провести административно - территориальную реформу, аналогичную польской. В-третьих, целесообразно переснять существующую в Польше модель частичного финансирования политических партий. В-четвертых, увеличить проходной барьер для партий и объединений. Если адаптировать хотя бы эти несколько моментов, украинское избирательное законодательство от этого только выиграет.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Кадры 
11.06.08
 Анти-НАТО 
11.06.08
Виктория Панфилова
 Секрет 
11.06.08

Экономика
 Энергобезопасность 
11.06.08
 Рынки 
11.06.08
Сергей Куликов
 Инвестиции 
10.06.08
Екатерина Петухова

Гуманитарная аура
 Карьера 
10.06.08
Михаил Басков
 Очевидец 
10.06.08
Меган Стэк
 Толерантность 
09.06.08
Владимир Стус, Ирина Константинова

Сервис авто Mercedes - mercedes.auto-autoservice.ru - Москва. Ремонт автомобилей.