РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:15
16:18
14:51
14:28
13:50
Политика
 Интервью  
23 November 2007 г.
версия для печати
Глава Севастополя: Наш город должен быть городом дружбы Украины и РФ
Дмитрий Жмуцкий

О демилитаризации Севастополя, роли города в российско-украинских отношениях и планах экономического развития региона рассказал председатель Севастопольской городской государственной администрации Сергей Куницын.

- Сергей Владимирович, давайте начнем разговор с непростой темы государственной принадлежности Севастополя. Немало жителей города хотят жить в России, существует постановление Верховного Совета РФ (от 1993 года) о российском статусе Севастополя. Каким, на ваш взгляд, должно быть решение этой сложнейшей проблемы?

- Думаю, для большинства горожан самое важное - это жить в Севастополе, здесь сверхразвит местный патриотизм. Недавно мы проводили социологическое исследования, и там, в числе прочих вопросов, был такой: «в составе какого государства вы видите Севастополь?». Было несколько вариантов ответа. Подавляющее большинство жителей города, около 60 процентов, ответили, что они за то, чтобы Севастополь оставался в составе Украины, но чтобы при этом между Украиной и Россией были самые тесные, самые теплые отношения, чтобы не существовало ни таможен, ни границ.

На мой взгляд, уже нельзя говорить о том, что весь Севастополь поголовно хочет в Россию. Все-таки город прожил в составе Украины 16 лет, в этом году те, кто родился в девяносто первом, уже получили паспорта.

Но, с другой стороны, мы не можем не учитывать, что 72 процента населения Севастополя - этнические русские (такого количества русских на Украине нет нигде), что это основная база Черноморского флота, что сюда приезжает множество туристов из России.

Вопрос государственной принадлежности - это очень тонкая материя, резкие колебания и в одну, и в другую сторону могут привести к самым негативным последствиям. Я вообще противник революций в любой сфере, я за эволюцию. И для меня очевидно, что Севастополь должен быть городом дружбы Украины и России.

Считаю нашим достижением то, что за последний год большую политику, связанную с межгосударственными отношениями, удалось вывести за пределы Севастополя - на уровень Киева и Москвы. Это беда Севастополя - все 16 лет независимости Украины его втягивали в политику, и город не развивался экономически. Политики местного масштаба, жители города - все были заняты этой полемикой. А сейчас мы заняты решением социально-экономических проблем.

- Не исключено, что Украина вступит в НАТО до 2017 года. Возможна ли, на ваш взгляд, ситуация, когда корабли стран НАТО будут стоять у севастопольских причалов бок о бок с Черноморским флотом России?

- Начнем с того, что корабли НАТО - например, греческие или итальянские - заходили в Севастополь даже в советское время. Уверен, что вступление Украины в НАТО начнется не так скоро и не так просто. Чтобы вступать в военно-политические союзы сначала нужно провести референдум, а настроения людей на Украине сегодня не в пользу таких решений. Президент Украины это понимает, недавно он заявил, что референдум по вопросу вступления в НАТО - это тема не сегодняшнего дня.

- Как продвигается демилитаризация города?

- Она фактически состоялась. Севастополь остается главной базой двух военных флотов, но мощь Черноморского флота Советского Союза была раз в десять больше, чем совокупная мощь Военно-морских Сил Украины и Черноморского флота РФ.

Город болезненно пережил этот процесс. Сейчас численность личного состава обоих флотов в шесть-семь раз меньше, чем в советские времена. В начале и середине 1990-х десятки тысяч офицеров, образованных квалифицированных людей были выброшены на улицы без средств к существованию. За годы, которые прошли с тех пор, бывшие военные моряки смогли - кто лучше, кто хуже - приспособиться к новым условиям. Севастополь недаром занимает одно из первых мест среди регионов Украины по количеству малых предприятий и частных предпринимателей. В городе самый низкий в стране уровень безработицы - 0,52 процента. В Крыму, для сравнения, - шесть процентов.

Севастополю еще предстоит осознать свою новую миссию. Город был основан как военная база, оставался таким на протяжении всей своей истории, а сейчас он пытается определить свое новое место и роль в Украине, в Причерноморском регионе. Мы ищем новые пути экономического развития города и региона.

Один таких путей - развитие курорта, но, скорее, не пляжного, а экскурсионного. В городе несколько тысяч памятников, масса достопримечательностей - руины Херсонеса Таврического (это самый популярный у туристов экскурсионный объект на крымском полуострове), соборы, Панорама обороны Севастополя, Диорама штурма Сапун-горы. Есть древние монастыри, развалины генуэзских крепостей. Почти все, кто отдыхает в Крыму, за время отдыха хотя бы раз приезжают в Севастополь на экскурсию.

В этом году в Севастополь впервые стали массово заходить круизные суда, океанические лайнеры. По итогам года мы обогнали Ялту и Одессу и стали самым популярным круизным портом Украины. Английская, немецкая, французская речь на набережных города стала нормой жизни. Севастополь входит в тройку регионов Украины, наиболее посещаемых иностранными туристами. Еще одно важное для нас направление - яхтенный туризм, в Балаклаве сейчас оборудована крупнейшая в Крыму яхтенная стоянка.

Для аграрных территорий региона перспективно виноградарство и виноделие, для города - морской транзит грузов, судостроение, радиоэлектроника.

Мы стараемся привести в город бизнес, инвесторов, чтобы заполнить вакуум, который остается после сокращения флота, стараемся полностью использовать потенциал Севастополя - географический, климатический, интеллектуальный.

- В следующем году американская нефтяная компания Vanco International начинает реализацию многомиллиардного проекта по добыче нефти и газа на Прикерченском нефтегазоносном участке. В опубликованной недавно статье вы утверждаете, что это очень перспективно для города. Как Севастополь планирует участвовать в этом проекте?

- Судостроительные и судоремонтные заводы Севастополя, которые раньше работали на военный флот, могут участвовать в разработке и производстве буровых платформ, другого оборудования для добычи углеводородов.

У наших судоремонтных заводов был тяжелейший период, он, к счастью, остался позади. Потребность в судоремонте, судостроении растет. Сейчас на стапелях «Севморзавода» (крупнейшее судостроительное предприятие региона - РИА Новости) стоят восемь кораблей - завод впервые с советских времен строит такое количество судов одновременно.

- Что интересного Севастополь предлагает инвесторам?

- Есть намерение построить деловой и рекреационный комплекс у моря, в центральной части города: от мыса Хрустальный и практически до Херсонеса Таврического. Площадь этой территории - около 600 гектаров. Сейчас там находятся заводы Министерства обороны РФ №24 и №54 - завод железобетонных изделий и ремонтный завод. Предприятия устаревшие, народа там работает немного. Россияне, в принципе, соглашаются, что там, у береговой линии в центре города, заводам не место. Нам предстоит решить, куда перенести заводы, а это место, я надеюсь, будет отдано под централизованную застройку.

Недавно мы провели конкурс проектов застройки этой территории. Туда просится современный Сити: деловые центры, гостиницы. В историческом центре города мы хотим сохранить сложившийся архитектурный ансамбль, а на этой территории - построить Севастополь ХХI века.

Еще один масштабный инвестиционный проект - реконструкция аэропорта «Бельбек», который раньше был военным, создание на его базе полноценного гражданского аэропорта. Есть инвесторы, готовые вложить в этот объект большие деньги. «Бельбек» находится на северной стороне Севастопольской бухты и в рамках этого проекта мы хотим построить мост через бухту.

- 14 июня 2008 года Севастополю исполнится 225 лет. Как город отметит свой юбилей?

- Создан оргкомитет по подготовке к юбилейным мероприятиям, его возглавил Виктор Федорович Янукович. Правительство Украины выделило 100 миллионов гривен (около 20 миллионов долларов США ) на приведение города в порядок.

Конечно, к празднику Севастополь нужно «побрить», «почистить», «побрызгать одеколоном». Идет масштабная реконструкция исторического центра города, первый этап уже завершен. К июню мы планируем реконструировать фасады зданий на улицах Центрального кольца, набережную Корнилова, Артбухту, Приморский бульвар, Графскую пристань, площадь Нахимова, стадион в Загородной балке. Заканчиваем строить дорожную развязку и красивый въезд в город со стороны Балаклавы.

К 225-летию мы планируем завершить строительство Мемориала Победы на мысе Хрустальный. Мемориальный комплекс строили 35 лет - с 1972 года. Он должен был войти в число пяти крупнейших мемориалов в память Великой Отечественной на территории Советского Союза. Но в 90-х строительство остановилось. Было стыдно перед ветеранами, и мы приняли решение достроить комплекс.

Подряд на строительство в свое время выиграло управление строительства Черноморского флота России. И в этом году ко Дню Победы они по заказу городской администрации в долг завершили строительные работы. 8 мая мы открыли памятник Солдату и Матросу высотой 41 метр, Вечный огонь. К 225-летию города мы ставим перед собой задачу полностью завершить строительство мемориала: открыть музей Второй героической обороны и освобождения Севастополя, отреставрировать обелиск «Штык и парус».

Активное участие в реконструкции города принимает Московская область, нам очень помогает губернатор Подмосковья Борис Всеволодович Громов, мой командир на войне в Афганистане. Московская область выделила деньги на ремонт визитной карточки города - памятника Затопленным кораблям. Впервые за 100 лет памятник, включая подводное основание, был тщательно отреставрирован. Сейчас Подмосковье реконструирует Расстрельную стенку, которая находится на набережной прямо напротив памятника, участок Приморского бульвара. Московская область взялась провести полную реконструкцию Матросского бульвара, привести его в порядок, построить у Вечного огня каскад фонтанов. Словом, как говорил поэт, планов у нас - громадье.

- Расскажите о вашей «внешней политике», о межрегиональных связях города.

- Столько городов-побратимов, сколько есть у Севастополя - от Тулузы до китайского города Даолянь, - нет, наверное, ни у одного города в мире. Слово «Севастополь» в названиях улиц, площадей, городов встречается по всему миру.

В прошлом году мы восстановили межрегиональное соглашение о сотрудничестве с Москвой. Прошлое соглашение закончило действие, а новое с моим предшественником Лужков не подписывал. Мы впервые подписали такое же соглашение с Московской областью, сотрудничаем с 19-ю регионами Российской Федерации. Такие же соглашения есть с Черновицкой и Винницкой областями Украины, мы дружим и с белорусами.

- В феврале в Севастополе был открыт Дом Москвы. Когда в Москве появится Дом Севастополя?

- Надеюсь, достаточно скоро. Дом Москвы в Севастополе успешно функционирует, недавно в нем открылся филиал российского Внешторгбанка, ведь в городе живут десятки тысяч граждан России, которым нужны российские банки. В феврале, на открытии Дома Москвы, мы договорились с Юрием Михайловичем Лужковым создать в Москве деловой и культурный центр «Севастополь». Лужков уже подписал соответствующее распоряжение, сейчас идет проектирование этого центра и мы надеемся, что через пару лет он будет построен.

- Каковы отношения города с Черноморским флотом России?

- Нормальные, рабочие отношения. Когда я пришел (на должность председателя городской администрации), командующим Черноморским флотом был Александр Татаринов, который, можно сказать, вырос в Севастополе, закончил здесь нахимовское училище. Очень толерантный, корректный человек, я с величайшим удовлетворением с ним работал. С новым командующим, Александром Дмитриевичем Клецковым, мы пока мало общались, в последний раз встретились 11 ноября, во время шторма, чтобы координировать действия.

Между командующими флотов (Украины и России), по моему мнению, есть взаимопонимание и сотрудничество. Оба флота постоянно участвуют в городских мероприятиях: и в парадах, и в субботниках. Вместе участвуют в учениях «Партнерство во имя мира», «Активные усилия» и других. Так что сегодня я - стучу по дереву - не вижу во взаимоотношениях Черноморского флота и города сложных или негативных моментов.

Мы договорились с российскими моряками, что в рамках предъюбилейной реконструкции Черноморский флот своими силами отремонтирует участок Приморского бульвара, который они арендуют. Каждый год флот передает городу около 15 миллионов гривен на социально-экономическое развитие, в этом году 9,5 миллионов из этой суммы они потратят на реконструкцию бульвара.

- В России сейчас наблюдается всплеск интереса к Великой Отечественной, к увековечиванию памяти о советских солдатах. Что делает в этой области город-герой Севастополь?

- Не знаю, есть на земле еще хоть один город, за который было пролито столько крови. В Севастополе работает объединение «Долг», в него входит очень много поисковых организаций. Каждый год на воинском кладбище в поселке Дергачи проводится несколько перезахоронений солдат с воинскими почестями.

Такую же работу в окрестностях города ведут многие страны. К 150-летию Крымской войны - в 2003-2005 годах - были восстановлены французские, турецкие, английские некрополи. Месяц назад Италия, как наследник Сардинского королевства, перенесла на новое место останки павших сардинских солдат - старое кладбище было разрушено во время Великой Отечественной.

Даже Германия создала под Севастополем мемориальный комплекс и проводит там перезахоронения солдат и офицеров вермахта, останки которых разбросаны по всему Крыму. Немцы намереваются перезахоронить более 60 тысяч солдат, уже перезахоронили более 20 тысяч.

Я бывал на немецком кладбище и удивился, с каким отношением немцы собирают и перезахороняют своих солдат и офицеров. У них колоссальная база данных, в которую занесен каждый солдат и офицер, 98 процентов найденных останков удается опознать.

Стыдно, что некоторые памятники нашим дедам, их братские могилы находятся в худшем состоянии, чем немецкое кладбище. Сейчас главам регионов Севастополя поручено провести соответствующую работу, чтобы мы содержали в порядке все захоронения.

- В минувшее воскресенье в Крыму, на Таманском полуострове и побережье Азовского моря бушевал сильный ветер. Какой ущерб он нанес Севастополю?

- Объем ущерба еще не подсчитан, создана комиссия, которая ведет исследование. Город и регион пережили тяжелейший удар стихии. На самом деле эпицентр урагана был в Севастополе, а не в Керчи и не на Азовском море. Сила ветров достигала 40 метров в секунду. По международной квалификации это почти тайфун, торнадо. На море был восьмибалльный шторм, восьмиметровые волны. На Приморском бульваре волны выворачивали из набережной целые глыбы. Старожилы не помнят шторма такой силы. Кто-то говорит, что похожая буря была во время (Великой Отечественной ) войны, кто-то - что такого не было уже сто лет.

Ветер, как и во всем Крыму, срывал с домов кровли, выбивал стекла, обрывал провода. Из-за обрывов около 3600 жилых домов - в основном, частный сектор - остались без света. Сейчас в город завезли километры электропроводов, идут работы (по ликвидации обрывов ).

Благодаря слаженной работе правоохранительных органов, МЧС, портов, военных флотов, удалось избежать значительных человеческих потерь. Погиб один человек, сторож на Приморском бульваре - вечером в воскресенье на него упало дерево.

Энергосистема города подключена к энергосистеме Крыма, а Крым, как известно, 35 минут был полностью обесточен. Без электричества остался и Севастополь.

Из-за сбоя энергосистемы были отключены все котельные, город был полностью отключен от водоснабжения. Мы обесточили город, потому что иначе сгорели бы электродвигатели на гидроузлах, мы потеряли бы оборудование котельных. Сейчас школы работают, котельные работают, водоснабжение восстановлено.

- Как пережили шторм украинский и российский военные флоты?

- Я признателен морякам Военно-морских Сил Украины и Черноморского флота России, они подготовились к урагану, поставили корабли в бухты. Черноморский флот во время шторма находился в очень удобном положении. Корабли были перебазированы в Южную бухту - эта самая тихая бухта города, там никакие шторма не страшны.

Украинские корабли стояли в Севастопольской бухте, там было волнение. Оборвало концы и добрый десяток боевых кораблей - противолодочных, десантных - сорвало с бочек и разнесло по бухте. При Военно-морских силах Украины были заранее созданы семь оперативных групп, благодаря их деятельности трагедий удалось избежать. Чтобы корабли не столкнулись, буксиры обеих флотов растаскивали их по бухте. Так что севастопольские корабли, если не считать мелких суденышек, не пострадали.

- Но пострадал сухогруз под грузинским флагом...

- Да, корабль «Хадж-Измаил» затонул в севастопольской зоне ответственности. Судно океаническое, длиной 104 метра, везло шесть тысяч тонн металла, порт приписки - Батуми, экипаж - 17 человек: 15 сирийцев, один египтянин, один суданец.

Капитания порта порекомендовала сухогрузу выйти в открытое море и там передрейфовать шторм. Точно такое же судно, тоже грузинское, успешно выполнив рекомендации капитании, переждало шторм в море. А капитан и команда «Хадж-Измаила» не пошли (в открытое море ) - видимо, испугались волн. Они не могли войти в порт - их бы просто разбило. В четырех милях от берега «Хадж-Измаил» начал совершать маневр и попал боком под огромную волну. От удара, видимо, металл в трюме сместился, и судно раскололось пополам. Через 1,5 часа на берегу нашли двух выживших моряков. Они говорят, что спаслись потому, что были наверху и успели выброситься в море в спасательных жилетах. Ветер был с моря, и шторм вынес их на берег.

- Вы обращались в Кабинет министров Украины за помощью?

- Министр транспорта Николай Рудьковский поручил портовикам оказать городу помощь за счет своих ресурсов. В Бердянске мой заместитель поднял этот вопрос перед премьер-министром Виктором Януковичем и Виктор Федорович дал поручение Минтрансу и МЧС оказать Севастополю практическую помощь. Какая это будет помощь - посмотрим.

- Есть ли у вас родственники или друзья в России?

- Безусловно, есть. В России - мои корни, хотя сам я родился в Туркмении, и часто шучу, говорю: я русский, который никогда не жил в России. Мой отец родом из села на границе Ярославской и Костромской области, мать - из Саратова. В 30-е годы, когда на Волге был голод, семья матери двигалась вниз по Волге, а потом, через Грозный, через Баку, оказалась в средней Азии.

Дед со стороны отца в 1942 году скончался от ран в Челябинске, старший брат отца погиб под Запорожьем, а мать с пятью младшими детьми пережила всю Великую Отечественную войну в Мурманской области. Отец закончил геологический техникум, попал в среднюю Азию и там они с матерью встретились.

У меня много родственников в Ленинграде, в Москве, в Уфе, в Саратове, в Вольске Саратовской области. Мои друзья в России - это, в основном, те, с кем меня связала служба в армии, в Афганистане: Борис Громов, Руслан Аушев, командир моего батальона, замполит батальона, ребята, которые воевали со мной. Есть, конечно, и новые друзья - связанные с политикой.

Биографическая справка: Сергей Куницын, 47 лет. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. В 1990-1998 годах был мэром Красноперекопска (Крым). Дважды (с 1998 по 2001 и с 2002 по 2005 годы) занимал должность председателя Совета министров Крыма.

С июня 2006 года - председатель Севастопольской городской государственной администрации.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Олег Кустанайский, Украина - часть России, 24.11 03:11
В Севастополе каждый метр полит русской кровью. пусть даже твари не расчитывают. Проще залить эти метры бандеровской...

Украина, 23.11 22:47
Севастополь, твоя дружба России не нужна. Россия не дружит с людьми, она дружит с деньгами. Ты можешь дать денег столько как Германия? Нет? Значит, ты не друг, а враг. Пойди утрись и забудь об этой стране.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Ситуация 
23.11.07
Иван Киселев
 Прогноз 
23.11.07
Татьяна Ивженко, Киев
 Коалиция 
23.11.07
Светлана Степаненко, Киев

Экономика
 Переговоры 
23.11.07
Алексей Гужва
 Газ 
22.11.07
Наталья Гриб, Москва; Олег Гавриш
 Контроль 
22.11.07
Инна Саакова, Михаил Глуховский

Гуманитарная аура
 Этика 
23.11.07
23.11.07
Виктор Тимошенко, Москва