РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
18:12
17:04
16:38
16:15
15:48
Политика
 Анализ 
24 December 2007 г.
версия для печати
Каковы плюсы и минусы нового правительства

Юлия Тимошенко уже обозначила срочные задачи для своих министров — за неделю подготовить новый бюджет, а также провести проверку использования госсредств прошлым Кабмином. Сами министры уже вполне обжились в новых кабинетах и приступили к работе. Пока все выглядит вполне идиллично и гармонично. Но это только пока. По мнению экспертов, это правительство не будет ни либеральным, ни социально-ориентированным, скорее всего, это будет своеобразный микс. Все основные решения будут административно приниматься премьер-министром. И тут есть определенные риски: когда сильный политик получает очень большие полномочия, то может запросто скатиться к авторитаризму (ситуация с Владимиром Путиным тому яркое подтверждение). Будем надеяться, что подобное не случится с Юлией Тимошенко. Впрочем, министры из министерской квоты, судя по всему, призваны этого не допустить. Иногда система сдержек и противовесов может быть очень даже полезной.

Мы попросили региональных экспертов «Дня» проанализировать качество нового Кабмина, а также спрогнозировать, насколько успешным будет это правительство.

Александр ЗАГЛАДА, заведующий кафедрой философии, политологии и истории Государственного агроэкологического университета, Житомир:

— Считаю, что сейчас качество правительства оценивать рановато. Пусть поработают хотя бы 100 дней. Хотя интеллектуальный потенциал у него большой — шесть докторов наук, есть академики, то есть с IQ министров и их лидера все хорошо. Кое-кто из назначенных имеет опыт организационной работы в партийных или административных органах еще из советских времен. Следовательно, имеем основания говорить, что по названным признакам это серьезная команда. Но сейчас другие времена, и нужны сильные менеджеры. Академик может быть очень умным, а организовать работу в своем направлении окажется неспособным. Более половины членов нового Кабмина не имеют опыта работы в правительстве, следовательно, нужно присмотреться к ним на этих должностях. Что касается первых заявлений новых руководителей, то считаю, что Александр Турчинов, говоря, что бизнесмены, которые не нарушают законы, могут не бояться нового правительства, прав. Потому что глава определенного направления не может пропагандировать правовой нигилизм. Уважение к законам является нормой для цивилизованных стран, в частности в Европейском Сообществе. Мы же пока далеки от установления приоритета права, хотя и заявляем, что идем в Европу. Считаю, что у нас, если бизнесмены будут работать честно и правильно, то ни А. Турчинов, ни кто-либо другой их не зажмет. В Украине же пока предприниматели большей частью не соблюдают такие правила. Возникает вопрос, нужен ли обществу бандитский бизнес, который ничего не дает обществу, государству? Но нужно, чтобы применение закона не зависело от того, к какой политической силе принадлежит тот или иной предприниматель, и не было мягким для своих, то есть близких к новому правительству, и жестким для чужих. Иначе нас не примут в Евросоюз.

Владислав РОМАНОВ, руководитель информационно-аналитического агентства «Приднепровье», Днепропетровск:

— Принимая во внимание то обстоятельство, что команда Ю. Тимошенко с трудом набрала нужное количество голосов, она, на мой взгляд, постоянно будет работать под угрозой правительственного кризиса и отставки. Обмен любезностями между нынешним и предыдущим премьером свидетельствует, что на сотрудничество они не настроены, а потому парламентское большинство и Кабинет Министров столкнутся с большими трудностями. Одобрить в Верховной Раде любое начинание будет непросто. Ю. Тимошенко потребуется военно-палочная дисциплина для того, чтобы ее правительство оказалось дееспособным и смогло реализовать намеченные планы. Между тем, положение в стране не из лучших — инфляция достигла 15%, огромный внутренний долг, 10 млрд. гривен отрицательного сальдо. Кроме того, необходимо принять государственный бюджет с учетом новых цен на газ, что приведет не только к снижению конкурентоспособности экономики, но и росту коммунальных тарифов. Не следует забывать и те обещания, которые Ю. Тимошенко щедро раздавала во время досрочных выборов. Если посчитать, то наобещала она на два—три годовых бюджета, а потому остается непонятным, как все это будет выполняться. Состав самого правительства образца 2005 года вызывает ощущение дежа-вю и, очевидно, ждать новых подходов от него не приходится. Не исключено, что министры-«велосипедисты» из НУ-НС опять начнут ссориться с Ю. Тимошенко, пойдет выяснение отношений вместо того, чтобы действовать слаженно единой командой. Учитывая, что самым трудным в году бывает первый квартал, к концу второго мы, вероятно, сможем ожидать первого правительственного кризиса.

Николай ВАСЬКИВ, профессор Каменец-Подольского государственного университета:

— Несмотря на обвинения в различных кризисах и авантюрные «наезды» с реприватизацией, первое премьерство Юлии Тимошенко было достаточно эффективным. Поэтому есть надежда, что таким будет и второе. Признаки административно-командного стиля являются не совсем демократическими, но сегодня, возможно, именно этого требует отечественная экономика и политикум. Нужно расчищать авгиевы конюшни. Относительно первого вице-премьера, то его плюсов или минусов я не вижу. По-видимому, на эту должность нужно «садить» кого-то из тех, с кем премьер сможет успешно и комфортно сотрудничать. В общем, его функции скорее контрольные, на стратегию развития, думаю, он мало повлияет. То есть: турчиновщина, наподобие азаровщины, маловероятна. Господин Васюник — профессиональный менеджер-теоретик, но темная лошадка, поэтому неизвестно, как он себя проявит в роли практика. Еще одна проблема: он и Ехануров будут работать в одной команде, или будут рычагами сдерживания и подрыва авторитета Тимошенко в угоду эфемерным будущим президентским амбициям Ющенко? Бесспорно, очень удачной кажется фигура евроинтеграционного вице-премьера. Господин Немиря производит чрезвычайно приятное впечатление высокообразованного и высокопрофессионального специалиста европейского уровня и хорошего администратора. Дай Бог, чтобы он эти свои прекрасные задатки сумел использовать.

О многих министрах сказать что-то конкретное очень сложно. Потому что широкое общество о них пока что мало знает. Радует появление Пинзеника, Луценко (ему бы поменьше авантюрно- эксцентрических популистских заявлений делать, а больше сосредоточиться на невидимом фронте повседневного настойчивого труда) на своих старых местах. Вроде неплохого некогда министра Шандру, правда, почему-то бросили в ведомство, где «хозяйничает» печальноизвестный Нестор. По принципу номенклатуры, которая себя везде хорошо чувствует?

Привычка лоббировать на министерские должности если не кума, то отца, дядьку, уже не так сильно удивляет. Тем более, есть надежда, что Вакарчук, который на протяжении многих лет очень удачно руководит если не первым, то и не вторым в стране университетом, наведет порядок и в образовании всего государства.

Как минимум, две кандидатуры вызывают удивление. Господин Винский, бесспорно, заслуженная личность, но его назначение на должность министра транспорта по принципу «нужно же такому уважаемому человеку что-то дать, тем более, что обломилось его вице-премьерство» ничем не лучше по назначению на этот пост его предшественника Рудьковского или вице-премьера (какая разница, по каким вопросам) господина Рыбака. Абсолютное удивление вызвала кандидатура аграрного министра. И это после того, как вся «оранжевая» команда клевала Мельника и все правительство Януковича, и абсолютно заслуженно, за вопиющие просчеты в аграрном секторе экономики и кризисные явления на рынке продуктов питания. В общем же, новообразованное правительство вызывает значительно больше позитивных, нежели негативных эмоций. В первую очередь, в аспекте надежд на его реальный профессионализм. Вероятно, все будет зависеть от того, насколько единой в своей деятельности будет правительственная команда, и не будут ли ей вставлять палки в колеса представители других ветвей власти. Хотя каждый должен заниматься своим делом.

Максим АВКСЕНТЬЕВ, руководитель социологической службы Донецкого института социальных исследований и политического анализа:

— Качество Кабмина могут засвидетельствовать уже ближайшие события. Очевидно, главным критерием оценки станет иерархия приоритетов в экономике и то, какие решения будут предложены для решения ключевых ее проблем. Другими словами, именно качество «повестки дня» обусловит успех или провал нового правительства и тех политических сил, которые его сформировали, и, в конечном итоге, повлияет на динамику экономического роста и качество жизни каждого из нас. Подходы к решению этих проблем, которые обозначатся уже в ближайшие дни, станут тестом на профессионализм нового правительства (на первом заседании правительства новым министрам было поручено определиться «с пятью первоочередными приоритетами»).

Причем, речь идет не столько о стратегических намерениях тех или иных политических сил, сколько о нескольких вполне конкретных проблемах. Важно, насколько совпадут эти проблемы с упомянутыми «пятью первоочередными приоритетами».

Перманентный абордаж глобальных проблем отвлекает внимание от проблем насущных, и есть все основания опасаться, что при неустойчивом консенсусе внутри коалиции эта традиция сохранится. С другой стороны, контроль со стороны оппозиции не позволит отмахнуться от проблем или «заболтать» их. Конечно, если оппозиция будет заинтересована в этом.

Вообще, именно сейчас от оппозиции будет зависеть качество и эффективность работы Кабмина. В идеале, при минимальном превосходстве существующего большинства и мощных ресурсах оппозиции системный контроль с ее стороны позволит, наконец, ставить на повестку дня решение злободневных задач и не подменять их звонкими пустышками. Но на практике можно ожидать самых разнообразных деструктивных сценариев с разговорами о «конструктивном единстве интересов» — тем более, что уже сейчас все политические силы находятся на низком старте президентской кампании.

В свете сказанного исключительно важными являются компетентность нового Кабмина и его управленческий интеллект. Назначения в новом правительстве уже дают основания для сомнений по первому пункту. Еще на этапе формирования в открытую происходил торг по политическому признаку, в результате которого даже компетентные назначения вызывают сомнения, если учитывать довлеющую над всеми систему сдержек и противовесов. Наиболее анекдотична ситуация с транспортным ведомством — его вновь возглавил не компетентный технарь, а амбициозный политик. Что особенно настораживает, каких-либо внятных аргументов такого назначения не прозвучало. Невнятно прозвучало обоснование ротации Президентом в оборонном ведомстве, при том, что Гриценко до сих пор был одним из самых надежных кадровых козырей главы государства.

Вообще, неубедительно звучат аргументы вроде «страна нуждается в свежей крови», когда на министерства посажены Василий Кремень и Юрий Ехануров. Именно с точки зрения качественного «освежения» кадрового состава нынешний состав Кабмина не выдерживает критики. Сомнительно, что имеющиеся управленцы способны на стратегические решения и достаточно амбициозны для этого.

Как бы то ни было, протестируют эти качества подготовленный новым правительством бюджет, его антиинфляционная политика. Тут на самом деле мало политики — динамика роста цен сегодня такова, что инфляция превращается в реальную экономическую и социальную проблему. Точное определение движущих сил ускорения инфляции покажет, насколько адекватно правительство и Национальный банк сегодня понимают природу и динамику происходящих экономических процессов и реальную цену политической составляющей проблемы.

С инфляцией непосредственно связана еще одна болезненная проблема всех правительств — насколько реалистичны социальные программы. От этой проблемы можно было бы традиционно отделаться путем очередного повышения или введения новых льгот, однако, учитывая рост инфляции, правительство должно будет принять непростые решения относительно реальных пределов повышения социальных выплат и приоритетов в этой сфере.

И снова следует отметить: то, насколько внимательна будет оппозиция именно к экономической тактике правительства Тимошенко, должно засвидетельствовать конструктивность ее намерений. В конечном итоге, сейчас должны пройти тест на политическую ответственность как Кабмин, так и оппозиция. От того, насколько удастся деполитизировать процесс принятия решений, и зависит долгожданная перспектива экономического роста.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Интервью 
24.12.07
Яна Сергеева, Киев
 Точка зрения 
24.12.07
Игорь Томберг, к. э. н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН
 Встреча 
24.12.07
Татьяна Ивженко
 Премьер 
24.12.07
Андрей Засекин, Алексей Гужва

Экономика
 Рейдерство 
24.12.07
Николай Вавилов, Киев
 Статистика 
24.12.07
Семья в Украине тратит на питание половину доходов, в Европе — не больше трети
 Гарантии 
21.12.07
Юрий Панченко

Гуманитарная аура
 Рейтинг  
24.12.07
Нурислам Зубаиров
 Футурология 
21.12.07
Дмитрий Булин
 Квота 
20.12.07
Михаил Мошкин