В новый, 2009 год Украина входит с 20-процентным спадом экономики, кризисом исполнительной власти и не решенной проблемой газовых поставок. Эксперты называют ряд причин, которые обусловили незащищенность украинского общества перед лицом экономического падения. Среди них – политический раскол, который так и не был преодолен после оранжевой революции, экспортно-ориентированный характер экономики, слабость внутреннего рынка, отсутствие импортозамещающих производств, низкий уровень технологической модернизации промышленности. В этом ряду едва ли не самым заметным фактором можно считать неустойчивость власти, которая с незначительными перерывами наблюдается с начала нынешнего десятилетия.
Мерцающая коалиция
Ноябрьское заявление президента РФ Дмитрия Медведева о немедленном проведении расчетов с Украиной за газ, без чего «Газпром» отказался заключить соглашение по поставкам на 2009 год, было воспринято украинскими политиками как сигнал для прекращения внутренних споров. В ходе переговоров между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко наметилась возможность формирования коалиционного правительства. В свою очередь, президент Виктор Ющенко и его секретариат восприняли переговоры между БЮТ и ПР как прямую угрозу в свой адрес. Ющенко заявил, что он не допустит узурпации власти Тимошенко и Януковичем, и расценил их возможный альянс как угрозу политическому строю. Переговоры Юлии Тимошенко и Виктора Януковича были сорваны, однако Виктору Ющенко также не удалось реализовать свой сценарий перестановок в исполнительной власти.
9 декабря в отношениях основных парламентских фракций наметился новый поворот. После нескольких раундов переговоров Блок Юлии Тимошенко, часть формально пропрезидентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона» и Блок Владимира Литвина сумели договориться о создании новой коалиции. Избранный спикером Владимир Литвин незамедлительно объявил о создании нового парламентского большинства и пообещал поддержку правительству Тимошенко. Суммарно фракции БЮТ, НУ–НС и Блока Литвина в парламенте действительно имеют 248 голосов. Тем не менее заявленная парламентская коалиция остается нестабильной и может рассчитывать на устойчивую поддержу лишь 211–215 депутатов при необходимых 226. Премьерство Тимошенко поддерживает лишь половина фракции НУ–НС, часть которой устойчиво контролирует секретариат президента.
Хотя парламент начал работать и принимать экономические законы, это не гарантирует стабильность исполнительной власти. Основные политические группировки продолжают свою игру. Существенной проблемой остается утверждение бюджета на 2009 год, что вряд ли возможно без определения цен на газ, оценки глубины экономического спада и прогнозирования курса гривны. В этом смысле, если парламент не сможет принять бюджет на следующий год, президент получит дополнительный повод для проведения досрочных выборов Верховной Рады. Впрочем, как и в том случае, если нынешняя коалиция не сумеет выполнить всех процедурных условий для своей легализации.
Очевидно, спад в экономике и обострение социальных проблем – далеко не лучший фон для массовых политических кампаний. Поскольку относительно спокойный период уже упущен, вполне вероятен перенос выборов на конец 2009-го или начало 2010 года, когда парламентская кампания может быть совмещена с выборами президента.
Экономический спад
Экспортный характер экономики сделал неизбежной длительную экономическую рецессию. В октябре ВВП сократился на 2,1% по сравнению с показателями октября 2007 года. В ноябре спад составил 14,4%, что снизило суммарный экономический рост по итогам 11 месяцев 2008 года до 3,6%. Спад в промышленности ведет к дальнейшему падению реального ВВП, которое в первом квартале 2009 года может составить от 7 до 10%. Это приведет к снижению реальных доходов государственного бюджета при высоком уровне инфляции, который оценивается в 22–25%.
Аппарат президента вполне адекватно оценивает перспективы рецессии. По пессимистическому сценарию, в 2009 году поступления в государственный бюджет могут сократиться на треть, что подталкивает к установлению режима жесткой экономии. Девальвация гривны позволяет погасить бюджетный дефицит с использованием кредита МВФ (16,8 млрд. долл.). В этом случае резервов центрального банка едва хватит на погашение внешних долговых обязательств. Из них 6,8 млрд. долл. составляют долги банков, 3,1 млрд. долл. – долговые обязательства государства, 9,8 млрд. долл. – долги предприятий. Если в начале 2010 года мировая экономическая ситуация начнет существенно улучшаться, Украина в принципе сможет избежать дефолта. Если этого не произойдет, финансовый крах становится вполне реальным.
Возникшие проблемы диктуют необходимость сильной исполнительной власти, способной действовать по осмысленному плану и принимать непопулярные решения. Но именно с этой сточки зрения ситуация выглядит едва ли небезнадежной. Ни одна из властных структур не готова взять на себя ответственность. Правительство Тимошенко не способно найти общий язык с аппаратом президента и сосредоточиться на экономическом регулировании. Что касается самой Юлии Тимошенко, то складывается впечатление, что при отсутствии позитивных результатов работы правительства она намерена использовать кризис как повод для активной пропаганды с прицелом на президентские выборы и завоевание власти в полном объеме.
Важным бонусом в этой игре могло бы стать заключение соглашения по газу на выгодных для Украины условиях. Тем не менее, по последним оценкам, «Нафтогаз Украины» может погасить лишь 30–40% стоимости газа, поставленного Украине в октябре–декабре 2008 года. Для полного решения вопроса может быть использован кредит МВФ, что требует согласия центрального банка и фактического одобрения со стороны Ющенко.
Экономический спад в Украине отражается и в сфере внешней политики. Ни одна из целей, которых добивались аппарат президента Украины и МИД, достигнута не была. Игра на обострение отношений с Россией привела лишь к более осторожному отношению со стороны стран Европы, включая отказ от приглашения к Плану действий относительно членства в НАТО и нечеткость формулировок, касающихся отношений между Украиной и ЕС.
Активная внешнеполитическая риторика Киева в основном свернута. Проявлением более конструктивного подхода к отношениям с Россией стали повышение статуса посла Украины Константина Грищенко (он теперь уполномочен вести прямые переговоры с российской стороной по острым проблемам) и назначение межведомственной стратегической группы по украинско-российским отношениям. В условиях кризиса попытки Киева обострить двусторонние отношения, которым явно требуется комплекс оздоровительных мер, станут более редкими. Что касается дальнейших перспектив, кризис неизбежно приведет к существенным перестановкам во власти и сделает украинскую политику более прагматичной.