РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
20:54
20:25
17:40
15:41
15:38
Политика
 Символизм 
23 December 2008 г.
версия для печати
Черная полоса «оранжевых»
«Наша Украина» за три с чем-то года своего существования столько раз наочищалась, что уже никто не верит в очередное очищение», — безапелляционно заявляет экс-лидер «оранжевой» фракции Вячеслав Кириленко. Между тем, на запланированном на пятницу, 26 декабря, II этапе съезда процесс «очищения» может быть продолжен. Виктор Ющенко, как известно, пригрозил отобрать партбилеты у тех нашеукраинцев, которые поставили свои автографы под коалиционным соглашением с БЮТ и блоком Литвина. Таковых семеро: Николай Мартыненко, Александр Третьяков, Валерий Борисов, Эдуард Зейналов, Юрий Ключковский, Ольга Герасимьюк и Руслан Князевич.

Еще несколько лет назад нашеукраинцы собирали рекордные электоральные урожаи.

Сегодня в партийной биографии «оранжевых» — черная полоса: на конец ноября, по данным Института социологии, рейтинг «Нашей Украины» составил 6,2%.

В целом же картина более чем пессимистична: в обезглавленной после отставки Кириленко фракции — раскол, в одноименной партии — разброд и шатание.

Ключевой фракционный вопрос повестки дня — выбор лидера. Впрочем, фамилии депутатов, которые претендуют на этот вакантный с прошлой недели пост, не дают оснований полагать, что НУ-НС, раздробленная ныне на группы и даже группки, станет командой и уж тем более — единой сборной. Представитель пропрезидентской фракции Александр Бондарь назвал шесть фамилий: Николай Мартыненко, Борис Тарасюк, Тарас Стецькив, Анатолий Гриценко, Руслан Князевич и Юрий Кармазин. Последний, правда, уже снял свою кандидатуру с рассмотрения.

Мартыненко, как известно, возглавлял столичную ячейку «Нашей Украины». По итогам недавних выборов, прошедших в столице, место под солнцем Киевсовета смоли завоевать даже некоторые маргинальные проекты, а НУ впервые в своей истории оказалась за бортом киевской политики. Нет ли здесь персональной ответственности, в том числе и господина Мартыненко? Что касается других претендентов — аналогичные вопросы. В каком состоянии сегодняшний «Рух» и где, собственно, «Пора»? Другими словами, люди, которые посадили свои партии на мель, сегодня претендуют на лидерство во фракции, насчитывающей 71 мандат.

В «оранжевой» фракции сконцентрирован огромный кадровый потенциал, просто депутатам не дают быть... самими собою, — убежден экс-«нашеукраинец» Борис БЕСПАЛЫЙ.

— Чем отличается фракция «Нашей Украины» дня нынешнего от фракции «Нашей Украины» образца несколькогодичной давности?

— Сначала хочу напомнить, что впервые в украинском политикуме название «Наша Украина» (как внефракционное депутатское объединение) появилось в 2001 году на волне протеста против отставки правительства Ющенко. Это было движение в защиту Кабинета Министров от тогдашнего президента Кучмы. Потом была фракция «Наша Украина» 2002—2006 годов. Это была фракция, которая, на мой взгляд, сыграла историческую роль... Прошлый созыв парламента был никакой — он позволил разогнать себя на ровном месте, и фракция НУ сыграла крайне негативную роль в развале парламента и парламентаризма. Имею в виду историю со сложением мандатов и так далее. Тогда фракция повела себя как карманная фракция Президента. Нынешняя фракция — также карманная, просто карман уменьшился. Фракция ретранслирует позицию Президента, предельно простую: любой ценой сохранить власть. Все эти выкрутасы с точки зрения ситуации в стране непонятны и непоследовательны. Однако если оценивать позицию с точки зрения власти, с точки зрения второго президентского срока, все моментально становится на свои места. Я очень об этом сожалею, поскольку персональный, индивидуальный состав фракции был и остается мощным. Просто, как бы это помягче сказать... им не дают возможности быть самими собою, вот и все.

— Как вы считаете, почему Президент именно сейчас решил возглавить «Нашу Украину»?

— Это решение абсолютно логично, поскольку партия создавалась «под Президента», под его эгидой и то, что он де-юре завершил то, что было де-факто, — это понятный шаг. По меньшей мере, не будет замыливания глаз. Другой вопрос: в 2005—2007 годах усиливал Президент эту силу или рушил ее? Я думаю, тут уместен второй вариант ответа. Все это время фактически проводилась линия: бей своих, чтобы чужие смеялись. А что касается тех, кто критикует Президента, дескать, по Конституции он не имел права возглавлять партию, так если у кого-то есть сомнения, они могут обращаться в Конституционный Суд. В чем проблема? Кстати, в Конституции указано, что Президент не может занимать посты в органах государственной власти, объединениях граждан и состоять на других оплачиваемых должностях. Так вот, это слово — «других» — говорит о том, что весь этот сюжет связан с оплачиваемыми должностями, а не общественно-политической активностью. Так что, думаю, критиковать Президента нужно не за то, что он возглавил «Нашу Украину», а за то, что он ее породил — и далее по тексту.

— Парламентские кризисы последних лет так или иначе связаны с коалицией. Как вы считаете, оправдывает ли себя коалиционный институт в наших реалиях?

— Я отношусь к числу тех, кто был последовательным оппонентом этой чрезвычайно неудачной конституционной реформы. Еще тогда я говорил, что Конституция нуждается не в изменениях, а в защите. Это был декабрь 2004-го: решение об утверждении этой реформы было вынужденным, поскольку тогда страна стояла на грани силового противостояния. Вместе с тем, в 2005 г. я предлагал через КС ликвидировать эту реформу, принятие которой произошло с нарушением конституционной процедуры. А одним из аргументов было то, что нигде в мире, ни в одной конституции не прописано существование формализированной коалиции. Поэтому, на мой взгляд, в числе системных изменений, в которых действительно нуждается Конституция, должен быть пункт о ликвидации в системе управления сюжета о коалиции. Более того, если в парламенте существует реальное большинство (как во всем мире), не нужно это большинство фиксировать на бумаге. Если большинство рушится, как это было с коалицией БЮТ и НУ-НС несколько месяцев назад, то никакая бумага никого не спасет.

Что касается нынешней Верховной Рады, то мне очень грустно наблюдать за тем, как столько одаренных людей (поверьте, дурак и слабак туда не пробьется) стали заложниками системы, превратившись в партийные кнопки. С сочувствием наблюдаю за этим. Очень унизительное положение для единственного законодательного органа страны. Кстати, о законах. Нужно сказать и о том, что в нашей стране коэффициент выполнения законов крайне низкий и складывается такое впечатление, что чем выше должность, тем ниже сознательность. Тем не менее, стране все равно нужно хорошее законодательство, тем более в условиях кризиса. А что у нас? У нас второй после Исландии уровень девальвации. Если весь мир принимает решения о поддержке предпринимательства, то у нас наоборот: усиливается налоговое законодательство и т.д. Если весь мир принимает решение о создании рабочих мест (строительство портов, стадионов, дорог), то у нас, наоборот, проводится линия прямых социальных выплат с сокращением. Кричащая некомпетентность власти — и в законодательной сфере, и в управленческой привела к тому, что кризис у нас больший, нежели мог бы быть. Если мировой кризис вставил свои десять копеек, то остальные 90— исключительно наши.

— А сколько «копеек» — за личными эмоциями лидеров?

— Первое. Все, что я по этому поводу скажу, — это мое личное мнение, и я очень хочу отдельно это подчеркнуть. Второе. Действительно, когда они принимают те или иные решения, лично у меня складывается впечатление, что они думают: «А как это будет для Юлии Владимировны, а как это будет для Януковича, а как это будет для Президента?» И только в последнюю очередь они думают: как это будет для Украины. Пожалуй, тут играют роль не их отношения между собой, а то, что каждый из тех людей, которые находятся при власти, ведет себя как эгоист и думает о том, чтобы, не дай Бог, его конкуренту не стало лучше.

Я их всех считаю банкротами. Украинцы должны выбрать других политиков. Наш шанс в наших руках. Я большие надежды возлагаю на то, что во время следующих выборов (когда бы они ни были) мы все будем подходить к вопросу очень серьезно, понимая, что именно тут и именно сейчас решается не чья-то судьба, а непосредственно наша. Я бы сказал в этой связи так: как выбираем, так и живем. Думаю, перспектива состоит в том, чтобы не избирать больше политических банкротов. Критерий прост: необходимо смотреть не на то, как кто-то разбирается в живописи или ловит бабочек, должна быть агитация отчета, то есть как человек проявил себя на основной работе. Не может же быть так, чтобы кто-то выпрыгнул из конопли и сразу стал президентом. Наилучшая аттестация — как человек проявил себя на прошлых должностях. Политики должны не столько обещать, сколько отчитываться о проделанной работе. У меня складывается такое впечатление, что наши политики научились классно проводить выборы и абсолютно не представляют себе, что делать в промежутке между ними. С этой точки зрения в данный момент актуальным лозунгом может стать «Профессионалы всех фракций, объединяйтесь!» Но кризис ведь у нас на самом деле не из-за Верховной Рады, а из-за других институтов, где власти больше...

День

Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Президент РФ 
24.12.08
 торговля смертью 
24.12.08
 Анализ 
23.12.08
Сергей Толстов - директор Института политического анализа и международных исследований, Киев

Экономика
 Удар наотмашь 
24.12.08
 неОПЕК 
24.12.08
Игорь Наумов, Мирослав Лиманский
 Президент 
24.12.08
Сергей Сидоренко

Гуманитарная аура
 Мнение 
24.12.08
Мыкола Сирук
 Кто кого 
23.12.08
Виталий Портников
 Певица 
23.12.08
Сергей Терентьев