politua.ru POLIT UA
От Нестора Махно
УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ПОРТАЛ
10:07
10:01
09:53
09:34
09:24
Концептуально
 Парадоксы 
11 March 2009 г.
версия для печати
Россия без царя и генсека
Парадокс доверия
Беседовали Никита Куркин и Юлия Нетесова

От редакции. Ричард Пайпс (род. в 1923 году) – почетный профессор истории Гарвардского университета, советолог, автор книг по истории России. Возглавлял Центр по изучению России Гарвардского университета до того, как в 1976 году возглавил «команду Б» при ЦРУ США, занимавшуюся исследованием «советской угрозы». При президенте Рейгане Ричард Пайпс входил в состав Совета национальной безопасности (возглавлял бюро по восточноевропейским и советским вопросам).

Ричард Пайпс был тесно связан со знаменитым сенатором-демократом Генри «Скупом» Джексоном (он был его советником) – человеком, вокруг которого и стало складываться ныне известное политическое сообщество неоконсерваторов. Также Пайпс был одним из ведущих критиков никсоновско-киссенджеровской «политики сдерживания» СССР, которую он вел в риторике неоконов. Книги Пайпса выходили и на русском языке, в том числе: «Россия при старом режиме» (М., 2004), «Русская революция» – в трех томах (М., 2005) и «Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры» (М., 2008).



РЖ: Господин Пайпс, чем можно объяснить парадокс доверия к власти во Франции и в России, когда в момент экономического кризиса в этих странах доверие к институтам власти и к президентам Саркози и Медведеву лично только увеличивается?


Ричард Пайпс: Люди доверяют своим лидерам по одной простой причине: в условиях, когда страна переживает нелегкие времена, будь это политические или экономические проблемы, люди нуждаются в лидере, что автоматически вызывает рост доверия к тем, кто стоит у власти. Ведь альтернативой этому является анархия.


РЖ: Как осуществляется переход от доверия к лидерам к доверию к государственным институтам?


Р.П.: Большинство людей, в том числе в демократических странах, идентифицируют политическую сферу не с институтами, а с конкретными людьми, эти институты представляющими. Более того, большинство людей просто не понимают, насколько важны институты. Так, в Америке сейчас очень популярен новый президент Барак Обама, люди связывают именно с ним свои самые большие надежды на улучшение качества жизни, не понимая, что на самом деле то, что им нужно в первую очередь, – это реформа банковского сектора.


РЖ: Не является ли доверие к государству в таких странах, как Россия, компенсацией недостатка доверия внутри общества?


Р.П.: Я в корне не согласен с утверждением, что в России люди испытывают доверие к государству. О чем вы вообще говорите, какое «доверие»?! Русские считают, что государство занимается только собой, что политики – как русские, так и иностранные – все поголовно жулики и мерзавцы, которые преследуют исключительно собственные меркантильные интересы, и что в результате каждый должен думать только о себе, заботиться о себе сам. Русский народ совершенно не верит в политические институты. Эта тенденция четко отражается в многочисленных опросах общественного мнения. У меня такое ощущение, что в России люди вообще не доверяют или разучились доверять государству, впрочем, как и обществу. На вопрос «Кому вы доверяете?» в своем подавляющем большинстве русские люди отвечают, что они доверяют только самым близким родственникам и друзьям. Больше никому! Один центр исследования общественного мнения в Санкт-Петербурге, к сожалению, не могу сейчас вспомнить его название, провел исследование на эту тему и пришел к выводу, что «русские живут в окопах» – они доверяют только тем, кто находится с ними рядом, они не интегрированы в государство, в отличие, например, от американцев. Самое большое и искреннее пожелание русского народа к своему государству: «Оставь меня в покое».

Эта позиция формировалась веками, поэтому изменить ее очень сложно. Для начала надо создать демократические институты. Чтобы люди чувствовали, что у них действительно есть возможность высказаться, необходимо ввести верховенство закона для всех категорий граждан. Только тогда постепенно – и, возможно, для этого понадобится несколько поколений – в России может появиться чувство доверия к государству, убеждение, что на государство можно положиться в трудную минуту, что оно не предаст.


РЖ: Не является ли важной характеристикой демократии все-таки определенное недоверие к властям? Не является ли взлет доверия к властям в эпоху кризиса показателем дефицита подобного недоверия?


Р.П.: В каком-то смысле – да. Определенное недоверие к власти присутствует, но я бы, скорее, говорил о понимании того, что правительство нельзя предоставлять самому себе, надо проявлять интерес к его деятельности, что власть принадлежит всему народу, а не только тем, кто управляет страной. В России же, и это опять же показывают многочисленные опросы общественного мнения, обычные граждане не верят, что могут хоть как-то повлиять на элиту, на правительство. Русские живут в своем собственном, довольно страшном, мире: они не верят в демократию, они считают, что демократия – это обман, что это ложь и что кроме тебя самого тебе никто не поможет.


РЖ: Какую роль в оппозиции власти играют интеллектуальные сети и могут ли возникнуть в атомарном обществе новейшего времени подобные неформальные объединения? В частности, в России?


Р.П.: Вероятность того, что такие объединения возникнут в России, очень мала, она стремится к нулю, потому что возможности оппозиции в целом очень ограничены. Неправительственные организации преследуются, получение иностранного финансирования рассматривается фактически как акт предательства. И у меня такое ощущение, что интеллигенция дистанцировалась от политики. Есть отдельные представители действительно оппозиционно настроенных по отношению к власти интеллектуалов, таких как Гарри Каспаров, но их очень мало и они предельно неэффективны. Может быть, если экономическая ситуация значительно ухудшится, произойдет образование серьезной оппозиции (кстати, вовсе не понятно, под какими флагами), но на сегодняшний день оппозиция деморализована и практически не демонстрирует своего присутствия.

Русские привыкли к автократии. Для России нормальное положение дел, когда правительство правит страной самодержавно и никто не лезет в его дела. Это старинная русская традиция. Но если ситуация начнет действительно ухудшаться, тогда народ может задуматься о том, что надо что-то менять. Обычно в России это происходит через катастрофу. Такое уже было в 1917 году и в 1991 году. Но если все будет более-менее нормально, никто ничего менять не будет, режим устоит.


РЖ: Почему в России так и не сложилась, и это признает и сама оппозиция в РФ, контрэлита, аналогичная той, что когда-то существовала в СССР?


Р.П.: Оппозиция царскому режиму и Советскому Союзу основывалась на твердом убеждении, что народ не поддерживает существующую власть, на том, что у нее есть безусловное моральное право говорить от имени народа, быть его представителем. Сегодня же ситуация сильно отличается от царской или коммунистической России. В России есть элементы демократии – люди могут голосовать и при желании отдавать свои голоса оппозиции, чего, правда, не происходит. Проводятся опросы общественного мнения, которые говорят, что оппозицию поддерживает очень небольшое количество людей. Возможно, люди не интересуются политикой, не верят, что могут что-то изменить, в результате предпочитают голосовать за существующую власть.



Русский журнал

Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Наблюдатель, Россия, 16.03 08:41
Одолжите Ющенко и компанию, хотя бы, на пару месяцев, мы за это время демократию построим по вашему образу и подобию а с вами, в благодарность, газом расчитаемся..., ну нет мочи больше жить в тоталитарном государстве при антинародном режиме...

Наблюдатель, Россия, 16.03 08:37
Облако, Высокое, 15.03 21:27
Умнег, 11.03 12:44

Да! Вот так у нас все хреново, все пропили..., живем в говне по уши..., последняя надежда на Великий Юкрейн. Вот придут великие укры со своей 140 000 летней историей и научат нас придурков как надо жить, они ж очень умные, сами Буда и Христос - этот украинцы. Они у себя в незалежной такое демократическое государство построили, что куда там Еуропе, все опыт перенимать едут. Научите нас убогих, пожалуйста, ну кам нам жить дальше, пока мы все не просрали окончательно..., на вас последняя надежда, не дайте загнуться безвременно...

Облако, Высокое, 15.03 21:27
Умнег, 11.03 12:44
. Сама мысль, что империя когда-то несла зло, а не благо, что она действовала подло и жестоко
-------------
Почему "несла"?Наследие сохранилось....Пусть и от былой России остался пшик и нечистоты,но запал сохранился.Совсем недавно мы увидели и услышали и заботу в ЮО и просвещение в отношении Украины ,да и потоки лжи и сейчас не смолкают.А газовая война вообще смех-газпрем всем штрафы выплатил втихую?Позор!!!Людишек пичкают этой херью они и глотают,потому как свой мозг напрочь пропит.

Марек, Днепр, 15.03 20:50
сергей, ижевск. Ранее думал - Пайпс умен.
Бля, а Пайпс думал, шо ты дурак, а ты такой вумный оказался, что, наверно, уже и водку резиновую не жрешь, и в подъезде не ссышь? О так, чмо безродное профессора Гарварда походя в неумные определил. Куда ни плюнь в России - одни гении. А в говне по уши. Всегда. У тебя в Мухосранске власти нет? А мусорки местные на довольствии Кремля? Они, если надо, на самолетах прилетают пайку отрабатывать, бездорожье не проблема.

сергей, ижевск, 15.03 18:15
Ранее думал - Пайпс умен. Пайпс доверяет Обаме, как хохол Ющенке! Русские всегда жили за тридевять земель от власти: есть и расстояния и бездорожье- этот спец даже этого не понимает, снюхался, очевидно, с русскими типа В. Новодворская.

Путешественик, Мой адрес Советский Союз, 13.03 09:52
Ты там не сильно пыжтеся, а то прямая кишка выпадет, это у тебя Справедливого получается заводить с полоборота, а мне на твои "потуги на иронию" глубоко на... вобщем, равнодушен я к ним.

Олег, Иркутск, 13.03 02:36
Путешественик, Мой адрес Советский Союз, 12.03 22:06

Правда у меня, как человека здорового, но и не обремененного специальными знаниями,
Судя по твоим предыдущим постам, ты и интеллектом не обременен, справедливый. Даже напыщенность в никах таже.

Путешественик, Мой адрес Советский Союз, 12.03 22:06
Владимир, 12.03 17:06
Так у нас свобода мысли. Правда у меня, как человека здорового, но и не обремененного специальными знаниями, конечно, вызывает оторопь то, что творит на ниве истории бА-Альшой специалист в области всех наук политолог-теоретик В. Бебик. Если какой-то недоучка не удосужился вникнуть в логику исторического исследования то это проблема недоучки и его ограниченности, а никак не страны. Подобные статейки это прямое подтверждение исторической безграмотности аХтора. Впрочем высказывания российских ученых, ведущих политиков тебя не смущают? :)

Наблюдатель, Россия, 12.03 20:15
Мараз зашкаливает!!!И, самое интересное, галичанские национал дебилы искренне верят во все это, в свою богоизбранность, в свою великость..., да и хрен бы с ними, мол, как дети малые, так эти дети заставляют других признать весь этот бред сивой кобылы...

А.С. Макаренко, 12.03 17:28
В психиотрической практике в подобной ситуации со всем принято соглашаться. А потом галоперидол, причем по максимальному курсу. Правда непонятно, кто может лечить ебанатов в стране, где психоз приобрел такие степень и масштабы.
Пиздец, однако...

Владимир, 12.03 17:06
Газета ВР "Голос Украины" опубликовала статью "Великий скиф Будда: пророк, который не знал Бога?", в которой фактически утверждается, что Будда был украинцем.
Предваряя статью, ее автор - доктор п. н., про-Х-вессор, проректор университета "Украина", глава правления Всеукраинской ассоциации политических наук В. Бебик пишет: "В предыдущих статьях "Христос и Нефертити", "Христос - жрец Аполлона?", "Философия ариев: Аристокл и Аристотель" мы убедились в незаурядной роли украинской цивилизации, которая дала выдающихся деятелей духовной сферы человечества: пророков, философов, вождей".
"На каком-то этапе духовно-интеллектуальный потенциал украинского этноса истощился, и на несколько тысячелетий мы попали в яму бездуховности и безгосударственности. Однако нынче, несмотря на временные неурядицы, Украина оживает. И она обязана знать свою истинную историю и ощущать свою историческую миссию на этой благословенной земле".
В статье развиваются мысли относительно различных исторических аспектов и вопросов, в том числе и о происхождении и миссии Будды. В этой части отмечается: "Интересно, что буддистская традиция трактует имя Будды как "просветленный", на которого снизошел свет (отображение культа солнца ариев?). Но обратите внимание на имя его тестя и по совмещению - родного дяди. Он тоже -... будда. Но его никто "просветленным не называет! Именно поэтому и имеет правдоподобный вид версия, что Будда принадлежал к скифскому/сакскому народу будинов, который проживал во ІІ-І тысячелетиях до н.э. (по Геродоту) на территории Стародавней Украины. Имя этого народа сбереглось в названиях населенных пунктов Середина-Буда (Сумщина), Буда (Черниговщина) и тому подобное".

Бля, с кем мы тут связались..))

Наблюдатель, Россия, 12.03 16:21
Дякую боже що я не москаль, 12.03 12:21

Закатай губу и до галичины шагом марш, ложись спать и смотри сказки о Великой украине...

Дякую боже що я не москаль, 12.03 12:21
Наблюдатель, Россия, 11.03 20:21
...собрались до кучи покалякать о вечном...,

...именно так малыш, именно так "від Сяну до Дону", моно и до Владивостока...

Наблюдатель, Россия, 11.03 20:21
Все уебки и ущербные (к Николаю не относится) собрались до кучи покалякать о вечном..., о Великой украине от Атлантики ло Владивостока...

Дякую боже що я не москаль, 11.03 18:48
Умнег, 11.03 14:34
Кто элита? Проханов...

...не, на самом деле это и есть ихняя элита, отцы нации так сказать, пророки, мля...

Дякую боже що я не москаль, 11.03 18:47
Путешественик, Мой адрес Советский Союз, 11.03 15:16
Идеалы у них те же. Пропаганда - та же. Совковая империя.

Да...но нам то оно не нада...у нас свои планы и перспективы и возможно в наших планах найдется место и северным териториям, но это наш проект , а не ихний гэбэшный...и это возможно осуществыть при условии единства нации, желания и воли...

Путешественик, Мой адрес Советский Союз, 11.03 15:16
Почему же без царя? Есть злобный карлик - он же царь, воплощающий в жизнь свою мечту. То есть воссоздающийся в своих прежних границах великий-могучий "совок". Идеалы у них те же. Пропаганда - та же. Совковая империя. Безусловно, сегодняшняя Россия может и не желает видеть Украину в своем составе. Территория, ресурсы, население, инфраструктура и т.д. Грабить здесь уже нечего. После наших политиков. Тут речь может идти только васальной зависимости. О колонии заботиться-то не нужно.
ВВП хочет востановить империю. И он её активно строит. Ничего лучше "совка" он не построит. Этот "совок" засел у него в мозгу. И это уже не изменишь. Текущая цель - империя в максимально приближенных к советским с верными вассалами на границах.

Умнег, 11.03 14:34
Кто элита? Проханов, Дугин, Калашников? Это динозавры а не элита.

Николай, Харьков, 11.03 13:57
Трагедия России в том, что большевики вырезали ее элиту - дворянство и духовенство. Тем не менее процесс восстановления российской элиты идет. Бандиты и цеховики 90-х тратят деньги не только на особняки в Англии и яхты, но, и на гарварды, и кембриджи для своих детей. Эти отпрыски возможно еще будут стеснятся своих родителей, а вот их потомство будет столбовым, стержнем вертикали как власти, так и экономики. Так было во всех странах, так будет и в России. Боюсь такая перспектива не светит Украине. Бо выдавать своих дочерей за пьяных английский рокеров - конец нации.

Умнег, 11.03 12:44
Страх потерять пряник принуждает терпеть кнут.
Московия свои страхи проецирует в сторону Украины. На самом деле она сама боится, что распадётся на семь частей - это предсказывалир многие, и не только Бжезинский. У России реально крах самоидентификации. В панике, падая в бездну она тратит последние деньги на пятые колонны, пытаясь ухватиться за мифологию о Киевской Руси, панически боясь даже упоминания о финно-уграх ибо каждый российский обыватель сразу же начинает комплексовать от боязни потери страной "величия". Самоуважение, уверенность и гордость имперского народа напрямую связана с величием метрополии, с верой в её правоту. Сама мысль, что империя когда-то несла зло, а не благо, что она действовала подло и жестоко - невыносима для "великаросса".









ПОИСК
| реклама | контакты
Рекомендуем интересные сайты:
Политика
 Философ 
20.10.10
Юлия Вербицкая
 Эпатаж 
20.10.10
Станислав Белковский
 Терракт 
19.10.10
Виктор Тимошенко, Москва

Экономика
 Дружба 
20.10.10
Татьяна Ивженко, Киев
 "Поглащение" 
14.10.10
Татьяна Ивженко, Киев
 Цены 
12.10.10
Виктор Тимошенко, Москва

Гуманитарная аура
 История 
15.10.10
Владимир Павлив, Львов
 Книга 
14.10.10




map
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38