РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
10:02
12:32
10:47
10:41
11:28
Концептуально
 Модернизация 
17 April 2008 г.
версия для печати
Перестройка: Разучились работать

Владислав Иноземцев, Виктор Красильщиков

Если реформы начинает страна, индустрия которой практически ограничена военно-промышленным комплексом, производственные фонды изношены, а импорт жизненно важен, создание конкурентоспособной — по структуре и качеству — экономики становится главной задачей. Этот процесс во всем мире именуется модернизацией. О подходах к модернизации — вторая статья цикла, посвященного будущему российских реформ.

Когда речь заходит о модернизации, вспоминаются примеры Германии конца XIX в., СССР 1930-х гг., Японии 1960-1970-х гг., Бразилии того же периода и, наконец, «азиатских тигров» 1970-1980-х гг. и Китая в последние 20 лет. Во всех этих случаях речь шла, во-первых, о «догоняющем» развитии, нацеленном на сокращении разрыва с передовыми державами, и, во-вторых, об индустриальной модернизации, так как сосредоточение ресурсов (в основном при деятельном участии государства) позволяло решать лишь задачи развития промышленности. История показывает: «постиндустриальные модернизации» невозможны — информационная революция совершается не сверху, а снизу, а творчество плохо поддается мобилизации.

Гонка за лидером

Все эти страны проделали схожий путь: они хотели уйти от отсталости, а порой и нищеты (в конце 1950-х подушевой ВВП Южной Кореи и Тайваня был ниже, чем в большинстве стран Африки) и на равных интегрироваться в глобальную экономику. Важным стимулом было обеспечение безопасности и преодоление угрозы быть «съеденным» своими соседями или кем-то из крупных игроков в годы холодной войны.

Как строилась стратегия модернизации? Везде начинали с заимствования технологий и организации производства сложной продукции в своей стране. Иногда (как в части государств Латинской Америки) это заводило в «ловушку импортозамещения», но чаще (как в странах Юго-Восточной Азии) начиналось завоевание внешних рынков. На каких элементах модернизационной стратегии следует особо остановиться? Выделим четыре момента: отказ от «изобретения велосипедов» и смелое заимствование технологий; готовность ограничивать текущее потребление во имя инвестиций; обеспечение условий для наращивания экспорта; и наконец, развитие сначала среднего профессионального, а затем и высшего образования, а также прикладных исследований.

Модернизаторы начинали с заимствований. До 1985 г. Япония расходовала на покупку лицензий и патентов в восемь раз больше, чем получала от продажи собственных. Банк Японии кредитовал закупки технологий по ставке вдвое ниже рыночной, и вплоть до середины 1970-х 28-30% всего японского импорта составляли технологии. В Южной Корее даже в начале 1990-х гг. 85% предприятий работали по зарубежным лицензиям. В Китае сегодня доля собственного know-how не превышает 7%. Импорт технологий создал рабочий класс, сформировал новую культуру труда. В 1970 г. в Южной Корее, Малайзии и Индонезии крупнейшим работодателем было сельское хозяйство — там были заняты соответственно 30%, 29% и 35% работников. А в 1989 г. главным работодателем стало машиностроение: 23,5%, 27,2% и 20,4%. Этот сдвиг происходил и за счет притока инвестиций из-за рубежа: в критически важный для «азиатских тигров» период 1987-1992 гг. их объем в малайзийской экономике вырос в девять раз, в тайской — в 12,5, а в индонезийской — почти в 16 раз.

Все силы были брошены на индустриальный прорыв. Доля накоплений в ВВП в 1990-х достигала в Южной Корее, Малайзии и Сингапуре 35-37%, в Таиланде — 40%, а в Китае она и сейчас близка к 50%. С середины 1970-х по конец 1980-х гг. в Таиланде, Малайзии и Индонезии реальная заработная плата не росла вообще; в Южной Корее в середине 1980-х гг. она составляла 15% от японского уровня и 11% от уровня США. Сегодня средняя заработная плата промышленного рабочего в КНР — $278 в месяц. В целом заработная плата росла на 25-40% медленнее, чем производительность труда.

Ставилась задача обеспечения конкурентоспособности на глобальном, а не внутреннем рынке. Практически все страны дотировали экспорт своей промышленной продукции, но результат был достигнут: если в 1960 г. доля экспорта в ВВП Южной Кореи составляла всего 3,4%, в Индонезии — около 6%, а на Тайване — 11,6%, то к 1980 г. эти показатели достигли 30,1%, 30,2% и 46,8% соответственно. К середине 1980-х Япония обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства видеосистем и 66% факсов и копиров; позже пальма первенства перешла к Южной Корее, Малайзии и Китаю. За 1990-2007 гг. объем экспорта из КНР в США вырос в 60 раз — с $5,3 млрд до $316 млрд, а профицит китайско-американской торговли достиг $253 млрд.

Одним из приоритетов стало образование. В Южной Корее в 1970-е гг. доход школьного учителя сравнялся с жалованьем армейского капитана. Успехи в этой сфере сопрягались с задачами модернизации: готовились грамотные исполнители, способные осваивать новые, главным образом заимствованные, технологии.

Свой путь

Россия и тут демонстрирует свой «особый путь». На протяжении всей «эпохи реформ» индустриальная политика отсутствует. Если в «азиатских тиграх» темп прироста промышленного производства в среднем в 1,7 раза превышал темп прироста ВВП, то у нас промышленность растет медленнее ВВП, подталкиваемого развитием сферы коммуникаций и связи (в 1999-2007 гг. ее валовой продукт вырос в 10 раз), предоставлением финансовых услуг (рост в 6,7 раза), оптовой и розничной торговлей (в 4,3 раза) и строительством (в 2,1 раза). Быстрее ВВП растут лишь производство труб и металлоконструкций, строительных материалов, а также пищевая промышленность. В сфере высокотехнологичного ширпотреба, на котором «выехали в люди» все новые индустриальные страны, очевиден провал: импорт занимает 55-90% рынка. Причины неудач, заметим, лежат на поверхности и сводятся к нескольким основным моментам.

Прежде всего, Россия страшится открытости и конкуренции. В 1899 г. граф Сергей Витте, докладывая императору Николаю II о положении дел в промышленности (на тот момент доля иностранных инвестиций в металлургии достигала 42% всех капиталовложений, а в угледобыче — 70%), заявил: «Россия не Китай! Только разлагающиеся нации могут бояться закрепощения их прибывающими иностранцами». Россия сейчас, похоже, боится именно этого. Только в 2008 г. 25% «АвтоВАЗа» наконец продано иностранному инвестору — с решением тянули до тех пор, пока наша страна не стала производить меньше автомобилей, чем Чехия и Словакия! Монополии (в основном государственные) диктуют растущие цены, и о конкурентоспособности говорить уже не приходится.

Доходы населения растут быстрее ВВП: в 2001-2007 гг. разрыв составил небывалые 2,4 раза! Доля накопления в ВВП находится на уровне никуда не спешащих стран ЕС: около 17,5%. Неудивительно, что на продукцию глубокой переработки приходится 14% экспорта, а на высокотехнологические товары — 3,7%. Российская элита слепо верит в ею самой сочиненные мифы о возможности технологического прорыва; она не хочет понять, что технологии покупают лишь у тех стран, которые могут довести их до промышленного использования и тем самым доказать их применимость, если не эффективность.

Образование в его нынешнем виде не отвечает целям развития. Система профессионального обучения разгромлена, в обществе культивируется пренебрежение к любому труду, кроме управленческого; восторг вызывает не самоограничение, а безудержная роскошь. Элита не намерена нести жертвы во имя модернизации. Если в США между 1929 и 1968 гг., когда страна совершала индустриальный прорыв, число миллиардеров снизилось с 32 до 13, то в России оно выросло на 32 человека за один лишь 2007 год!

Сложившаяся в России экономическая система предполагает государственное перераспределение финансовых потоков, генерируемых в добывающих отраслях, напрямую в потребительский сектор (или импорт), минуя машиностроение, производство технически сложных товаров и сельское хозяйство. Сегодня даже успешные предприятия не могут выполнить размещенные у них заказы; примеры тому — срыв модернизации военных кораблей для Индии и судостроительного контракта с Норвегией, задержки с полетом SuperJet. Россия превратилась в страну-рантье, а элита не приемлет модернизацию потому, что промышленное развитие может подорвать положение сырьевого сектора как единственного — и уже монополизированного властью — источника «кормления». Итоги последних лет сделали индустриальный прорыв в России невозможным — как бы ни утверждали обратное наши оптимистичные лидеры и их преемники.

Авторы — директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль»; завсектором Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Андрей, Москва, Сокол, 17.04 14:34
И что? Гайдара, Чубайса,Улюкаева и т.д. под суд? Кудрина, Грефа по ближе к ним. На экономический фронт профессионалов, вместо юристов, реформаторов, и просто воров?
Так нет же. Путин не знал и не любил экономику, и Медведев такой-же. Значит опять вопреки правительству, скромными темпами, с инфляцией, и диспропорцией развития. И только естество бытия, и время идиотизм сгладит.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Тревога 
13.05.08
Наталия Ромашова
 Нон грата 
12.05.08
 Интервью 
12.05.08
Михаил Зыгарь

Экономика
 Организация 
05.05.08
 Топливо 
29.04.08
Вера Кузнецова
 Недра 
24.04.08
Елена Болдырева

Гуманитарная аура
 Праздник 
12.05.08
 Мигранты 
24.04.08
Михаил Мошкин