Главным
парадоксом с оценками демократии в современной России является то, что массовое
сознание за последнее десятилетие не усматривало в развитии страны никакой
тотальной дедемократизации. Понятно почему: ценности процедурной демократии (конкурентные
выборы и все, что с ними связано) до сих пор не являются сердцевиной тех самых «человеческих
чувств» по поводу демократии, изрядно проигрывая иным требованиям —
демократия должна «давать плоды» благосостояния и безопасности, а затем еще
обеспечивать справедливость общественного порядка.
Дело тут в
том, что логика постсоветского социального перехода и доминирующих ценностей
сразу же была задана как — в первую очередь — стремление уйти от «общества
дефицита» и достигнуть образцов «общества потребления» западного типа. Это
естественным образом как раз и предопределило крайне утилитарное восприятие
ценностей демократии (необходима, как и рынок, если и в той мере, в какой
создает лучший уровень
жизни и потребления, а также поддерживает пространство «частной свободы»).
Массовая
социальная легитимность приватизации и рыночных преобразований, капитализма как
синонима демократии и развития довольно быстро испарилась. Причиной этого была
не только и не столько глубина экономического провала и социального кризиса, но
то, что российская экономика и политика 90-х определялись как этап бурной
деятельности правящего класса по переделу власти и собственности, тогда как
стратегические задачи развития явно и быстро отошли на второй план.
На фоне
негативного восприятия реформ 90-х и их результатов альтернатива демократии,
или «сильная рука», находилась и до сих пор находится на «весах
справедливости». Эффективнее и предпочтительнее очень многим до сих пор часто
видится то, что обеспечивает ту самую перераспределительную социальную
справедливость в рамках общества потребления, преодоление контрастов между
жизнью богатых и бедных, а также обеспечение основных функций государства, под
которыми понимаются безопасность частной жизни, гарантирование уровня жизни и социальная
защита населения.
Нулевые
годы, которые прошли под лозунгами нормализации и порядка, «возвращения долгов
обществу» через национализацию ренты, вполне соответствовали массовому «запросу
чувств» по поводу развития страны и восприятия демократии. В еще большей
степени такая структура массовых настроений в сочетании с тучной экономической
конъюнктурой была комфортна и для правящего класса, который мог продолжать
заниматься при такой экономической и политической модели жизни страны привычным
делом — перераспределением ренты в условиях неразделенных власти и
собственности.
И что же
теперь? Не правы ли в действительности те, кто утверждает, что Россия в
результате попала в такую «институциональную ловушку» коррупции и отсталости,
из которой практически невозможно найти выход?
Как
кажется, во всей этой невеселой картинке все же можно увидеть то главное, что,
скорее всего, способно привести к трансформации. Это может нравиться или нет,
но в системе замешенных на ренте и неразделенных власти и собственности
запускающим механизмом изменений является только экономика. Точнее —
фундаментальные экономические проблемы у самого правящего класса (если они есть
у всех остальных — это еще ничего не значит).
Проблемы
же эти накапливаются. Все яснее осознается тот факт, что «экономика трубы»
скоро не прокормит не только страну, но и саму правящую элиту. Стране уже давно
намекают, что все должны как-то «крутиться сами» и государство в перспективе
нескольких лет более не сможет воспроизводить систему управления обществом на «негативной
конкуренции» за привилегии в раздаче трансферта от сырьевой ренты. А чтобы «крутились
сами», неизбежно придется расконсервировать социальную динамику, каналы
социальной мобильности, нормальной социальной и экономической конкуренции.
Ценности процедурной демократии также начнут пользоваться все большей
популярностью у все возрастающего числа самостоятельно «крутящихся» граждан.
С другой
стороны, самому правящему классу тоже нужно крутиться, раз «труба иссякает». То
есть от постоянного передела между собой того, что есть (или еще осталось),
перейти к какому-никакому, но созданию «нового пропитания» и своей новой
конкурентоспособности в мире — новой экономики, новых активов, новых
капиталов. Для этого придется поправить внутриэлитный договор, дать дышать
бизнесу, приоткрыть каналы вертикальной мобильности. Из новой экономики и новых
капиталов, созданных уже не из перераспределения и не из административной
ренты, как раз, возможно, и появится потом реальная, а не имитационная «системная
оппозиция» и двухпартийная система.
Чувства
правящего класса по поводу процедурной демократии также будут становиться более
теплыми, поскольку станет ясно, что стратегически только большое количество не
зависящих от бюджета граждан и демократия как-то гарантируют от прихода «сильной
руки», которая, опираясь на большинство ждущих ренты, вновь захочет все отнять
и переделить.
Политическая
демократизация может стать тогда не очень стремительным, но неизбежным
техническим следствием изменения с перераспределительного на производящий
экономического способа существования и правящего класса, и самого общества. Не
худший вариант в ситуации, когда обсуждается вопрос, есть ли у России вообще
схема перехода к современности.
Автор — Заместитель
директора Института социальных систем