Угроза дефолта — как стимул... не обанкротиться государственным монополистам
Тема возможной неплатежеспособности Украины перед внешними кредиторами активно распространяется в обществе. После появления доклада экспертов ООН об экономической ситуации в мире, в соответствии с которым именно в нашей стране, якобы, хуже всего идут дела, общественное мнение начало бить ключом. Аргументы экспертов ООН: катастрофическая потеря доверия со стороны иностранных инвесторов, падение промышленного производства, рост инфляции, обесценивание национальной валюты и падение фондового индекса...
Однако отечественные экономисты такие доводы не воспринимают, ведь из всей суммы совокупного внешнего долга (0 миллиардов) государственная часть — лишь около миллиардов. Остальное — долги банков и предприятий. А для этой категории у кредиторов всегда находятся механизмы продления взятых займов или их реструктуризации (изменения). Хотя серьезные проблемы могут быть и в результате этого.
Таким образом, наполнение бюджета находится в критическом состоянии, экономика продолжает падать... «В этой ситуации может не хватить бюджетных средств, чтобы помочь обслуживать долги наших монополистов», — считает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Его поддерживает и руководитель главной службы социально-экономического развития Секретариата Президента Украины Роман Жуковский, который «угрозы дефолта в классическом понимании» не видит. Вместе с тем, проблемы у таких конкретных государственных предприятий как «Нафтогаз Украины», «Укравтодор», «Южмаш», по его мнению, целиком возможны. «Единственное, что может в этой ситуации нас зацепить, — это государственные гарантии, которые этим предприятиям предоставлены. Суммы следующие: «Укравтодор» — 0 миллионов, «Южмаш» — 7 миллионов. А в «Нафтогазе Украины» проблем еще больше. В следующем году он должен вернуть 30 миллиардов гривен. Единственное утешает, что 18 миллиардов — это деньги наших банков, следовательно, можно говорить о пролонгации, реконструкции, а остальное нужно вернуть». А из чего возвращать? Бюджет наполнен лишь на половину, а тарифы на услуги этих предприятий власть не готова поднимать».
Тарифы не поднимут, по крайней мере, до тех пор, пока не состоятся выборы президента Украины, намекают эксперты. Ведь деятельность государственных монополистов не всегда измерялась уровнем прибыли. За все годы независимости их главным назначением стало слепое выполнение правительственных решений, которые не всегда направлены на улучшение коммерческого состояния этих предприятий. Проще говоря, государственные монопольные гиганты часто вынуждены прозябать ради добавления электоральных баллов тем или иным политическим вождям. По мнению доктора экономических наук Александра Рябченко, например, «Укравтодор» не работает на прибыль, так как никакой инвестор не хочет заниматься развитием новых дорог при нынешнем порядке кредитования. Сегодня инвестор берет кредит у государства, строит дорогу, а потом государство постепенно возвращает ему эти деньги. В Европе же за проезд по построенной инвестором дороге автомобилист платит определенную сумму. Таким образом, новые дороги финансируют не за счет всех налогоплательщиков, а только тех, кто этими дорогами пользуется. У нас же такого механизма нет, поэтому и инвесторы не хотят ничего делать без процентов.
Рябченко уверен, что в первые шесть месяцев 2009 года будет очень сложно жить, но это не смертельная ситуация для Украины. «Попросту нельзя обещать больше, чем есть денег в бюджете. И не будет никакого дефолта, и не будет никаких проблем. Нужно заниматься экономическими вопросами, нужно смотреть, на чем Украина может возрастать. Не мы решаем, когда кризис заканчивается. Мы должны всего лишь приспособиться... Если подготовимся и хорошо стартуем вместе с возрастанием мировой экономики, то Украина не будет падать. Она будет подниматься довольно быстро. Поэтому сейчас нужно найти ту позицию, где мы будем в новом экономическом мире иметь свой рынок сбыта», — говорит он.
Вместе с тем экономист Виктор Лисицкий заявляет, что вопрос дефолта нужно рассматривать в трансформированном виде. «Сегодня дефолт объявили тысячи, возможно, уже сотни тысяч украинцев. Речь идет о физических лицах, которые брали кредиты под автомобили, под квартиры. Имею в виду малый и средний бизнес, — рассказывает эксперт. — Поэтому, прежде чем что-то начинать строить с нуля, нужно выяснить, кто же виновен в фактическом банкротстве рядовых украинцев»...