Предаукционная выставка украинской и российской живописи
Вчера в киевской галерее "Андреевский спуск, 3" открылась предаукционная выставка картин украинской и российской живописи и графики XIX-XX веков. В коллекции восемнадцатых торгов, которые пройдут в субботу, представлено рекордное число лотов – 164 работы. Среди них – пейзажи, которые в Киеве очень любят, портреты, которые упорно не покупают, абстракция, которую недопонимают, и Петр Кончаловский, которого готовы купить за любые деньги. Рассказывает Мария Хализева.
В этом году коллекция торгов "Антик-центра" рекордно большая и дорогая – 164 картины, общая оценочная стоимость которых превышает $2 млн. Несмотря на некоторую скудость украинских художественных коллекций, бессменный руководитель аукционного дома Александр Брей сумел собрать внушительный набор громких имен и отличных работ художников попроще.
Во главе угла, как водится, звезда – знаменитый бубновалетец Петр Кончаловский. В аукционную коллекцию вошли две его работы – роскошный пейзаж с лежащей человеческой фигуркой "В кустах" (1923), относящийся к знаменитой серии этюдов подмосковной деревни Абрамцево, и мрачная фигура сельского культуриста "Силач (Молодой позер из села Самокражи)" (1928). Первое полотно особенно хорошо: в нем отлично просматривается и увлечение импрессионистами, и бубновалетовская живость цвета, и уроки знаменитого тестя Василия Сурикова. С ценой у "кустов" из Абрамцево тоже сложилось – оценочная стоимость картины составляет $280-360 тыс. Ввиду того что в открытой продаже на Украине работ этого художника нет, Александр Брей устанавливает цены, ориентируясь исключительно на итоги собственных торгов: нижняя граница эстимейта пейзажа превышает продажную цену натюрморта "Яблоки на окне", ушедшего в прошлом году после ожесточенного торга за рекордные $260 тыс. "Силач", конечно, дешевле – всего $40-60 тыс.
Не менее заметный лот – жанровая работа Ивана Селезнева "Последний аккорд" (1885). Несмотря на то что работы этого художника украшают киевскую Кирилловскую церковь, имя его не особенно известно. Представленная картина для украинских аукционов необычна – жанровые произведения на них встречаются даже реже, чем полотна Петра Кончаловского. Нечасты они и на мировых аукционах и хорошо продаются, только если автор прописан в постоянной экспозиции Третьяковской галереи или Русского музея. Тем не менее картина Ивана Селезнева – с женщиной, сидящей у фортепиано, спящим в кресле мужчиной и морем за окном – оценена, прямо скажем, оптимистично ($120-180 тыс.). Пожалуй, самое интересное в этом лоте – публичная история картины: с декабря прошлого года по апрель нынешнего "Последний аккорд" выставлялся в Национальном художественном музее, а вариант картины входит в постоянную экспозицию музея "Воронцовский дворец" в Алупке.
На фоне неизлечимой любви украинских покупателей к академическим пейзажам очень смело выглядит включение в аукционную коллекцию небольшого сета работ харьковского авангардиста Василия Ермилова. Его имя маячит где-то в тех же супрематических и конструктивистских далях, что и имена Эль Лисицкого, Николая Суэтина, Ильи Чашника и Владимира Татлина. Когда революционный авангард впал в немилость, Василий Ермилов ушел в книжную графику, фотоколлажи и оформление "красных уголков". В 1960-е годы он несказанно радовался 30 рублям, полученным от музея за одну из его старых картин, а настоящую цену его работам обозначили легендарные торги дома Sothbey`s в 1989 году, где "Горки 31.1.1924" были оценены в 120 тысяч фунтов стерлингов. В "Антик-центре" цены на Ермилова не намного ниже: мрачная "Абстрактная композиция" (1920-е) оценена в $80-120 тыс., солнечный диптих в духе соцреализма "Парусная регата" – в $40-60 тыс., конструктивистский эскиз монументальной росписи – в $18-26 тыс., а скромный карандашный рисунок кочана капусты, датированный 1961 годом,– в $4,5-6 тыс.
Несмотря на хроническое непонимание украинской публикой портретной живописи, Александр Брей не оставляет надежды приучить ее покупать работы в этом жанре. Для этого в коллекции имеется целый ряд достойных полотен – от таинственной "Гаянэ" Надежды Удальцовой и портрета жены кисти любимого киевлянами Ивана Шульги до трогательного "Портрета девочки" известного одессита Павла Волокидина и "Мужского портрета" Альберта Эрдели, которого на рынке любят за пестрые закарпатские пейзажи.
И наконец, о пейзажах, которые составляют едва ли не 80% аукционной коллекции. В "Антик-центре" можно будет купить природу в лучших видах: зимние леса, летние поля, осенние сады, море в штиль и в легкий шторм, Крым, Карпаты, степи, реки кисти Алексея Шовкуненко, Николая Глущенко и Сергея Шишко – все, чем можно украсить стену загородного дома или подарить друзьям вместо открытки. Особенно можно выделить великолепный "Мукачевский замок" Иосифа Бокшая, роскошные "Дали" Василя Непийпиво и "Обрывистый берег" Аркадия Рылова – мирискусника, известного работами "Зеленый шум" с березами и "В голубом просторе", знакомыми даже тем, кто ни разу не переступал порог Третьяковской галереи.