РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:16
16:53
16:00
15:43
14:07
Гуманитарная аура
 Выставка 
15 May 2007 г.
версия для печати
Кому портрет, кому пейзаж
Предаукционная выставка украинской и российской живописи

Вчера в киевской галерее "Андреевский спуск, 3" открылась предаукционная выставка картин украинской и российской живописи и графики XIX-XX веков. В коллекции восемнадцатых торгов, которые пройдут в субботу, представлено рекордное число лотов – 164 работы. Среди них – пейзажи, которые в Киеве очень любят, портреты, которые упорно не покупают, абстракция, которую недопонимают, и Петр Кончаловский, которого готовы купить за любые деньги. Рассказывает Мария Хализева.

В этом году коллекция торгов "Антик-центра" рекордно большая и дорогая – 164 картины, общая оценочная стоимость которых превышает $2 млн. Несмотря на некоторую скудость украинских художественных коллекций, бессменный руководитель аукционного дома Александр Брей сумел собрать внушительный набор громких имен и отличных работ художников попроще.

Во главе угла, как водится, звезда – знаменитый бубновалетец Петр Кончаловский. В аукционную коллекцию вошли две его работы – роскошный пейзаж с лежащей человеческой фигуркой "В кустах" (1923), относящийся к знаменитой серии этюдов подмосковной деревни Абрамцево, и мрачная фигура сельского культуриста "Силач (Молодой позер из села Самокражи)" (1928). Первое полотно особенно хорошо: в нем отлично просматривается и увлечение импрессионистами, и бубновалетовская живость цвета, и уроки знаменитого тестя Василия Сурикова. С ценой у "кустов" из Абрамцево тоже сложилось – оценочная стоимость картины составляет $280-360 тыс. Ввиду того что в открытой продаже на Украине работ этого художника нет, Александр Брей устанавливает цены, ориентируясь исключительно на итоги собственных торгов: нижняя граница эстимейта пейзажа превышает продажную цену натюрморта "Яблоки на окне", ушедшего в прошлом году после ожесточенного торга за рекордные $260 тыс. "Силач", конечно, дешевле – всего $40-60 тыс.

Не менее заметный лот – жанровая работа Ивана Селезнева "Последний аккорд" (1885). Несмотря на то что работы этого художника украшают киевскую Кирилловскую церковь, имя его не особенно известно. Представленная картина для украинских аукционов необычна – жанровые произведения на них встречаются даже реже, чем полотна Петра Кончаловского. Нечасты они и на мировых аукционах и хорошо продаются, только если автор прописан в постоянной экспозиции Третьяковской галереи или Русского музея. Тем не менее картина Ивана Селезнева – с женщиной, сидящей у фортепиано, спящим в кресле мужчиной и морем за окном – оценена, прямо скажем, оптимистично ($120-180 тыс.). Пожалуй, самое интересное в этом лоте – публичная история картины: с декабря прошлого года по апрель нынешнего "Последний аккорд" выставлялся в Национальном художественном музее, а вариант картины входит в постоянную экспозицию музея "Воронцовский дворец" в Алупке.

На фоне неизлечимой любви украинских покупателей к академическим пейзажам очень смело выглядит включение в аукционную коллекцию небольшого сета работ харьковского авангардиста Василия Ермилова. Его имя маячит где-то в тех же супрематических и конструктивистских далях, что и имена Эль Лисицкого, Николая Суэтина, Ильи Чашника и Владимира Татлина. Когда революционный авангард впал в немилость, Василий Ермилов ушел в книжную графику, фотоколлажи и оформление "красных уголков". В 1960-е годы он несказанно радовался 30 рублям, полученным от музея за одну из его старых картин, а настоящую цену его работам обозначили легендарные торги дома Sothbey`s в 1989 году, где "Горки 31.1.1924" были оценены в 120 тысяч фунтов стерлингов. В "Антик-центре" цены на Ермилова не намного ниже: мрачная "Абстрактная композиция" (1920-е) оценена в $80-120 тыс., солнечный диптих в духе соцреализма "Парусная регата" – в $40-60 тыс., конструктивистский эскиз монументальной росписи – в $18-26 тыс., а скромный карандашный рисунок кочана капусты, датированный 1961 годом,– в $4,5-6 тыс.

Несмотря на хроническое непонимание украинской публикой портретной живописи, Александр Брей не оставляет надежды приучить ее покупать работы в этом жанре. Для этого в коллекции имеется целый ряд достойных полотен – от таинственной "Гаянэ" Надежды Удальцовой и портрета жены кисти любимого киевлянами Ивана Шульги до трогательного "Портрета девочки" известного одессита Павла Волокидина и "Мужского портрета" Альберта Эрдели, которого на рынке любят за пестрые закарпатские пейзажи.

И наконец, о пейзажах, которые составляют едва ли не 80% аукционной коллекции. В "Антик-центре" можно будет купить природу в лучших видах: зимние леса, летние поля, осенние сады, море в штиль и в легкий шторм, Крым, Карпаты, степи, реки кисти Алексея Шовкуненко, Николая Глущенко и Сергея Шишко – все, чем можно украсить стену загородного дома или подарить друзьям вместо открытки. Особенно можно выделить великолепный "Мукачевский замок" Иосифа Бокшая, роскошные "Дали" Василя Непийпиво и "Обрывистый берег" Аркадия Рылова – мирискусника, известного работами "Зеленый шум" с березами и "В голубом просторе", знакомыми даже тем, кто ни разу не переступал порог Третьяковской галереи.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Невъездные 
17.05.07
Татьяна Даррида, Киев
 Реалист 
17.05.07
 Министр 
17.05.07
Мыкола Сирук

Экономика
 Новый курс  
17.05.07
Максим Кутик, Антон Онуфриенко
 Цена 
16.05.07
Олег Гавриш
 Бизнес 
15.05.07
Елена Хуторных

Гуманитарная аура
 Православие 
16.05.07
Юлия Вербицкая, Крым
 Конференция 
16.05.07
Леонид Смирнов
 Дружба народов  
15.05.07
Артем Скоропадский