РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:09
16:39
15:27
14:01
12:42
Гуманитарная аура
 Рабочая сила 
7 August 2007 г.
версия для печати
Терминал для мигрантов
Власти Москвы намерены взять под жесткий контроль ситуацию с иностранной рабочей силой

Андрей Рискин

С 15 января текущего года, когда в силу вступили новые федеральные законы, касающиеся миграционной политики, наша страна стала обладать самым либеральным законодательством в этой области. Теперь, когда уже наработана определенная правоприменительная практика в сфере миграции, пришла, похоже, пора ответить на вопрос – хорошо это или плохо. В первую очередь, конечно же, для Москвы, которая в силу известных причин является центром «миграционного притяжения» и привлекает к себе тысячи иностранных работников, в основном из стран Содружества (за исключением Туркмении и Грузии, с которыми у России действует визовый режим).

Опыт последних месяцев работы правительства Москвы в этой области показал, что новое миграционное законодательство является в целом прогрессивным. Вместе с тем всплыли многочисленные проблемы, которые достаточно остры и требуют немедленного решения.

Как известно, теперь любой гражданин страны, входящей в Содружество, кроме уже упомянутых жителей Грузии и Туркменистана, может свободно прибыть на территорию РФ, подать заявление в Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) и в течение 10 дней, грубо говоря, просто обречен получить разрешение на право заниматься трудовой деятельностью. Лишить его такого права ФМС может лишь в одном случае – если гражданин незаконно перешел границу, имел проблемы с правоохранительными органами нашей страны, в общем, по сугубо личностным характеристикам. Одним словом, более чем либеральная система. Но к чему это привело, к примеру, в Москве?

А к тому, что с начала текущего года УФМС столицы выдано немногим более 426 тысяч разрешений на трудовую деятельность иностранным работникам. А вот уведомлений о том, что эти люди устроились на работу, мы получили от работодателей только 111 тысяч. Ответить на вопрос, где сегодня находятся и чем занимаются оставшиеся 300 с лишним тысяч иностранцев, ни один из органов исполнительной власти не может.

Естественно, московскую власть сегодня такое положение дел не устраивает. Потому что определенная часть этих людей либо идет на нелегальную работу, либо уходит в криминальную сферу деятельности, усложняя и так непростую в этом плане обстановку в городе.

«6 июня с.г. на заседании правительства Москвы состоялось обсуждение проекта новой миграционной программы столицы на трехлетний период – с 2008 по 2010 годы, – рассказал «НГ» председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров. – Главная цель этого документа – навести порядок с учетом и нахождением на территории города иностранных работников. А одним из главных звеньев усиления контроля за миграционными потоками, как следует из программы, будет создание так называемого миграционного терминала – это будет, судя по всему, некое центральное управление с филиалами по административным округам Москвы».

Во-первых, сегодня главная проблема – установить ответственность принимающей стороны. Иностранный работник, прибывший на территорию Москвы, в первую очередь должен быть поставлен на учет, зарегистрироваться. Миграционный терминал и может выступать именно той базой, где происходит регистрация. То есть иностранный работник регистрируется по адресу миграционного терминала.

Во-вторых, мигрант должен получить разрешение на работу. Это означает, что в миграционном терминале должно быть представительство ФМС, которое и ведает этими вопросами.

В-третьих, получив разрешение, иностранный работник должен пройти медицинское обследование. Так как правительством Москвы определен четкий перечень поликлиник, где такое освидетельствование можно пройти, мигрант получает в терминале направление в одну из них. Речь идет о равномерном распределении людей, проходящих обследование, по этим учреждениям здравоохранения.

В-четвертых, одна из весомых проблем – жилье для трудовых мигрантов. В работе терминала должна принимать участие служба, скажем так, расквартирования. Человек устраивается на работу к конкретному работодателю, тот обеспечивает его жильем, а упомянутая служба дает мигранту направление. При этом, заметим, мы сразу же получаем информацию о будущем месте жительства работника.

Следующее: если иностранный работник заключил договор с работодателем, он соответственно должен получить индивидуальный налоговый номер, чтобы фискальные органы имели четкое представление о его трудовой деятельности, заработке и т.д. Значит, в миграционном терминале должно быть размещено представительство Федеральной налоговой службы.

В-пятых, здесь же должно находиться представительство Управления государственной службы занятости – что-то вроде филиала биржи труда с базой данных по имеющимся на данный момент вакансиям.

В-шестых, конечно же, нужно представительство ГУВД. Если человек попал в неприятную ситуацию с правоохранительными органами (я не говорю о том, виноват он или нет) или, к примеру, оказался носителем опасного инфекционного заболевания, естественно, его нужно найти, чтобы разобраться в произошедшем. Благодаря мощной информационной базе миграционного терминала эта проблема во многом может быть решена.

Наконец, существуют различные структуры, которые оказывают иностранным работникам юридическую помощь, занимаются их правовой защитой и т.д. Все они действуют, как правило, разрозненно, разбросаны территориально, что осложняет их работу. В миграционном терминале могли бы разместиться представительства этих организаций или некий единый координирующий их работу центр.

Замечу, что процесс создания миграционного терминала, по сути, уже идет. Создано государственное учреждение «Московский центр трудового обмена». Кроме того, у нас действует «Межрегиональный информационный центр делового сотрудничества», также государственное учреждение. Эта структура уже сегодня имеет определенную базу данных, которая постоянно совершенствуется и пополняется. Именно на основе этой базы будет создан, надеюсь, большой информационный банк данных, который будет связан с банком данным ФМС и других контролирующих структур.

В столице наработан неплохой опыт, на базе которого будет формироваться и упомянутая выше биржа труда для иностранных работников. Мы уже проводили ярмарки вакансий для них. К примеру, последнюю ярмарку вакансий мы провели на Казанском вокзале для работников из Центрального федерального округа и других регионов России, но она не была закрыта и для иностранцев. Это, без преувеличения, ценный опыт, и он будет использован при организации миграционного терминала. Возможно, к концу этого года мы этот терминал уже запустим.

Сегодня на «миграционном поле» столицы, как известно, действуют несколько групп игроков. Это иностранные работники, прибывшие на территорию Москвы, это органы исполнительной власти, устанавливающие правила игры, это работодатели, принимающие иностранных работников, и, наконец, группа частных компаний, оказывающих посреднические услуги.

Беда в том, что во взаимоотношениях этих субъектов мало порядка. Новая трехлетняя миграционная программа столицы ставит задачу решить эту проблему. Сегодня в любом вагоне метро можно обнаружить заманчивые объявления, в которых разные фирмы предлагают в течение суток обеспечить иностранного работника разрешением на работу, медицинской справкой и т.д. При всем этом известно, что сделать это в столь сжатый срок на законных основаниях невозможно (к примеру, минимальные сроки получения медицинских справок – 21–24 дня). Значит, одна из задач города – вытеснение теневых структур и наведение порядка в этой сфере. И лучший способ в данной ситуации – создание миграционного терминала, работающего по принципу «одного окна».

Конечно, все эти, да и ряд других проблем невозможно решить без конкретной и ясной концепции государственной миграционной политики. Миграция – это не только проблема столицы, это общероссийская проблема. Власти Москвы активно участвуют в процессе разработки такой концепции, и, надеюсь, в ближайшее время она будет принята.

Следующий этап – принятие федеральной миграционной программы, которая даст возможность финансирования части мероприятий из федерального бюджета. Но главное, мы надеемся, что эта программа определит полномочия субъектов РФ в данной сфере. То есть на государственном уровне должны быть приняты общие принципы, рамочная политика. Потом же каждый субъект РФ с учетом своих особенностей будет принимать соответствующее решение. Потому что, к примеру, если сегодня для Москвы и Санкт-Петербурга характерны переполнение экономической системы иностранной рабочей силой, то у Калининградской области другая проблема – нехватка рабочих рук, в том числе иностранных. У Приморского края в миграционной сфере проблемы совсем другого рода и т.д. «Отсюда вывод, – говорит Алексей Александров. – Субъекты Федерации должны иметь право регулировать своими нормативными актами миграционные потоки на своих территориях».



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Опрос 
10.08.07
Евгения Зубченко
 Предатель 
10.08.07
Владимир Николаев, Киев
 Интрига 
09.08.07
Татьяна Даррида, Киев

Экономика
 Валюта 
10.08.07
Максим Шишкин, Дмитрий Бутрин
 Торговля 
10.08.07
Илона Заец, Киев
 Интересы 
09.08.07
Кирилл Алексеенко

Гуманитарная аура
 Коррупция 
10.08.07
Анна Хрипункова
 Комментарии 
10.08.07
 Дружба народов  
09.08.07
Дарья Трусова