Владимир Путин посмотрел на демонстрационные полеты российской авиации, поднял в воздух Sukhoi SuperJet-100, который оказался тренажером, поцеловал китаянку и встретился с премьер-министром Украины. После окончания мероприятия Путин и его главный спутник первый вице-премьер Сергей Иванов захотели мороженого и хот-догов. Но поесть им не удалось.
На открытие Международного аэрокосмического салона российский президент традиционно опаздывал. Его терпеливо ждали представители отечественного оборонпрома, главы иностранных компаний и премьер-министр Украины Виктор Янукович, прилетевший утром в Жуковский. Глава французской компании Safran Жан Поль Беша нетерпеливо посмотрел на часы, показывающие четверть одиннадцатого. «Это нормально», – я сделала тщетную попытку ввести французского гостя в заблуждение. Тот лишь вздохнул: «Во Франции на демонстрационные полеты президент прибывает минута в минуту». Глава России тоже прибыл минута в минуту, но спустя полчаса.
Сообщив о том, что Россия должна сохранить лидерство в производстве военной техники, Путин отправился на веранду, примыкающую к павильону Рос-оборонэкспорта, который здесь называют модным словом «шале». Там, сняв пиджаки, президент и первый вице-премьер побеседовали с очаровательной летчицей-испытательницей в ярко-красном комбинезоне. «Я хотела вам все наяву показать!» – взволнованно говорила девушка. Потом, очевидно, решив, что первым делом должны быть самолеты, Путин и Иванов посадили девушку поближе к премьер-министру Украины.
Украинский премьер показал себя очень галантным кавалером. На десятой минуте демонстрационных полетов, когда руководство страны и весь оборонпром, затаив дыхание, наблюдали за чудесами в небе, девушка уже протягивала ему визитку. А когда спустя полчаса Януковичу принесли стакан воды, он мужественно передал его летчице.
Уже без гостя из Киева президент и сопровождающие его лица (первый вице-премьер Иванов, глава кремлевской администрации Сергей Собянин и другие) отправились к детям. Дети от семи лет и старше были на все руки мастера. Девочка из Нижнекамска связала модель самолета. «Возьмем на работу дизайнером», – пообещал Иванов. Мальчик лет десяти смастерил луноход. Президент, с нежностью смотря на юного изобретателя, полюбопытствовал, как он это придумал. «Смотрел на другие модели», – рассказал мальчик, который очень хотел исследовать Марс. Еще дети написали для президента стихотворение. «И физики, и лирики сразу?» – покачал головой первый вице-премьер. Но больше всего процессию поразила модель межпланетного комплекса. «А какой двигатель?» – спросил главный куратор промышленности Иванов. «Наших последних секретных разработок», – засмеялся Собянин.
В павильоне Объединенной авиастроительной корпорации президенту показали салон пассажирского среднемагистрального самолета Sukhoi SuperJet-100. Пока ключевые участники мероприятия рассматривали кожаные кресла, министр обороны Анатолий Сердюков покорно стоял у входа. Замечу, что он не менее покорно сидел на веранде во время демонстрационных полетов, когда пояснения его шефу давал первый вице-премьер. «Почему вы здесь, а не там?» – спросила я министра обороны. «А там тесно?» – ответил Сердюков.
Если вы думаете, что президент порулил всей возможной техникой, то вы ошибаетесь. Он еще не рулил надеждой российского пассажирского авиастроения Sukhoi SuperJet-100. Путина посадили за штурвал тренажера. На огромном панорамном экране глава государства мог видеть леса, поля и реки. «Критическая скорость 320?» – произнес инструктор, и картинка на экране померкла. Взлетать начали по новой. Я подумала, что президент, наверное, завалил самолет, но авторитетный источник, сопровождавший главу государства на авиасалоне, заверил меня, что такого несчастья случиться никак не могло. «Ручку чуть-чуть от себя? выдерживаем высоту, – командовал инструктор. На чем летали?» – «На Су-27, но не самостоятельно», – ответил президент. «Спасибо за поддержку», – поблагодарил он инструктора, когда самолет приземлился.
Потом глава государства отправился в павильон иностранных компаний. Поговорив с главой EADS Томом Эндерсом, глава государства подошел к стенду Boeing. «Boeing – самый продвинутый наш партнер», – сказал мне высокопоставленный источник в правительстве. Корпорация, по его словам, выступила с предложением о совместном продвижении высокотехнологичной продукции и создании международной монополии с Россией на паритетных началах.
Тем временем глава государства, поцеловавший китайскую девушку по настоятельной просьбе представителей китайского оборонпрома, отбыл в сторону украинского павильона. Там он вновь встретился с Януковичем и поприветствовал его так, будто не видел сто лет. «Виктор Федорович! Привет! Как встречают?» – похлопал по плечу своего «младшего брата» российский президент. «Антонов» готов», – ответил Янукович, чуть не взяв под козырек.
Президент и гость из Киева подошли к стенду «Антонова». На всякий случай я спросила у высокопоставленного источника, в каком состоянии находятся отношения России и Украины в сфере авиастроения. Соединив большой и указательный пальцы, мой собеседник показал «ноль». Было очевидно, что украинский премьер прилетел в Москву совсем не обсуждать вопросы авиастроения. Обстоятельная беседа Путина с Януковичем состоялась в павильоне Рособоронэкспорта после завершения программы главы России на МАКСе.
Перед разговором с украинским премьером Путин и Иванов решили перекусить. Кортеж неожиданно остановился, и они подошли к лотку с мороженым. Жестокое разочарование ждало президента и первого вице-премьера. «Написано – «мороженое», а мороженого нету», – расстроился Иванов. А Путин промолчал, наверное, вспомнив, как два года назад он купил мороженое за 500 рублей. Они подошли к тележке с хот-догами, но и здесь их постигла неудача. «Чем торгуете? Жарой, что ли?» – с наигранным неудовольствием произнес первый вице-премьер.
На следующем авиасалоне покупать мороженое предстоит другому президенту. Впрочем, МАКС-2009 будет отличаться от нынешнего авиасалона не только этим. Как сказал мне председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров, на следующем МАКСе Россия впервые покажет главное детище последних лет – самолет пятого поколения.
VIII Международный авиационно-космический салон – МАКС
Количество участников авиасалона выросло по отношению к 2005 году почти на треть. Свою продукцию показывают 540 российских и 247 зарубежных компаний. 23% российских и 32% зарубежных предприятий и организаций участвуют в выставке впервые. Для участия в салоне прибыли официальные делегации из 100 стран, свыше 550 высокопоставленных представителей иностранных государств. Впервые демонстрируются истребители Су-35 и МиГ-29К/КУБ четвертого поколения. Корпорация «МиГ» представила на своем стенде полномасштабную модель ударного беспилотного аппарата.
Общая площадь выставки составляет около 40 тыс. кв. метров и размещается в 15 павильонах. Весь российский самолетостроительный комплекс выступает единой экспозицией в двух павильонах. В одном размещается боевая авиатехника «Сухого», «МиГа» и «Иркута». Другая часть экспозиции отдана гражданским самолетостроителям. Здесь выставляются МАК «Ильюшин», «Гражданские самолеты «Сухого», НПК «Иркут», «Туполев», ТАНТК им. Бериева и их кооператоры. Космические предприятия России показывают свою продукцию в павильоне под маркой Роскосмоса. Лишь РКК «Энергия» выступает отдельно, в своем павильоне.
Большая часть иностранных участников разместилась в двух недавно построенных павильонах. Третий раз участвуют в московской выставке представители США. Россия впервые представляет новейшую зенитную ракетную систему (ЗРС) С-400. Кроме того, экспонируются ЗРС С-300, доработанный образец зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», крылатая ракета «Метеорит-А», облегченная боевая машина ракетной системы залпового огня «Смерч». На МАКС-2007 планируется подписать ряд важных контрактов, в том числе по поставкам самолетов Су-27 и Су-30. Меморандум с Индонезией был подписан в первый день работы выставки.