Безусловно, единственным выходом из нынешнего политического кризиса являются внеочередные парламентские выборы. Каждый украинский избиратель получит возможность дать собственную оценку политической коррупции, ревизии народного волеизъявления и попыткам дать задний ход внутренней и внешней политике государства. Это его право, это — вполне справедливо.
Политики согласились обратиться непосредственно к народу как к высшему арбитру в политическом споре. Чтобы быть честными перед ним, они должны назвать причины нынешней недееспособности парламента, беспрецедентной дискредитации судебной власти, втягивания правоохранительных органов в политическую борьбу. Замалчивание причин болезни, лечение симптомов обрекают страну ходить по кругу — от кризиса к выборам и от выборов к кризису. Необходимо системное решение, которое сделает невозможной потерю времени, столь нужного для модернизации страны, для увеличения ее шанса на успех в конкуренции на глобальных рынках товаров, интеллекта и идей.
Президент Украины Виктор Ющенко четко определил корень проблемы: «Вмешательство в Основной Закон страны в 2004 году завело страну в тупик, создало угрозу украинской демократии. Это один из наибольших ударов по государственности в новейшей украинской истории». Оснований для такого вывода вполне достаточно.
Напомню, что изменения в Конституцию были задуманы как технология сохранения непопулярного режима, готовились без учета общественного мнения, были приняты с грубыми нарушениями конституционной процедуры.
Цена вступления в силу этих изменений — развал конституционного судопроизводства. После внесения изменений в Основной Закон решения Конституционного суда стали абсолютно необходимыми и для нормального законотворческого процесса, и для формирования нормального взаимодействия ветвей власти. Однако именно тогда работа КС была остановлена усилиями определенных политических сил. Тогда впервые был запущен механизм блокирования тех конституционных механизмов, которые должны предотвращать узурпацию власти.
Результатом внесения изменений в Конституцию стал полный дисбаланс полномочий и ответственности государственных органов. Последствия этого — попытки поставить парламент и правительство над законом, размывание принципов верховенства права и демократических основ государства, неспособность правосудия их защитить.
Об угрозе такого развития событий предупреждали и украинские, и европейские эксперты — соответствующие выводы авторитетной Венецианской комиссии были обнародованы еще весной 2005 года. Президент Украины не преувеличивает, когда, анализируя нынешнюю ситуацию, говорит об опасности для самой украинской государственности. Отвести эту угрозу может только незамедлительная конституционная реформа.
У нас есть возможность провести ее в довольно короткие сроки, определив простые и понятные принципы.
Первым таким принципом я бы назвал необходимость опираться на Конституцию Украины, принятую 28 июня 1996 года. В свое время она была положительно оценена международным экспертами, ее фундаментальные принципы доказали свою эффективность и должны быть сохранены.
Второй принцип — усовершенствования, прежде всего, должны касаться прав и свобод человека, гарантий их защиты.
Например, мы видим, что с этой точки зрения абсолютно не нужен так называемый общий надзор со стороны прокуратуры. Появление этого нововведения в Основном Законе привело только к негативным последствиям, в частности обвинению Украины в несоблюдении требований Совета Европы. Думаю, сегодня граждане Украины уже достаточно убедились — уровень защиты их прав благодаря введению этой нормы никоим образом не улучшился, при этом возник соблазн использовать прокуратуру как партийный «карающий меч». Очевидно, в ходе работы над новой редакцией Конституции должен, наконец, быть решен вопрос о роли и месте прокуратуры в структуре одной из ветвей власти.
В то же время следует резко усилить институционную и кадровую состоятельность судебной власти защитить права и свободы украинских граждан. Направления судебной реформы уже очерчены президентом Украины, и конституционная реформа должна открыть широкие возможности для их реализации. Независимый суд, справедливость для всех должны, в конце концов, перейти из состояния провозглашаемых намерений в состояние доступных реалий.
Третий принцип — учет мнения граждан. Президент Украины говорит о Конституции как об общественном договоре. Чтобы стать им, Основной Закон должен ответить на наиболее важные для украинского общества вопросы.
Недавно Центр Разумкова провел репрезентативный опрос, чтобы оценить настроения и ожидания граждан Украины. Опираясь на его результаты, равно как и на итоги многих других исследований, можно определить ряд актуальных направлений работы по усовершенствованию Конституции.
Так, преобразование Украины в федеративное государство считают приемлемым только 10,3% респондентов. Сохранение Украины как унитарного государства с нынешними полномочиями регионов поддерживают 34,8%, за унитарность с расширением полномочий регионов высказываются 36,3%. При такой абсолютно четкой позиции общества тема федерализации не может иметь никаких оснований для рассмотрения в ходе конституционной реформы.
При этом позиция относительно расширения прав регионов заслуживает самого пристального внимания. Очень важно открыть путь для глубокой административно-территориальной реформы и реформы местного самоуправления. Необходимо обеспечить формирование надлежащих финансовых, организационных и других предпосылок эффективного общественного самоуправления. В Конституции стоит зафиксировать европейский принцип субсидиарности, передачи на верхний уровень власти только тех полномочий, которые община не может осуществлять сама.
В целом конституционное закрепление европейского вектора развития Украины является четвертым принципом реформы. Вступление Украины в Европейский союз уже сегодня считает нужным большинство граждан, конституционная реформа должна дать новый импульс процессу евроинтеграции. А этот процесс означает введение в национальное законодательство нескольких тысяч директив Евросоюза, которые определяют привлекательный для большинства украинцев высокий уровень европейских экономических, социальных, гуманитарных стандартов и стандартов безопасности. Как показывает опыт наших соседей, темпы вступления в европейское пространство зависят от ускоренной гармонизации национального законодательства с европейским. Нам необходимо зафиксировать механизмы такого ускорения в украинском Основном Законе.
В вышеупомянутом социологическом опросе респондентам поставили очень важный, на мой взгляд, вопрос относительно общественно-политических проблем, которые их волнуют. В ответах зачастую называлось равнодушие власти к мнению граждан. Отсутствие обратной связи — серьезная проблема Украинского государства, ставящая под сомнение ее демократичность. Отсюда вытекает еще один принцип конституционной реформы — усиление ответственности всех органов власти перед гражданами.
В этом контексте следует внимательнейшим образом рассмотреть возможность внедрения в Украине институтов народной законодательной инициативы, народного вето, конституционной жалобы от граждан. Так же важно открыть дополнительные возможности для укрепления структур гражданского общества, развития независимых СМИ, усиления с их стороны контроля за действиями власти.
Опираясь на эти принципы, можно быстро осуществить конституционную реформу, ответить на вопрос о создании сильного и эффективного государственного механизма.
Система власти должна быть сбалансирована за счет четкой ответственности президента, Верховной Рады и Кабинета министров, создания надлежащей системы «сдерживаний и противовесов» как эффективных предохранителей на пути узурпации власти.
Глава государства последовательно выступает за развитие основ парламентаризма в Украине. Но расширение полномочий Верховной Рады, в частности в сфере формирования исполнительной власти, должно сопровождаться соответствующим усилением ее ответственности. В частности, президент должен получить право распускать парламент по политическим мотивам в случае осуществления действий, направленных на нарушение конституционного баланса, или попыток узурпировать власть.
С учетом приобретенного опыта важно зафиксировать в Конституции механизмы, предотвращающие слияние законодательной и исполнительной власти, гарантирующие их независимость. Например, следует определить новую процедуру формирования и отставки правительства. Ведь за неполный год работы под влиянием политической конъюнктуры в составе нынешнего Кабмина поменялось много министров, появлялись и менялись вице-премьеры. Но правительство до сих пор считается тем же — сформированным коалицией в начале работы Верховной Рады пятого созыва. Из-за слияния двух властей никакой политической ответственности за постоянные перетасовки ни парламент, ни правительство не несет. Повышению их взаимной независимости и ответственности будет способствовать сужение возможностей для кадровых перетасовок, когда замена министров по политическим мотивам будет происходить только путем отставки всего Кабмина.
Кроме того, опыт показывает, что Конституция должна быть особенно чуткой к ситуациям, возникающим в ходе политической борьбы. В частности, необходимо четко определить «коридор полномочий» для должностных лиц при роспуске парламента, изменении формата правящей коалиции, отставке правительства и т. п. Нужно усилить координирующую и контролирующую роль Совета национальной безопасности и обороны Украины, чтобы не допустить использования правоохранительных органов или структур Вооруженных сил в партийной борьбе за власть.
Важным направлением развития парламентаризма может стать формирование в Украине двухпалатного парламента. Следует подчеркнуть, что двухпалатность парламента сама по себе не является признаком федерального устройства государства. Об этом свидетельствует хотя бы опыт Польши или Франции — двух, возможно, самых унитарных европейских стран.
Две палаты — благодаря двухступенчатой системе принятия законов, это высший уровень профессионализма в работе парламента, это представление партийных предпочтений избирателей в нижней палате наряду с надлежащим представительством регионов в верхней.
В нижнюю палату депутаты избираются на более короткий срок, сравнительно с верхней палатой. Это дает возможность усилить ответственность партий перед избирателями. С другой стороны более длительный срок работы депутатов верхней палаты позволяет им накопить достаточный опыт для усиления роли парламента во внешней политике и в сфере национальной безопасности, а также в решении кадровых вопросов.
Важно помнить, что парламент (так же, как и власть в целом) — это отражение общества. Целеустремленность и эффективность работы всех ее органов и ветвей в большой степени зависит от единства украинского общества, от успеха формирования современной украинской нации. Конституция должна определить роль и задачу государства в формировании и укреплении украинской идентичности, ее культурной и политической составляющих, в сохранении исторической памяти и реализации в жизни государства фундаментальных украинских и вместе с тем европейских ценностей, среди которых — уважение к человеческому достоинству, свобода, равенство, справедливость и солидарность.
Конституционные предложения президента Украины вскоре будут оглашены с тем, чтобы стимулировать общественную дискуссию и учесть мнение общественности при подготовке проекта новой редакции Основного Закона.
Новая редакция Конституции должна быть одобрена на референдуме уже в ближайшее время.
Одной из важнейших задач Верховной Рады станет развитие конституционной реформы путем принятия «конституционных» законов, среди которых первыми должны быть «О Регламенте Верховной Рады», «О Кабинете министров», «О выборах в Верховную Раду», «О Конституционном суде», «О прокуратуре», «О судоустройстве», «О статусе судей» и много других. Успех конституционной реформы в целом, эффективность власти и прогресс страны зависят от качества и скорости принятия этих законодательных актов.
Конституционные инициативы президента Украины направлены не просто на преодоление текущей кризисной ситуации. Глава государства напомнил, что перед каждым из нас, граждан Украины, стоит общая всенародная задача — отвратить угрозу для украинской государственности, открыть Украине путь в будущее.
Уинстон Черчилль так определил формулу человеческого благополучия: «Залог успеха — возможность жить не спрашивая ни у кого разрешения под защитой справедливого закона».
Украине вполне по силам создать такой Основный Закон для своих граждан.