”Коалицию создадут Партия регионов и ”Наша Украина—Народная самооборона”
Мороз потерял способность к политической изобретательности
Анатолий Марциновский
Руководитель социологической службы ”Украинский барометр” Виктор Небоженко, 53 года, прогнозирует, что на завершающем этапе избирательной кампании БЮТ попытается раздавить пропрезидентский блок.
— Были ли регистрация избирательного списка ”Поры” и исключение ее из списка ”Нашей Украины—Народной самообороны” политтехнологической операцией коалиции?
— Однозначно сказать тяжело. ”Пора” — одна из самых драматических постмайданных историй. Она превратилась в микропартию власти, которая обслуживала двух-трех человек. Понятно, это не нравилось не только другим лидерам, но и многим рядовым членам, которые хотели видеть продолжение, эволюцию партии. В конечном итоге состоялся раскол на примиренцев и экстремалов. Первые пошли в блок НУ-НС, другие пытались обновить ”Пору”. Обвинять же в последних событиях политтехнологов Партии регионов вряд ли нужно. С таким же успехом можно допустить, что это сама НУ-НС искусственно привлекает к себе внимание с целью вызова сочувствия со стороны избирателей. Создать образ преследуемой политической силы.
— Разве не красноречивым является то, что за регистрацию ”Поры” проголосовали только члены Центральной избирательной комиссии от коалиции?
— Этого маловато, чтобы делать выводы. Скорее всего, через неделю-полторы какой-то районный суд упразднит решение ЦИК и обновит Владислава Каскива в списках НУ-НС. Это как раз и будет свидетельствовать в пользу того, что акция спланирована ”Нашей Украиной—Народной самообороной”. Но если суд таки не поможет — значит, ситуацией действительно воспользовались политтехнологи из Партии регионов.
— На выборы идут около 20 партий и блоков. Какие из них являются техническими, созданными для отбора голосов у политических оппонентов?
— Сейчас трудно сказать, ведь все переплелось. Тимошенко бросилась на святую территорию Партии регионов, чего не было раньше. В то же время ”регионалы” разворачивают активную деятельность в Западной Украине, пытаясь выглядеть не донецкой, а общенациональной партией. Поэтому непонятно, кто и у кого может что-то отобрать. Скажем, какая-то созданная Партией регионов сила для отбора голосов у НУ-НС в действительности может отобрать в Западной Украине голоса у самих ”Регионов”.
— Но Тимошенко и Симоненко уже призывали избирателей не голосовать за непроходимые партии...
— Это неправильно. Последние три года свидетельствуют, что доминирование трех больших партий приводит к нестабильности. Этот треугольник постоянно переворачивается. Двое время от времени интригуют против третьего, изменяется жертва. Пять–семь партий — это тот минимум, который дает какую-то динамику. Для страны плохо, когда все сводится к двум-трем.
— Раиса Богатырева на днях заявила, что и НУ-НС, и БЮТ уже ведут переговоры с Партией регионов о возможной послевыборной коалиции. Это может быть правдой?
— Да, и это понятно. ”Регионы” — ведущая партия, с ней нужно вести переговоры. Но думаю, что Богатырева преувеличивает интерес БЮТ к переговорному процессу. Тимошенко же понимает, что скоро президентские выборы. Она не может позволить себе какие-то союзы с Партией регионов.
— Интрига относительно состава будущей коалиции еще сохраняется?
— Интриги уже нет. Будет формироваться широкая коалиция Партии регионов и ”Нашей Украины—Народной самообороны”. Тимошенко же предложат условия, которые ее не устроят.
— Но лидеры НУ-НС публично отрицают возможность коалиции с Партией регионов.
— С точки зрения избирательной кампании это правильно. А после выборов нынешнее руководство НУ-НС изменится. Новое не будет нести ответственности за заявления своих предшественников. Мол, мало чего там говорили люди, которые провалили кампанию.
— Кампания сейчас довольно специфическая — идет соревнование банальных лозунгов. Это нормально для досрочных выборов?
— Во всем мире во время досрочных выборов политтехнологические штабы крупных партий боятся экспериментировать. В первую очередь нужно сохранить свой электорат. У нынешних трех лидеров неплохие показатели: 35% у Партии регионов, до 30% дотягивает БЮТ, 15–17% имеет НУ-НС. Они не могут этим рисковать, тем более каждый процент — на вес золота. А новые темы, новые люди, смелые решения — все это несет не только перспективу получения новых голосов, но и опасность потерять то, что есть.
— Ваш прогноз: запланированное Александром Морозом на 4 сентября заседание Верховной Рады состоится?
— Нет. Очевидно, Мороз потерял способность к политической изобретательности. Он так и не нашел серьезных политических оснований для созыва парламента. И предложения Кабмина тоже какие-то неловкие. А просто самоцелью собрание парламента быть не может. Запланированная повестка дня все время изменяется, Мороз подбрасывает что-то, что могло бы заинтересовать все фракции. Но они не соберут 300 человек. А если придут 120, то это будет неприлично, повлияет на оценки электората. Рядовой избиратель подумает: они же сами еще не знают, будут ли принимать участие в выборах — чего мы будем за них голосовать? Это особенно угрожает коммунистам и социалистам. Тем более, что последние впервые имеют внутренний конфликт со своим лидером, которому интересна не столько партия, сколько сохранение нынешнего статуса. И если Мороз будет до последнего играть в ”живую” Верховную Раду, то избиратели не будут воспринимать это всерьез. Рейтинг СПУ уже сполз к одному проценту. И это, в частности, и потому, что нет четкой позиции партии — принимают они участие в выборах или нет. Избиратель не чувствует, что социалисты в нем заинтересованы.
— Насколько искренний в своей позиции один из лидеров социалистов Василий Волга, который открыто выступил против Мороза?
— Думаю, что искренний. С самого начала его членства в Соцпартии было понятно, что это не его лодка. Возможно, у него были какие-то иллюзии. Волга, по большому счету, либерал, неплохо разбирается в экономике. Как молодой политик, он пытался приспособить деятельность фракции к требованиям времени. Но это не входит в планы Мороза. Тот рассчитывает на консервативный вариант передачи власти в партии своему преемнику.
— Перессорятся ли на выборах СПУ и коммунисты, которые практически открыто призывают избирателей Соцпартии голосовать за них?
— Коммунисты в частных разговорах в один голос говорят: историческая справедливость восторжествует. Мол, Мороз в 1991-ом раскалывал коммунистическое движение, а теперь он вот так завершает свою политическую карьеру. Коммунисты считают, что уход Мороза усилит КПУ.
— Изменятся ли на протяжении следующего месяца проценты главных участников гонок?
— Да. Например, на последнем этапе Тимошенко постарается вырваться вперед за счет ”Нашей Украины—Народной самообороны”. Попытается ее раздавить.