Всем политическим силам Украины на руку изменить Конституцию. Но каждой в свою пользу
Фэнт Ди, Киев
На Украине назревает потребность принять новую Конституцию. Президент Виктор Ющенко допускает возможность проведения всеукраинского референдума по изменениям в Основной закон уже до конца нынешнего года. А все политические оппоненты на Украине признали, что причиной их конфликта является несбалансированная Конституция, не позволяющая ни одной из противоборствующих сторон полноценно руководить страной.
Основным лозунгом "Нашей Украины - Народной самообороны" звучит отмена депутатской неприкосновенности и сокращение числа депутатов, чего можно достичь, лишь изменив Конституцию. Ющенко также высказался о необходимости создать двухпалатный парламент, чтобы не допустить "бардака" наподобие сегодняшнего. Поэтому партия власти и выступает за всенародный референдум. По мнению Ющенко, плебисцит должен быть разведен в сроках с досрочными выборами. Он привлекает в состав создающейся Конституционной комиссии (КК) более двухсот экспертов, юристов, представителей политических партий, журналистов, судей. "Доверие к политическим лидерам, которые могли бы самостоятельно разработать новую редакцию Конституции, чрезвычайно слабое. С сложившейся ситуации нам необходимо апеллировать только к одной стороне - народу", - заявил президент.
Политолог Владимир Фесенко считает, что созыв КК вполне возможен. Он напомнил, что "Украина - это не Россия, и не Казахстан", отметив, что украинское общество далеко не однородно и политически расколото. Если глава государства вынесет на утверждение народа "свой вариант" Конституции, усиливающий его полномочия не как президента, а как Виктора Ющенко, то существует огромная вероятность, что большая половина страны проголосует против. К тому же, если Ющенко вдруг попробует продвинуть на референдум свой собственный вариант Конституции, не согласованный с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) или Партией регионов (ПР), возникает большая вероятность того, что президент проиграет. Затея составлять текст Основного закона в рамках КК не позволит делать это в чью-то пользу. "Ведь сегодняшняя политическая нестабильность не дает полноценно управлять ни президенту, ни премьеру, и неизвестно, кто будет сидеть в кресле главы государства в 2009 году, - Ющенко, Тимошенко или Янукович", - резюмировал Фесенко.
Юридический казус, который возникает при апелляции к Основному закону, сталкивает лбами президента Виктора Ющенко и премьера Виктора Януковича. Отсутствие в стране законодательства, которое бы четко разграничивало их полномочия в условиях парламентско-президентской формы правления, также усугубляет ситуацию.
Госустройство на Украине было изменено после принятия поправок в Конституцию в конце 2004 года. Тогда Леонид Кучма и сегодняшние союзники Януковича согласились на третий тур президентских выборов, в которых одержал победу Ющенко. Однако тогда при обсуждении изменений в Конституции не учитывалось мнение украинского народа. В итоге третьего президента независимой Украины практически одновременно с избранием лишили и основных полномочий, а основные рычаги влияния на процессы в стране получило правительство, которое формируется парламентским большинством.
Очевидно, что сегодня президенту необходимо сохранить полномочия по контролю правительства, которое возглавляют политические соперники, а премьеру - окончательно лишить главу государства оставшегося влияния на работу Кабмина.
Вместе с тем, как указывают политические соперники Ющенко, он желает вернуть утраченные три года назад полномочия. В частности, лидер Соцпартии спикер Александр Мороз полагает, что Ющенко хочет навязать свой вариант редакции Конституции. Социалисты предлагают президенту восстановить распущенный парламент и принять изменения в Конституцию 4 сентября, еще до начала проведения выборов. Поспешность этой инициативы можно объяснить лишь падающим рейтингом партии. Принятие фундаментальных решений на скорую руку без вынесения на суд общественности означает собрание нового Майдана.
Что касается Партии регионов, то в условиях высокой поддержки Януковича, премьеру невыгодно терять свое кресло, по крайней мере до 2009 года, когда будут проходить президентские выборы. Поэтому лидер регионалов подчеркивает, что изменения возможны лишь в рамках парламентско-президентской формы правления. ПР вряд ли будет голосовать за новую Конституцию и согласится лишь вносить изменения в действующую.
По сути, сегодня основная власть сосредоточена у премьера и спикера. Президент контролирует лишь внешнеполитическое ведомство, Совет нацбезопасности, Минобороны. Он также может накладывать вето на законы, принятые парламентом, останавливать акты правительства с одновременным обращением в Конституционный суд. Сегодня Ющенко достаточно этих инструментов, чтобы держать Януковича под контролем. Однако перспектива приближения союзников премьера к 300 голосам в Раде дает все меньше шансов президенту удержать власть. Компартия, например, уже предложила отменить институт президентства как таковой.
Вопросом изменений в Конституцию обеспокоена и лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Она считает, что референдум необходимо проводить в день досрочных парламентских выборов 30 сентября.
Этого, правда, ожидать не приходится, ввиду отсутствия единого проекта Основного закона, одобренного Конституционном судом. Здесь уместно вспомнить, как в 2000 году был проведен референдум по вопросам изменений в Конституцию. Тогда более 85% украинцев поддержали все четыре вопроса. Однако результаты плебисцита были проигнорированы, и в 2004 году парламент принял противоположные изменения.