РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:50
16:51
15:21
14:27
12:56
Политика
 Точка зрения 
27 November 2007 г.
версия для печати
Анатолий Кинах: В отношениях Украины и РФ важно не создавать барьеров
Людмила Лысенко

Все формальные препятствия на пути вступления Украины во Всемирную торговую организацию сняты: финальный протокол с Киргизией, выступавшей последним препятствием на этом пути, подписан. А это значит, что вскоре рабочая группа по ВТО сможет обнародовать итоговый отчет, а затем в декабре инициировать специальное заседание Генсовета этой организации для рассмотрения вопроса о вступлении Украины в ВТО. Осталась всего одна последняя формальность, которую невозможно соблюсти без действующего парламента, - необходимо итоговое решение Верховной Рады о намерении государства вступить в ВТО.

И украинские и российские эксперты, комментируя украинский «прорыв» в ВТО и его возможные последствия для России, высказывают довольно разные мнения. Однако все они говорят о том, что после вступления в эту организацию у Киева появится новый мощный рычаг воздействия на Москву. Воспользуется ли этим шансом Киев - другой вопрос.

О том, что принесет для Украины вступление в ВТО и как это повлияет на отношения между Украиной и Россией в экономической сфере рассказал министр экономики Анатолий Кинах.

- Украина подписала протокол с Киргизией. Остаются ли на сегодня другие страны, с которыми необходимо подписать подобные документы, например, Вьетнам, который стал членом ВТО в 2007 году? Также называют Гватемалу? Не будет ли препятствий в переговорах с этими государствами?

- Украина подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году. В этом отношении мы, по сути, завершаем процедуру. Из состава нашей рабочей группы по вступлению Украины в ВТО - а там 50 государств, Киргизстан, по сути, стал последней страной, с которой мы подписали двухсторонний протокол. Также можно сказать и о высокой готовности вопросов связанных с предложениями Вьетнама. Буквально неделю назад во Вьетнаме, в Ханое, находилась наша официальная делегация, и мы решили практически все вопросы - на сегодня остались только процедурные. Правительство делегировало право подписать документы, которые парафированы с обоих сторон, нашему послу во Вьетнаме. По другим странам, включая Гватемалу, у нас еще не было в этом плане официальных предложений. Но если появятся - будем обсуждать.  Сегодня, наверное, важнее даже следующая эта задача, которая стоит перед Украиной, как государством, - понимание того, что самое сложное начинается после вступления. С одной стороны ВТО - это, безусловно, очень мощный  импульс для усиления экспортной политики: снимаются искусственные барьеры, улучшается доступ украинских товаров и продукции на мировые рынки. Это очень позитивно и Украина, имея огромный экспортный потенциал, безусловно, в этом заинтересована, и мы будем использовать эти возможности. Но с другой стороны - ВТО это более открытая экономика, более жесткая конкуренция на внутреннем рынке. У нас есть ряд рискованных отраслей, которые пока еще не вышли на тот уровень конкурентоспособности, который требует мировая экономика. Это агропромышленный комплекс, например, ряд отраслей машиностроения, банковская деятельность, страховая деятельность, сфера услуг, связь и так далее. Поэтому очень важно, и это одна из важнейших задач правительства, безусловно, вместе с парламентом страны, чтобы Украина максимально усилила, работу по повышению уровня конкурентоспособности нашей экономики. Я вынужден подчеркнуть, что мы очень много времени потеряли из-за политической нестабильности, не выполнено много задач, которые на прямую влияют на конкурентоспособность экономики. Но, я очень надеюсь, что факт вступления в ВТО будет, в том числе, стимулом для украинских политиков и власти, сконцентрироваться и не терять время на противостояния, потому что каждая недоработка при вступлении в ВТО, каждое условие, которое не отражает национальные интересы или реальную конкурентоспособность экономики, в дальнейшем приводит к потере рабочих мест и к потере отраслей, потере рынков сбыта. Необходимо думать не только о том, как быстрее вступить, но и о том, как решить проблему конкурентоспособности в условиях ВТО и международной торговли, и занять достойное место в окружающем мире и в мировой торговле.


- Чтобы стать полноправным членом ВТО, необходима адаптация украинского законодательства? Как решается эта задача?


- Весь пакет законов, требующихся для вступления в ВТО, мы уже приняли. И на одном из последних заседаний рабочей группы по вступлению в ВТО было зафиксировано, что украинское
законодательство по факту на сегодня уже адаптировано и, в целом, выполняет условия ВТО. Остается еще ряд вопросов связанных с переходным периодом, с дальнейшими процедурами - над этим надо работать. Особенно над тем, что касается экспортных пошлин, вопросов связанных с сертификацией и стандартизацией продукции, с механизмами и методами поддержки сельского хозяйства. А сегодня законодательная составляющая не препятствует вступлению Украины в ВТО.

- Как повлияет вступление в ВТО на экономические отношения между Россией и Украиной?

- Когда мы говорим, что какая-то страна является нашим партнером - мы должны четко понимать, что кроме партнерских отношений это также конкурент. Главное, чтобы это была прозрачная конкуренция. И в этом контексте ВТО мы тоже не должны идеализировать, потому что там тоже есть конкуренция. Вступление в ВТО является большим плюсом для Украины, поскольку после вступления в эту организацию мы уже будем иметь четкие правила игры, которые позволят решать нам очень многие вопросы, включая уровень двусторонних отношений. Тем более, что ВТО опирается на принцип четырех свобод, на основе которых развивается вся мировая экономика - это создание максимально благоприятных условий передвижения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, людей. Но, я еще раз повторю то, что сказал выше - нам надо четко понимать, что в наших интересах добиваться того, чтобы факт вступления в ВТО не ухудшал российско-украинских отношений, не создавал искусственных барьеров между нашими экономиками и возможностями сотрудничества нашего бизнеса, инвесторов, предприятий, компаний. Я такое понимание ощущаю и со стороны российского правительства и думаю, что мы совместно будем работать в этом направлении.

- Как Вы можете охарактеризовать украинско-российские отношения в экономической сфере? Как на них повлияет смена парламента?

- Если перейти к нашим двусторонним отношениям с Россией, то, очень важно, чтобы после вступления Украины в ВТО не ухудшились условия двухсторонней торговли между нашими государствами. Это серьезный момент. И я уверен, что этим нам надо заниматься постоянно и ни в коем случае не превращать сроки вступления в ВТО в какие-то элементы нездоровой конкуренции между государствами - суть не в этом. И Россия, и Украина, и Казахстан, и другие государства, особенно постсоветского пространства - они необратимо интегрируются в европейскую и мировую экономическую систему. Если в Украине 33,4% внешнего товарооборота - это Европейский союз, то в России этот показатель достигает 50% - и этим все сказано. По факту мы уже глубоко интегрированы. И тут очень важно, чтобы каждый этап нашей интеграции, Украины и России в европейское и мировое экономическое пространство не ухудшал условий двухстороннего сотрудничества, не создавал каких-то искусственных барьеров. И вот над этим надо работать и парламентам, и правительствам. И я уверен, что это выгодно будет и нам, и нашим партнерам - России.

По поводу влияния политической конъюнктуры... Безусловно, политическая ситуация в определенной мере влияет на экономические отношения между странами. Но я должен сказать, что за последнее время, особенно за последний год, нам удалось выйти на хорошие системные контакты на межправительственном уровне. Еще в мае 2005 года была создана межгосударственная комиссия «Ющенко-Путин». Я в свое время, будучи секретарем Совета безопасности, утверждал у президентов, в том числе у Владимира Путина, положения об этой комиссии и готовил ряд вопросов, связанных с первым заседанием. Но, к сожалению, за это время, а, по сути, прошло уже два с половиной года, было проведено всего одно заседание - в конце 2006 года. То есть, этот механизм пока не работает, хотя мы возлагали на него очень серьезные надежды и считали, что он мог бы быть очень мощным механизмом по совершенствованию условий нашего сотрудничества. Здесь мы должны действовать по принципам равноправия и взаимной выгоды - а другого мы просто не хотим, и не будем рассматривать, я уверен, и для России, и для Украины, - это однозначно. Но нам удалось все-таки переломить эту ситуацию и активизировать деятельность экономического комитета «Украина-Россия», который возглавляется премьер-министрами стран. В июне этого года было проведено уже второе заседание этого комитета - оно было проведено конструктивно и на этом заседании мы подписали среднесрочную программу экономического сотрудничества Украины и России сроком на три года. Сейчас мы серьезно работаем над подготовкой третьего заседания, которое, как мы договорились в Москве в июне, будет проведено в Киеве. И на последней встрече с премьер-министром Зубковым мы договорились, что заседание украинско-российского экономического комитета желательно провести в текущем году.

И вот это все в сумме, возобновление системных контактов, дало очень неплохие результаты. Товарооборот между Украиной и Россией за нынешний год вырос почти на 29%, мы ожидаем, что по результатам года он составит минимум 30 миллиардов долларов. Это высокий результат - последние где-то семь лет такого у нас не было. В частности, очень динамично растет экспорт украинского машиностроения в Россию - за последний год он вырос на 60%. Это говорит о том, что и в Украине, и в России, как бы не было сложно, ускоряется процесс обновления основных фондов, их технической и технологической модернизации. Важно, чтобы эта позитивная динамика была усилена, потому что это десятки тысяч рабочих мест, экономический потенциал, загрузка предприятий. И я уверен, что это настолько серьезно и настолько стратегически важно, что никакой парламент эти процессы не должен остановить. И я буду делать все, в том числе как глава секретариата украинской части экономического комитета, чтобы никакая политическая коньюктура не нарушила позитивную динамику нашего сотрудничества, как стратегических партнеров между нашими странами на взаимовыгодных условиях.

- Каковы дальнейшие перспективы развития сотрудничества между Украиной и Россией?


- Как я уже сказал, мы подготовили и подписали очень важную программу на три года вперед - она охватывает очень много стратегически важных сфер, например ракетно-космический комплекс. В мире несколько государств обладающих возможностями проектирования и производства ракетно-космической техники. И это очень важно с точки зрения позиционирования. Тут есть масса примеров, например проект «Морской старт», где участвуют Украина, Россия, Норвегия, Соединенные Штаты - очень эффективный проект. И мы хотели бы через вот такие соглашения уйти от какой-то нездоровой конкуренции и совместно работать над усилением присутствия Украины и России на рынке космических услуг. У нас для этого
есть и кадры, и потенциал. В частности, в авиастроении мы сегодня уже выходим на конкретные параметры, они связаны с самолетами серии Ан, особенно Ан-148, к которым сегодня есть огромный интерес. Мы ставим задачу возобновления строительства наших уникальных тяжеловесов типа «Руслана», «Мрии». Также в последнее время мы подписали ряд соглашений, например о доступе украинского холодного проката на три года вперед, недавно подписали соглашение о поставках арматуры с территории Украины на несколько лет вперед без антидемпинга - четкие объемы, перспектива. Со своей стороны мы сняли антидемпинговое расследование на поставки стальных канатов из России в Украину. Сейчас работаем над такими сложными вопросами, как поставки мясомолочной продукции, кондитерских изделий в Россию
и так далее. То есть этот позитив есть и я рад, что в протоколе заседания экономического комитета «Украина-Россия» есть отдельная запись, где мы берем на себя обязательства максимально использовать методы, скажем так, поиска баланса по доступу товаров на украинский и российский рынок без применения антидемпинга и ограничительных мер. Примеры, которые я привел подтверждают, что у нас есть возможность решать эти вопросы. И, конечно же, очень важно, что мы имеем среднесрочную перспективу, потому что, вопросы решать  ситуативными методами невозможно. Ну и, безусловно, надо повышать не только объемы традиционной торговли товарами и услугами - надо заниматься инвестициями. Я надеюсь, что тут скажет очень серьезное слово совет по инвестициям, который создан благодаря усилиям Украинского и Российского союзов промышленников и предпринимателей - мы сейчас готовим его заседание, с тем, чтобы конкретные инвестпроекты также были рассмотрены и дополнены
межгосударственным политическим механизмом сотрудничества. Очень важно, в
частности, создание вертикально интегрированных структур, транснациональных компаний. Надо понимать, что в рыночной экономике вакуума не бывает - и если российские предприятия и компании теряют какую-то свою нишу в Украине или украинские в России, эти ниши заполняются третьими странами и вернуться потом очень сложно.


- Как, по-Вашему, легко ли работать российскому бизнесу в Украине? Существуют ли какие-то отличия в работе российского бизнеса и бизнеса из других стран?


-  И Украина, и Россия требуют усиления работы по улучшению инвестиционного климата, особенно, в вопросах, которые касаются безопасности бизнеса, защиты прав собственности, прозрачной конкуренции. Тут я должен сказать, что Россия в последние годы демонстрирует хорошие результаты по привлечению инвестиций. В июне этого года я был на традиционном международном Санкт-Петербургском форуме, как его называют, Санкт-Петербургский Давос, на котором присутствовало минимум 60% мировой экономики. Украина также ставит задачу улучшать инвестиционный климат, особенно в преддверии Евро-2012. Для нас очень важно создавать благоприятные условия для инвесторов, потому что инфраструктура Евро-2012, как минимум, на 80% будет формироваться за счет частных, как украинских, так и иностранных инвестиций. Поэтому, когда российский инвестор работает в Украине, то он конечно лучше адаптирован к нашим условиям, чем любой зарубежный, поскольку мы все вышли из одной страны. Также я не удовлетворен общим уровнем взаимного инвестирования - этот показатель надо улучшать и у нас такие возможности есть. В этом плане многое зависит от Украины - мы должны обеспечить высокий уровень защиты прав инвестора, создать умные, прогнозируемые правила игры для инвестирования. А в целом, я думаю, что любая страна, и это касается не только Украины, заинтересована, в том, чтобы была конкуренция и диверсификация инвестиций.

- Вы неоднократно говорили о необходимости заключения среднесрочных договоров, в том числе по поставкам газа с России. В чем именно заключается такая необходимость?

- И Украина,  и Россия являются очень важными факторами энергетической безопасности Европейского континента. Украина - это транзитер природного газа - около 70% всего объема транспортируется через территорию Украины. Россия, безусловно, очень важный стратегический поставщик энергоресурсов в Европу. И в этих условиях, я уверен, решение надо искать на основе баланса интересов стран-поставщиков - России и средней Азии, транзитеров - Украины и других, и потребителей в Европе. Поэтому, здесь речь должна идти о дальнейшем развитии рыночных отношений в энергетическом секторе. Именно рыночных и товар должен иметь рыночную цену, особенно такой, как энергоресурсы. Мы понимаем, что это необратимо и у нас абсолютно нет в этом плане возражений. Но очень важно, и мы благодарны российской стороне за понимание того, чтобы переход на рыночные цены был без шоковой терапии, поскольку структура нашей экономики очень энергоемка - около 50% нашей экономики это химия и металлургический комплекс. В результате, энергоемкость валового внутреннего продукта у нас в два-три раза выше, чем у соседей в Восточной Европе. Нам нужно время на адаптацию к рыночным ценам на энергоносители. Поэтому для нас важна не только оптимальная цена на первое января 2008 года, но крайне важно видеть эту перспективу на три-четыре года вперед: как будет меняться цена, по какой формуле, с тем, чтобы адаптировать экономику, готовиться к этому и усилить ее конкурентоспособность.  Сейчас у нашей делегации в Москве именно такие директивы - не только определить оптимальный уровень цены на 2008, но и подготовить пакет условий, позволяющих видеть перспективу изменения масштаба цены с тем, чтобы разработать четкую стратегию дальнейшего развития страны и ее социально-экономической политики.

- Как по-Вашему, сможет ли делегация заключить такие договоры?

- Обязана, потому что речь не идет о ситуативных решениях. Украина является важной транзитной страной газа в Европу. Поэтому, сколько бы не было разговоров об альтернативных газопроводах - Североевропейский по Балтике, Голубой поток через Черное море и так далее, учитывая рост потребления природного газа, я думаю, газотранспортная система Украины и дальше будет выполнять эту функцию. Другое дело, что тут, исходя из баланса интересов триады «поставщик-транзитер-потребитель», надо очень серьезно работать над поддержанием необходимого уровня технической и технологической надежности и конкурентоспособности газопроводов. А то, что Украина была, есть и будет надежным транзитером - у нас просто нет сомнений.

- И украинская и российская стороны неоднократно говорили о необходимости перехода к прямым поставкам газа, без посредников. Как Вы считаете, когда это будет возможным?

- Я встревожен тем, что за последние годы мы ухудшили систему, определяющую наше сотрудничество в секторе транзита и поставок природного газа. Еще в период с 2000 по 2002 год был заключен ряд соглашений в газовом секторе между Украиной и Россией - часть из них ратифицирована парламентом Украины и имеет силу закона. В этих соглашениях были четко выписаны процедуры и взаимные обязательства. Например, Украина гарантировала бесперебойный транзит необходимых объемов природного газа, а российская сторона гарантировала доступ Украины к ресурсам природного газа в Средней Азии, четко фиксировалась связь между тарифом по транзиту и ценой природного газа, и ежегодно подписывался специальный межправительственный протокол, которым все эти условия в рамках конкретного года четко выполнялись. За последние годы, к сожалению, в этом плане много утеряно. Мы, конечно же, будем стремиться, к тому, чтобы Украина всюду имела прямые связи, прямой доступ к ресурсам энергоносителей. Но здесь нужно понимать, что в рыночной экономике посредники есть и будут - это закон рыночной экономики. В любом случае, мы уверены, что эти проблемы надо решать только совместно с участием Украины, России и республик Средней Азии. И конечно, очень важно, чтобы эти вопросы решались на основе четкого прагматизма и пропорционального подхода, равноправного взаимного сотрудничества, а не эмоций. Я думаю, что из любой сложной ситуации можно найти решение.

- Ну а сроки? Когда именно, Украина будет готова перейти к прямым поставкам: через два года, пять лет, десять?

- Это зависит не только от нашего желания. Украина хотела бы это сделать в кратчайшие строки, но с учетом тех параметров, о которых я говорил: поэтапность повышения цены на газ, возможность адаптации экономики без элементов шоковой терапии и создание эффективных схем дальнейшего сотрудничества. И в этом плане мы готовы сами идти на соответствующие переговоры.

- Насколько вероятно, что из-за долгов НАК «Нафтогаз Украины» газотранспортная система Украины может быть передана, например, «Газпрому»? Называют сумму в 500 миллионов долларов.


- ГТС Украины в соответствии с законодательством запрещена к приватизации, передаче в управление и так далее, поэтому мы эти варианты не рассматриваем. Но я абсолютно уверен в том, что это не мешает нам работать вместе с партнерами над привлечением инвестиций, над модернизацией газотранспортной системы, над снижением уровня потерь энергоносителей в ходе транспортировки, в чем заинтересованы все - и Россия, и Украина, и Европа. И, безусловно, для Украины очень важное значение имеет работа Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Необходимо решить ряд системных проблем, которые возникли в связи с потерей «Нафтогазом» возможности поставлять газ ликвидным потребителям промышленности, что негативно влияет на его финансовое состояние. Необходимо делать работу кампании более прозрачной, повышать уровень доверия партнеров, в том числе кредиторов к компании. Все эти параметры сегодня очень детально рассматриваются правительством и будут максимально учитываться как в финансовом плане компании на 2008 год, так и в целом в пакете всех мероприятий по укреплению финансового состояния компании. Я уверен, что Украина не допустит, чтобы НАК «Нафтогаз Украины»  стала предметом рассмотрения процедуры банкротства - это часть нашей энергетической безопасности, это часть экономического потенциала Украины.

- В конце ноября, скорее всего, заработает Верховная Рада, будет создана коалиция, сформировано правительство. Видите ли Вы себя в новом составе Кабинета министров?

- Во первых, я остаюсь при своей позиции, что Украина очень много потеряла в нынешнем году, особенно в том контексте, что политические договоренности были поставлены выше права, и что по сути с апреля заблокирована работа Верховной Рады. К тому же, досрочные выборы проведены в обстановке противостояния и нарушения норм Конституции, поэтому априори не могли привести к более высокому уровню политической стабильности в Украине. Крайне важно, чтобы  в кратчайшие сроки были возобновлены механизмы эффективного системного взаимодействия ветвей власти - то есть, завершена работа над созданием коалиции. Я не воспринимаю работу над созданием коалиции, когда речь идет о дележе портфелей или создании условий кто кого изящнее, извините, в политическом плане «кинет» в тот или иной момент. Это не та основа для эффективной конфигурации власти, и я бы очень хотел, чтобы, в конце концов, мы обсуждали не вопрос - кому достанется тот или иной портфель, а вопросы того уровня, о которых мы говорим - вопросы стратегического значения. А мое решение будет зависеть от того, как в дальнейшем будет развиваться эта ситуация. Если речь будет идти о формировании серьезной мощной команды профессионалов, если правительство будет формироваться по таким принципам - то я готов работать.

- Есть ли у Вас друзья или родственники в России?

- У меня очень много друзей, потому что так сложилось, что я по основной специальности инженер-кораблестроитель - заканчивал Ленинградский кораблестроительный институт. Я прожил в Ленинграде, скажем так, лучшие студенческие годы - шесть лет и моя  основная специальность инженер-кораблестроитель. У меня там осталось очень много друзей-корабелов, с которыми я все время встречаюсь. Ну и сам Ленинград, как тогда он назывался, сегодня Санкт-Петербург - это город, который я люблю, в нем есть своя аура, скажем так, традиционная питерская интеллигентность людей, культура, история. Да, у меня много друзей в России.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Олег Кустанайский, Украина - часть России, 27.11 21:50
"Анатолий Кинах: В отношениях Украины и РФ важно не создавать барьеров" -

- важно - не создавай!

АнтиХахол, Москва, 27.11 12:18
«…Если перейти к нашим двусторонним отношениям с Россией, то, очень важно, чтобы после вступления Украины в ВТО не ухудшились условия двухсторонней торговли между нашими государствами. Это серьезный момент. И я уверен, что этим нам надо заниматься постоянно и ни в коем случае не превращать сроки вступления в ВТО в какие-то элементы нездоровой конкуренции между государствами - суть не в этом…»
«…все они говорят о том, что после вступления в эту организацию у Киева появится новый мощный рычаг воздействия на Москву. Воспользуется ли этим шансом Киев - другой вопрос...» - Милая, ты не поверишь (как говорит Е.Петросян), очень хотел, чтобы президентом хохляндии стал Ющенко, теперь очень хочу, чтобы она (хохляндия) раньше России вступила в это г..но и начала копаться своим рычагом у себя в заднице, воздействуя на Москву. Очень хочется посмотреть ответную эрекцию, пробачьте, реакцию Москвы на этот мазохизм.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Интриги 
27.11.07
Иван Никифоров, Киев
 Мнение 
27.11.07
Олег Волошин
 Идеология 
27.11.07
Захар Виноградов

Экономика
 Доллар 
27.11.07
Елена Шишкунова
 Инвестиции 
26.11.07
 Цена  
26.11.07
Вера Кузнецова, Ашхабад, Алексей Гривач

Гуманитарная аура
 Отдых 
27.11.07
Игорь Наумов, Татьяна Емельянова, Сергей Скляров
 Этика 
23.11.07
 Библиотека 
23.11.07
Виктор Тимошенко, Москва