РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:31
16:37
15:49
15:34
14:03
Концептуально
 Вето 
2 August 2007 г.
версия для печати
Игры патриотов

Россия заявила, что использует свое право "вето" в Совете Безопасности ООН для того, чтобы предотвратить провозглашение независимого государства в Косово. "Вето" неоднократно применялось великими державами для того, чтобы не допустить в состав ООН какие-либо государства. Причем жертвами "вето" становились не только новорожденные государства, но и державы, существовавшие на политической карте мира несколько десятилетий и даже столетий.

Изначально при обсуждении приема в ООН новых членов столкнулись две концепции. Первую предложили США и их союзники, указывающие, что все государства возможно принять в ООН без особых обсуждений. СССР, в свою очередь, настаивал на том, чтобы каждый случай обсуждался индивидуально. С юридической точки зрения, подобные действия шли вразрез с принципом универсализма ООН, которая изначально задумывалось, как организация всех государств мира.

Ян Воутерс\Jan Wouters и Том Руйс\Tom Ruys, авторы исследования "Реформа Совета Безопасности"\Security Council Reform, указывают, что де-факто эти дебаты были проявлением начавшейся Холодной войны: обе стороны пытались получить численное преимущество в ООН. Поэтому СССР начал активно использовать "вето", чтобы торпедировать прием государств, лояльно настроенных к Западу. В 1946 году СССР заблокировал прием в ООН Трансиордании (ныне - Иордания), Ирландии и Португалии. В 1947 году вновь использовал "вето" против этих стран, добавив к ним Австралию, Италию и Финляндию. В 1948 году СССР не дал вступить в ООН Цейлону (ныне Шри-Ланка) и т.д. Кризис был разрешен лишь в 1955 году, когда был, наконец, достигнут компромисс, и в ООН вступили сразу 16 государств - одним "пакетом".

Чтобы не допустить принятия в ООН новых государств, "вето" применялось 59 раз. СССР прибегал к этому средству 51 раз. Кроме вышеперечисленных стран, Советский Союз таким образом наказывал Кувейт, Мавританию, Вьетнам, Северную и Южную Корею, Японию, Испанию, Лаос, Камбоджу, Ливию и Непал. В большинстве случаев, СССР подобным образом реагировал на политические шаги этих государств. К примеру, Цейлон пострадал потому, что перед подачей заявления о приеме в ООН заключил крупномасштабное военное соглашение с Великобританией (в недавнем прошлом владела этим островом) и сохранил британскую военную базу на своей территории. США семь раз блокировали вступление в ООН Вьетнама (шесть раз - Северного, с которым воевали, и один раз Южного, чьим союзником являлись). Китай подобным образом ставил заслон перед Монголией и Бангладеш. 

Ханс Келсен\Hans Kelsen, автор книги "Организация и Порядок Работы Совета Безопасности ООН"\Organization and Procedure of the Security Council of the United Nations, утверждает, что в подавляющем большинстве случаев подобные игры с "вето" были лишь частью большой политики великих держав. Он приводит знаковый пример. В 1955 году Китай (де-факто Тайвань) запретил социалистической Монголии вступать в ООН, поскольку считал ее составной частью Китая. В ответ, СССР заблокировал вступление Японии (в общей сложности, СССР использовал "вето" против Японии четыре раза), которая поддерживала тайваньский режим в противостоянии с коммунистическим Китаем. В последний раз "вето" применялось в 1976 году (США против Вьетнама). Совместное "вето" в последний раз было наложено в 1974 году, когда США, Великобритания и Франция заблокировали путь в ООН для ЮАР, где правил режим апартеида.

Бардо Фассбендер\Bardo Fassbender, автор книги "Реформа Совета Безопасности ООН и Право Вето: Конституционная Перспектива"\UN Security Council Reform and the Right of Veto: a Constitutional Perspective, отмечает, что, несмотря на то, что с тех пор подобные методы постоянными членами Совета Безопасности не применялись, традиция сохраняется. Одной из "горячих точек", например, является вопрос Тайваня. Китай считает его частью своей территории и не признает его независимости. Тайвань не входит в состав ООН, хотя с 1971 года пытался сделать это 14 раз.. Последняя попытка была предпринята летом 2007 года, на сей раз Тайвань подал заявку на вступление в ООН используя название "Тайвань", а не "Республика Китай". Он вновь потерпел поражение, несмотря на то, что, по данным Всемирного Банка\World Bank Тайвань является 18-й по размерам экономикой мира и занимает седьмое место в мире среди крупнейших международных инвесторов.

Пекин также крайне резко реагирует на попытки Тайваня установить официальные отношения с какими-либо странами. Одним из рычагов воздействия на них является Совет Безопасности ООН. К примеру, в 1997 и 1999 году Пекин наложил два "вето" на резолюции, призванные помочь Гватемале и Македонии - причиной этого были дипломатические отношения, установленные этими государствами с Тайванем. Китай также неоднократно заявлял, что блокирует попытки предоставить Тайваню любой статус в рамках ООН - даже статус наблюдателя. Ныне Сербия заявила, что вынуждена будет "пересмотреть" свои отношения с государствами, которые признают независимость Косово.

Вероятно, в вопросе о предоставлении Косово независимости будет использован обходной маневр. Совет Безопасности снял с рассмотрения проект резолюции о предоставлении Косово независимости, подготовленный США и Европейским Союзом. Причиной стала жесткая позиция России, которая угрожала использовать своей право "вето", чтобы заблокировать это решение. В итоге, вопрос о судьбе Косово передан на рассмотрение контактной группы, куда входят США, Россия, Великобритания, Франция, Германия и Италия, где право "вето" не действует.

Источник: Washington ProFile



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Позиции 
22.08.07
Алексей Петруня
 Недомыслие 
22.08.07
Виктор Тимошенко, Москва
 Страда 
22.08.07
Виктор Тимошенко, Киев

Экономика
 Сделка 
22.08.07
Юрий Савченко
 Прогноз 
22.08.07
Сергей Куликов
 Газ 
21.08.07
Светлана Долинчук

Гуманитарная аура
 Наследство 
22.08.07
Лариса Марчук
 Молодежь 
22.08.07
Екатерина Савина
 Авиасалон 
22.08.07
Наталья Меликова, Жуковский